Архитектурное освещение
То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.
Задачи архитектурного освещения фасадов
- эстетическое воздействие на человека;
- узнаваемость здания (города);
- подчеркнуть назначение здания;
- повышение привлекательности для туристов;
- подчеркнуть красоту здания;
- скрыть возможные его недостатки;
- обеспечить безопасность людей, их комфорт.
Какое бывает архитектурное освещение зданий
Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:
- Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
- Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).
По своему типу архитектурная подсветка бывает:
- Заливающая (общая). Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
- Локальная (акцентная). Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
- Контурная. Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
- Фоновая. Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.
По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.
Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.
На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.
Подсветка стеклянных фасадов
Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.
Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.
Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.
Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:
- освещает всю площадь фасада;
- меняет силу света по вертикали;
- выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
- подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
- придаёт конструкции лёгкость;
- может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).
Требования к архитектурному освещению
Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).
Вот некоторые из этих требований:
- заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
- цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
- качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
- мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.
Светильники для архитектурного освещения
Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.
Рис. 2. Светильники для архитектурного освещения
Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.
Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.
В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.
Типы светильников
Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его. На рынке есть множество разных моделей.
Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;
Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.
Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.
Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.
Рис. 3. Контурная светодиодная архитектурная подсветка, выполненная прожекторами и накладными светильниками
Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.
Сложности с выбором архитектурных светильников?
Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».
Архитектурное светодиодное освещение
Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.
Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.
Преимущества светодиодного освещения:
- энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
- эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
- срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
- разнообразие фиксированных цветов;
- большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
- изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
- высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
- эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
- особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.
Система управления в архитектурной подсветке
Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).
Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.
Сценарии работы
В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:
- Вечерний сценарий – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
- Дежурный сценарий – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
- Праздничный сценарий – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.
Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.
Рис. 4. Три световых сценария для подсветки башни
Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.
Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения
Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.
Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.
Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.
Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.
Проект архитектурного освещения
Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.
Этапы работы над проектом
- Интервью с заказчиком. Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
- Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов). Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
- Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников. Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
- 3D визуализация архитектурного освещения – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
- Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.
Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию
Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.
Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.
Частые ошибки в системах архитектурного освещения
Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.
Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.
Самые частые из таких ошибок:
- неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
- неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
- нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
- не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
- монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
- слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.
Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.
Сложности с выбором светильников?
Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».
Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности
Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.
Общие задачи фасадного освещения
Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.
Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.
Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:
- улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
- повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.
Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.
Требования к освещению
Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.
Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:
- мощность;
- тип;
- цветовая температура;
- оттенок.
Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.
Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.
Нормы и правила подсветки зданий
Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.
Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.
Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:
- колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
- карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
- межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
- скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
- средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.
Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.
Типы архитектурного освещения
Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.
Локальное освещение
Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.
Заливающее освещение
Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.
Контурное освещение
Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.
Фоновая заливка
Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.
Световые фасады
Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.
Динамическое освещение
Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.
Виды используемых светильников
В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:
- возможность работать при любых климатических условиях;
- герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
- 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
- стойкость к механическому воздействию;
- высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
- удобство в обслуживании;
- корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.
К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.
Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:
- грунтовые;
- линейные;
- точечные;
- акцентные.
Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.
Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.
Архитектурное освещение
Архитектурное освещение играет важную роль в том, как люди воспринимают и понимают архитектуру. Освещение зданий и сооружений естественно или искусственно, архитектурное освещение – это среда, которая позволяет нам видеть и ценить красоту в зданиях вокруг нас.
Архитектурное освещение может помочь повысить ценность архитектуры.
Освещение может принести эмоциональную ценность архитектуре – это помогает создать опыт для тех, кто занимает пространство. Без освещения, где будет архитектура? Будет ли это иметь такое же влияние? Нет, это не так. Является ли это дневным освещением или искусственным освещением, свет привлекает внимание к текстурам, цветам и формам пространства, помогая архитектуре достичь своей истинной цели. Видение – это самый важный смысл, благодаря которому нам нравится архитектура, а архитектурное освещение улучшает то, как мы воспринимаем архитектуру еще больше.
Немного истории
- 1883 год – электрическими светильниками были впервые иллюминированы Кремль и колокольни Ивана Великого.
- Зарождение понятия «архитектурное освещение» –Нью-Йорк 20-е годы прошлого века.
- 1969 год – создание Международной Ассоциации Дизайнеров Освещения (ILAD).
Эстетика архитектурного освещения
Эстетика – это то, где дизайнеры и архитекторы сосредотачиваются на эмоциональном воздействии освещения и архитектуры на жителей. Именно там дизайнеры определяют, как люди хотят чувствовать себя, когда они ходят по пространству. Этот аспект особенно важен для торговых точек; внешнее освещение должно привлекать потребителя, а внутреннее освещение должно внушать им страх, поскольку они проходят через двери к демонстрации продукта.
Функция архитектурного освещения
Второй аспект, функция архитектурного освещения, нельзя игнорировать. Мы хотим, чтобы архитектурное освещение фасадов не выглядело определенным образом, но мы должны также удостовериться, что это служит его самой важной цели – помочь нам увидеть. Области должны быть освещены, чтобы люди чувствовали себя в безопасности при навигации по комнате или всему зданию. Они должны уметь видеть пол и стены вокруг них, что должно создать чувство уверенности.
Типы архитектурного освещения
По назначению архитектурное освещение делится на два типа:
– функциональное;
– декоративное.
Первый применяется для комфортного и безопасного пребывания людей на улицах в вечернее и ночное время суток. Миссия этого типа важна для зданий городов с непродолжительным световым днем зимой. Здесь важно настроить работу осветительных приборов максимально эффективно, чтобы они, с одной стороны, освещали наибольшее пространство, а с другой – не причиняли вред глазам жителям города.
Второй тип – носитель эстетической функции. Он придает городским улицам сохраняющиеся в памяти черты. Как правило, такая подсветка украшает город во время новогодних праздников, фестивалей, торжественных событий.
Энергоэффективное архитектурное освещение
Последний аспект очень важен в сегодняшнем развития зеленого строительства и устойчивости. Одно дело создать захватывающий макет архитектурного освещения, но другое — создать захватывающий реальный объект, который также невероятно энергоэффективен. Это можно сделать, гарантируя, что большая часть света достигает своей цели, и меньше света теряется. Архитектурное освещение фасадов. Уменьшение количества потерянного света сделает здание более эффективным. Легкий способ сделать это — установить светодиодные архитектурные светильники вместо флуоресцентного освещения. Современные светодиодные технологии позволяют создавать качественно новые световые приборы с более высокой светоотдачей, по сравнению с флуоресцентными источниками света.
Здания и городские помещения должны быть спроектированы в первую очередь вокруг их жителей. Важность архитектуры и архитектурного освещения как спускового механизма для физического, физиологического и психологического благополучия в настоящее время становится предметом значимости в архитектуре и градостроительстве.
О важности комплексного подхода
Одной из самых сложных задач для светотехнической компании является разработка концепции освещения многофункциональных территорий и их архитектурных доминант. Обычно заказчик затрудняется составить понятное ТЗ для такой задачи и ожидает набора «готовых» предложений на эту тему от архитектора или другого уполномоченного наемного консультанта.
Таким консультантом можете стать вы!
Архитектурное освещение фасадов. Данная задача настолько же сложна технически, насколько широкие перспективы открывает перед нами в случае ее успешного и профессионального решения
Ключ к успеху:
– Комплексный подход к задаче, всесторонний анализ объекта
– Предложение нескольких различных концепций на выбор
– Углубленная разработка понравившейся заказчику концепции, предварительно одобренное заказчиком уже на стадии концепции.
Аспекты, учитываемые при проектировании
- Архитектурный стиль здания
- Назначение здания
- История объекта
- Отделочные материалы фасада
- Возможность монтажа оборудования
- Окружающая среда
- Видовые точки
- Фоновая засветка
Приемы освещения фасадов зданий
В современной архитектуре освещения используют шесть основных способов фасадного освещения. Воображение и искусство светодизайнера позволяют создавать из них уникальные комбинации. Поговорим о каждом по отдельности.
Акцентное либо локальное
Прием акцентирует внимание на отдельных элементах здания: лепнине, колоннах, балконах или окнах. Для такой подсветки используются узкие лучи светодиодных прожекторов. Использование такого приема позволяет значительно уменьшить энергозатраты.
Фоновое
Применяется для подсветки значимых городских сооружений театров, дворцов, храмов, соборов. Прием выгодно выделяет силуэт здания и побуждает прохожих обратить на него внимание. Для фонового освещения наиболее подходит рассеянный свет, который лучше всего выделяют металлогалогенные светильники мощностью от 400 ВТ.
Контурное
Новый и креативный вид оформления подсветкой зданий, частных и загородных домов. Иллюминация выделяет только абрис, подчеркивая игрой света основные элементы постройки: окна, балконы, линию крыши. Наиболее выгодно использование дизайнерами гирлянд, линеек, LED-трубок и светодиодных лент.
Заливающее
Создается с помощью удаленных на небольшое расстояние от объекта прожекторов. Равномерно освещает всю площадь фасада исторического здания, памятника, построек прошлых веков. Такой тип подсветки не выгоден для архитектурных форм с повреждениями. Яркий свет подчеркнет их наличие на фоне фасада.
Динамическое
Использование в архитектурном освещении светодинамики сделало возможным программировать подсветку фасадов в соответствии с временами года, погодой, музыкой или появлением человека на ночной улице.
Новейшие средства светотехники позволяют дистанционно управлять яркостью освещения, изменять цветовую палитру, создавать рекламные и информационные сюжеты.
На основе динамического освещения появились медиафасады. Высотные и масштабные здания, оформленные цветомузыкой, создают неповторимую ауру ночного города.
Световое оформление
Применяется для зданий, фасады которых оформлены с помощью стекла. В этом случае световая конструкция располагается внутри постройки. При включении на стекле создаются уникальные световые композиции.
Рождение концепции
Стоит относится к объектам нашего исследования, как к произведению искусства – скульптуре. Поэтому исследование стандартных вариантов освещения необходимо для выявления положительных и
отрицательных приемов.
Поиск решения
При разработке системы освещения важно учитывать сочетание принципов освещения с архитектурой объекта, структурой фасадов, картой видимости, а также эмоциональным восприятием, которое будет создаваться в вечернее время.
После проведенного исследования архитектуры объекта, местности, видовых точек, поставить следующие светокомпозиционные задачи архитектурной подсветки фасадов:
- Выделить плоскости фасадов в зависимости от схемы видимости
- Плотность размещения светильников на фасадах увеличивать к наиболее видимым участкам.
- Архитектурное освещение должны создать комфортную световую среду, исключив слепящий эффект на жильцов, пешеходов и водителей.
Моделирование в Dialux
Обязательно нужно провести моделирование будущей системы освещения в Dialux. Это позволит выявит все слабые места вашей концепции. Моделирование покажет где стоит установить светильник мощнее, а где стоит пересмотреть оптику. Данный пункт обязателен к выполнению, несмотря на то, что многие даже не поймут, что за картинку нарисовал Dialux.
Выбор подходящего светильника
Для реализации поставленной задачи необходимо предусмотреть оборудование соответствующее энергоэкономичности, компактному дизайну и продолжительному сроку службы. Мощность и количество осветительных приборов нужно подобрать с учетом яркостных характеристик и кривых светораспределения.
Бестселлером архитектурного освещения является Линейный осветительный приборы – так называемый Wallwasher имеют симметричную оптику, позволяющую создавать мягкий градиент на фасаде. Как правильно выбрать светильник для подсветки фасада поговорим поподробнее.
Узел установки светильника на фасаде
Стоит уделить отдельное внимание разработке узлов крепления светильников или прожекторов на фасаде и самому дизайну кронштейна, учитывая как конструктивные особенности, так и эстетику. Важно расположить световой прибор на нужном удалении от стены для правильного распределения светового потока, чтобы избежать излишне ярких пятен вблизи источника. Очень важно достигнуть сбалансированного варианта светового решения, когда подсветка здания не противоречит стилистике фасада и архитектуре окружающих зданий. Здесь особенно важным является выбор уровня яркости освещаемого фасада.
Место установки
Первое что нужно учесть – это предполагаемое место установки светильника и какую функцию он будет выполнять. Желательно, для создания идеального эффекта, выбирать светильник длинной равной подсвечиваемой плоскости.
Выбор оптики
Важно правильно выбрать оптику и мощность светильника.
Для заливающего света используют оптику Wall Washer – мощность лучше выбрать, промоделировав сцену освещения в Dialux.
Для подсветки элементов фасадов используется оптика Grizing. Смотреть фото.
Примеры выбора светильников
Внешний вид светильника
Зачастую архитектурное освещение проектируется для исторических зданий и сооружений, в архитектуру которых ни в коем случае нельзя вносить изменения. Поэтому очень важно чтобы установленное освещение не выбивалось из общего восприятия зданием.
Для этого важно, чтобы все линии электропередач были проложены по фасаду здания в коробе который по цвету полностью совпадал с цветом фасада и не выделялся на его фоне. Тоже самое относится и к светильникам. Наиболее эстетичный эффект от освещения появляется если сам светильник замаскирован на фасаде и не выделяется со стороны.
Посмотрите на фото как это возможно выполнить.
Система управления светом
В проектах, где требуется диммирование светильников, запуск динамических сцен и/или смена цветов, требуется использовать управляющие контроллеры. Для подсчета управляемых световых точек (light points) и подбора нужного контроллера, необходимо определиться с протоколом управления. Это (Ethernet/DMX) или DALI. После этого, исходя рассчитанного общего количества световых точек под управлением и протокола подбирается подходящий контроллер.
Для управления архитектурным освещением лучше всего подойдет протокол DMX 512.
Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами (один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Одновременное использование нескольких поддерживающих DMX512 устройств позволяет создавать световые картины и элементы оформления различной степени сложности, как внутри, так и снаружи помещений. По одному каналу передаётся только один параметр прибора, например цвет свечения светодиодного RGB-прожектора. Каждое устройство имеет определённое количество управляемых дистанционно параметров и занимает соответствующее количество каналов в пространстве DMX512.
Протокол DMX512 получил широкое распространение и является одним из основных стандартов для большинства светотехнических систем. Он отличается простотой, привлекательной для производителей устройств, и универсальностью при его применении. Безусловно, у протокола DMX512 есть и определенные недостатки.
Соблюдение простых правил позволит избежать распространенных ошибок.
Некорректная установка терминаторов или их отсутствие является, пожалуй, наиболее часто встречающейся ошибкой в ненадежно работающих системах DMX512. Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.
В том случае, когда терминатор не установлен, сигнал, приходя к самому дальнему концу линии, «отражается» обратно по направлению к передающему устройству. При определенной длине линии и определенном стечении обстоятельств этот отраженный сигнал может внести серьезные помехи в настоящий сигнал DMX, что приведет к возникновению ошибок и сбоев. Резистор-терминатор «впитывает» сигнал на дальнем конце кабеля и не позволяет ему отражаться. В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта.
Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии.
Однако в линиях DMX512 на одном из концов кабеля всегда установлено только передающее устройство, (т.е. пульт управления), а на другом конце линии всегда находятся приборы, которые только принимают сигнал (без передачи).
Кабели, используемые для передачи сигнала DMX512, обычно имеют волновое сопротивление в диапазоне от 85 до 120 Ом. Стандарт RS422 (предшественник стандарта EIA485) был оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 100 Ом. Стандарт EIA485 оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 120 ОмТак как в настоящее время встречаются передающие устройства выполненные как в соответствии со стандартом RS422, так и в соответствии с EIA485, то идеальным кабелем является кабель типа Proplex PC22xx/x, имеющий волновое сопротивление 110 Ом. Этот кабель будет лучшим решением в том случае, если на нем установить терминатор номиналом 110 Ом. Следует отметить, что номиналы в диапазоне от 90 до 120 Ом также дадут хороший результат.
Системы DMX512 могут нормально работать без терминаторов довольно продолжительное время (в случае если их забыли установить или не установили вовсе).
Архитектурное освещение – нормы и секреты монтажа
Архитектурно-художественное освещение, в последнее время приобретает все большую популярность. Его используют для подсветки не только исторических и культурных зданий, но и для офисных и торговых центров, жилых домов, садовых и парковых зон — и даже производственных зданий.
Такой тип освещения способен преобразить самое унитарное здание. Здесь, главное, правильно его смонтировать и настроить.
И вот с этим аспектом, у наших доморощенных светоинженеров далеко не все так хорошо. Поэтому в нашей статье мы постараемся раскрыть основные нормы и правила создания качественного архитектурного освещения.
Требования, предъявляемые к архитектурному освещению
Прежде чем разбираться, как правильно организовать архитектурное художественное освещение давайте, разберемся с теми аспектами, от которых мы будем отталкиваться при его проектировании. Ведь правильное определение условий — это уже половина победы.
Одним из самых важных параметров при выборе освещения, является расположение дома. А также, имеет значение расположение смежных зданий, наличие габаритных зеленых насаждений, интенсивность движения транспорта в прилегающей зоне. Почему нам это важно?
Например: рядом с нашим зданием расположено однотипное или отличное здание, уже оборудованное системой подсветки. Значит, нам необходимо будет подстраиваться под его цветовую гамму, стилистику оформления освещения, и учитывать его отраженное освещение.
В противном случае, наша подсветка дома просто выбьется из архитектурного ансамбля, и будет выглядеть бельмом. Если же соседнее здание не имеет подсветки, то нам все равно следует учитывать его цветовое оформление, затеняющее воздействие — и, возможно, отражающее влияние.
Наличие габаритных зеленых насаждений, несколько ограничивает нас в геометрии расположения светильников. А в некоторых случаях, для создания целостного ансамбля, требует и их светового оформления.
Наличие транспорта и пешеходных зон вблизи дома, накладывает на нас определенные обязательства. В частности, ослепляющего эффекта от нашего освещения не должно быть. И это касается не только подсветки фасада, но и любого другого декоративного освещения нашего ансамбля.
Очень важным аспектом является угол и зона обзора нашего здания. Для этого вычисляется линия наиболее вероятного угла зрения человека при осмотре данного здания. Ведь согласитесь, дом, который будут осматривать с расстояния в 100 – 300 метров, требует совершенного другого подхода, чем здание, на которое будут смотреть с расстояния в километр и более.
При этом, если у нашего здания есть участки фасада, не просматриваемые зрителем, то их можно и вовсе не освещать — либо снизить интенсивность их освещения. Между прочим, цена такой экономии для отдельных зданий, может быть весьма и весьма существенной.
Очень важным аспектом является материал и цвет отделки фасада здания. Различные материалы обладают неодинаковым коэффициентом отражения. Поэтому требуется соблюдать правильный угол падения света, что в свою очередь отражается на общей структуре светового оформления.
Нормы и правила архитектурного освещения зданий
Теперь, давайте рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно, с указанием норм и правил, предъявляемых к каждому из них. Кроме того, изучим рекомендации, которые дают нормативные документы к различным объектам.
Прежде всего, рассмотрим вопрос: «Почему нормы архитектурного освещения так требовательно относятся к расположению здания?».
Допустим, есть два здания: одно из них располагается на центральной улице крупного города, второе — в загородном дачном поселке. Интенсивность освещения для этих зданий должна быть разная. Ведь в загородном населённом пункте, фоновая освещенность на порядок ниже.
Исходя из этого, в СНиП 23-05-95 была разработана классификация улиц и площадей по фоновой освещенности. Данная классификация сведена в табл.37 нормативного документа.
Согласно нее, освещенность фасада дома в крупном городе должна быть 10 кд/м 2 . Освещение же фасада загородного дома может быть всего 4 кд/м 2 .
Если не придерживаться этих норм, здание в центре города будет слишком блеклым, а дом в загородном поселке, будет иметь слишком яркое освещение.
Еще один аспект, на который мы бы советовали обратить внимание — это окружающее пространство. Если рядом с нашим домом расположено здание со значительными площадями остекления, из которого струится освещение, то это следует учесть при расчетах.
В этом случае, независимо от категории улицы, яркость фона следует принимать более 5 кд/м 2 . Соответственно, средняя освещённость нашего фасада должна быть не меньше 10 кд/м 2 .
Обратите внимание! На освещение витрин магазинов не распространяются нормы по освещению фасадов. Для них действуют другие нормативы по максимальной освещенности, которые, кстати, тоже зависят от категории места расположения.
Так же мы рассматривали случай, когда наше здание затенено растительностью. Она значительно снижает яркость фона. Поэтому, независимо от расположения здания, нам в этом случае нужно будет достичь средней освещенности в 4 кд/м 2 .
Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание — это точка обозрения здания. Согласно СНиП 23-05-95, если она расположена на расстоянии в 1км и более, то допускается увеличивать среднюю освещенность здания до необходимой величины.
Теперь, что касается угла падения света. Практически все поверхности зданий относятся к так называемым, диффузным поверхностям (с рассеянным отражением света). При угле падения света в 45 о, они по-разному отражают свет — и это следует учитывать при проектировании.
Она может быть получена при использовании шлифованного мрамора, гранита или глазурованной облицовочной плитки.
Но это еще не все. Как известно, отраженность зависит еще и от цвета облицовки. Так, согласно таблице 38 СНиП 23-05-95, белый цвет дает коэффициент отражения равный 0,6. А черный цвет имеет коэффициент отражения менее 0,15.
Виды и секреты архитектурного освещения
Ну вот, мы и определились с основными нормами и аспектами фасадного освещения. Но это ни на йоту не приблизило нас к ответу на вопрос, как его правильно организовать. Поэтому давайте рассмотрим его основные виды, и раскроем небольшие секреты его монтажа.
Виды архитектурного освещения
Освещение архитектурное может быть нескольких видов: равномерное, комбинированное, контурное, внутреннее и декоративное.
Некоторые из этих видов, в различных источниках имеют различные названия, но это не меняет их сути:
- Наиболее распространенным, является так называемое равномерное, или как его еще называют: заливное освещение. Оно предполагает равномерное освещение всего фасада дома по всему периметру. В некоторых случаях, применяется равномерное освещение части фасада дома.
Обратите внимание! Для данного типа освещения, существует норма по равномерности освещения. Так, перепад между средним уровнем и уровнем освещенности наиболее затененного участка, не должен превышать показатель 1/3.
- Комбинированным называется освещение, когда имеется равномерное освещение фасада, а отдельные элементы имеют более яркое освещение. В некоторых случаях, отдельные элементы наоборот затемняются.
- Контурным называется освещение, когда фасад дома имеет подсветку только по контуру. Иногда применяется частичное контурное освещение, когда подсвечивается контур только одного элемента дома. Обычно это контур крыши, но здесь возможны варианты. Кстати, контурное освещение иногда используют в комплексе с системой охранного освещения.
- Иногда применяется внутреннее освещение фасада. Казалось бы, это не совместимые понятия. Но за счет специально спроектированного включения внутреннего освещения, на фасаде дома можно создавать световые рисунки.
Внимание! При наличии определенных средств автоматизации управления внутренним освещением, можно добиваться изменения светового рисунка в течение определённого времени. Такое решение имеет смысл только для многоэтажных зданий с большим количеством световых проемов, и обычно используется только как временное решение.
- Декоративным освещением фасада дома называется такой тип освещения, когда при помощи специальных наружных светильников или других световых устройств, на фасаде изображается определенный орнамент. Данный тип освещения достаточно сложно организовать своими руками, и для получения качественного результата требует специального оборудования. Поэтому в большинстве случаев так же является временным.
Секреты архитектурного освещения
А вот теперь пришло время поговорить о том, как правильно выполнять монтаж архитектурного освещения. Ведь дело это достаточно непростое, и требует знания многих нюансов, которые мы и попробуем раскрыть в нашей статье.
Прежде всего, давайте остановимся на местах расположения светильников. Это могут быть специальные ниши ниже уровня земли. В этом случае, следует побеспокоиться о качественном водоотведении, и соответствующем уровне влагозащищенности светильников.
Могут быть светильники, установленные на уровне земли. Обычно их монтируют на специальные бетонные или железные пьедесталы. Можно установить светильники непосредственно на самом здании. Для обеспечения требуемого угла падения света, при этом следует использовать специальные держатели.
В некоторых случаях, для освещения фасада дома используют светильники, установленные на крышах соседних зданий. Если такой возможности нет, то можно устанавливать светильники на специальных мачтах или столбах.
Выбор места установки светильников осуществляется, исходя из конструкции здания, его отделочных материалов и окружающего пространства.
Давайте рассмотрим некоторые варианты:
- Когда здание имеет форму башни, то светильники следует располагать на уровне земли. Если это невозможно, то следует использовать два или три светильника, расположенные в диаметрально противоположных участках здания, и равноудаленные от ее основания.
- Если у здания имеются вертикальные выступы. Это могут быть элементы конструкции, пилястры и другие подобные элементы. В этом случае, следует выбрать основное направление наблюдения, и разместить светильники справа и слева от мест наблюдения. Для освещения затененных участков, следует применить дополнительные светильники. Причем, их яркость может отличаться от яркости основного заливного освещения.
- Если на нашем здании присутствуют небольшие горизонтальные выступающие поверхности – балки, пояса и тому подобное. Светильники следует располагать на уровне земли, но на некотором удалении от здания.
Обратите внимание! Если наше здание имеет ширину больше чем высоту, то имеет смысл применять светильники с высокими углами горизонтального рассеяния. Если же здание напротив, в высоту намного больше чем в ширину, то следует применять прожекторы с высокими углами вертикального рассеяния.
- При наличии балконов, лоджий и других габаритных горизонтальных выступающих частей, светильники следует располагать на земле, но на значительном удалении от здания. Размещать светильники выше уровня земли не рекомендуется из-за попадания света внутрь помещения.
Теперь давайте обсудим зависимость угла установки светильников от облицовки здания. Здесь то же есть определенные требования.
Если для отделки фасада применяется материал с диффузным отражением света, то угол падения света на фасад и взгляда наблюдателя, должен быть в пределах 30 – 45 о . Для зданий, отделанных материалами с направленно-рассеянным отражением, светильники следует размещать так, чтобы угол между углом падения света и взглядом наблюдателя, был в пределах 45-60 о .
Если же это материалы с шероховатой блестящей поверхностью, то светильники следует располагать таким образом, чтобы свет падал снизу-вверх. При этом угол падения света не должен быть больше чем 45 о .
Это же правило касается и освещения зданий с отделкой из гладких блестящих материалов. Только в этом случае, угол падения не нормируется. При этом следует полностью исключить попадание бликов в поле зрения человека, как на видео.
Давайте остановимся и на требованиях установки, предъявляемых к светильникам исходя из окружающей обстановки. В первую очередь, это касается зеленых насаждений.
Если таковые есть перед зданием, то светильники следует располагать между деревьями и зданием. В некоторых случаях допускается их скрывать в зеленых насаждениях, но при этом следует исключить попадание в луч света отдельных веток.
Если здание расположено на берегу водоема или бассейна, то светильники для подсветки следует расположить на уровне или ниже уровня земли. Это необходимо для отсутствия бликов на воде, и красивого отражения силуэта здания в водоеме.
Обратите внимание! В этом случае не допускается установка светильников с направлением света вниз. А при установке светильников для подсветки отдельных элементов, их следует делать максимально направленными.
Последним важным аспектом, является цветовая гамма архитектурного освещения. Если вы хотите обеспечить качественную цветопередачу, то не стоит пользоваться лампами накаливания и лампами НЛВД.
Ими можно освещать только серо-бежевые и темно-зеленые поверхности. Для остальных поверхностей лучше использовать лампы ДРЛ, ДРИ, диодные. Но тут, тоже не без оговорок, касающихся цветопередачи отдельных диодных ламп.
Вывод
Освещение архитектурно художественное — это целый раздел в осветительных системах. Здесь следует правильно выбрать не только технические параметры, системы управления, выполнить монтаж, но и обладать определенным талантом. Поэтому для создания действительно качественного фасадного освещения, советуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к профессионалам.
Разновидности светодиодной подсветки зданий и архитектурных сооружений
Архитектурная подсветка, помимо ее прямого назначения, активно используется в эстетических целях. Этот вид наружного освещения позволяет подчеркнуть красоту и выгодно выделить те или иные объекты в ночное время суток.
Область применения уличного художественного света
Архитектурное освещение применяется в самых различных областях. Его можно увидеть на торговых развлекательных центрах, гостиницах, ресторанных комплексах и т. п.
Такая подсветка добавляет коммерческим заведениям солидности и привлекательности, а также непроизвольно притягивает к ним взгляд, что является эффективным маркетинговым ходом.
Помимо этого, существует еще несколько типов сооружений, которые довольно часто украшаются архитектурной подсветкой, а именно:
- частные дома и дачи;
- здания общественного и административного назначения;
- производственные постройки;
- исторические и архитектурные памятники, а также другие предметы искусства;
- мосты;
- вокзалы, аэропорты и т. п.;
- парки, аллеи, деревья и кустарники.
Важно! Способ освещения каждого объекта зависит от его назначения, месторасположения и специфики.
Типы светодиодных светильников для фасадов и сооружений
Существует несколько различных источников света, применяемых с целью фасадного освещения.
В зависимости от контурных особенностей и объекта установки, светильники подразделяются на следующие виды:
- Светодиодные прожекторы – используются для создания заливочной и акцентной подсветки фасадов зданий, сооружений и т. п. Заливочная подсветка выделяет освещаемый объект из общей массы построек, придавая ему совершенно иной вид, существенно отличающийся от восприятия при естественном дневном освещении. Акцентная подсветка подчеркивает конкретные формы и элементы сооружения, позволяя рассмотреть мельчайшие детали, невидимые днем.
- Светодиодные лампы – основная их функция заключается в создании уникального облика объекту в темное время суток, акценте на его основных элементах.
- Светодиодные ленты – представляют собой гибкую монтажную плату, на поверхности которой расположены источники света. Благодаря максимальной яркости они активно используются для интерьерной и архитектурной подсветки. Клейкая обратная сторона ленты обеспечивает быстрый и легкий монтаж на любой поверхности.
- Линейные светильники – отличаются минимальной шириной и значительной длиной, что дает возможность их размещения даже в местах с небольшими выступами.
- Грунтовые прожекторы – применяются для ландшафтного и декоративного освещения.
- Точечные светильники – обеспечивают акцентную подсветку декоративных элементов объектов.
Монтаж и устройство: разновидности способов организации led освещения
Существует масса вариантов организации подсветки зданий и сооружений, причем каждый из них имеет свое предназначение.
Выбор подходящего способа обусловлен конструктивными особенностями конкретного объекта: его фактурой, формой, материалом и цветом облицовки. Варианты освещения:
- Локальное – применяется с целью усиления эстетических свойств той или иной части строения. Таким способом делают акценты на карнизах, балконах, окнах и других элементах. Этот тип освещения считается универсальным и наиболее экономичным. Для его реализации используют акцентные прожекторы небольшой мощности.
- Динамическое – подсвечивает фасад различными цветами благодаря цветодинамическим системам. Такое решение обеспечивает периодическое изменение оттенков, контрастности и степени интенсивности световых потоков. Для монтажа используют прожекторы, точечные источники света, ленты и диоды.
- Силуэтное – позволяет выделить очертания объектов благодаря расположению прожекторов на их тыльной стороне.
- Заливающая фоновая подсветка – обеспечивает целостное восприятие объектов (по всей высоте) за счет установки прожекторов с максимальной мощностью.
- Контурное – используется для выделения геометрии объектов. Обеспечивается с помощью светодиодов различной формы, чаще всего – линейных светильников.
Важно! Для подсветки полностью остекленных архитектурных сооружений применяются световые фасады – светильники, установленные внутри помещения и излучающие свет наружу.
Нормативные требования, проектирование и расчет
В отличие от приборов внутреннего освещения, все уличные светильники должны отвечать ряду требований:
- способность сохранять работоспособность в любых климатических условиях;
- наличие герметичного корпуса с полным отсутствием швов;
- устойчивость к механическим и вибрационным нагрузкам, а также к температурным колебаниям;
- вандалоустойчивость;
- оснащенность защитой от влаги и пыли (IP 54, IP65);
- пожаро- и электробезопасность;
- возможность ремонта, свободный доступ для него;
- неподверженность коррозии.
Установка конкретного вида архитектурной подсветки осуществляется исходя из нескольких факторов:
- желание заказчика;
- специфика строения;
- схема расположения.
Для создания контраста между фасадом и фоном необходима правильная организация уличного освещения двора. Также немаловажен грамотный подбор источников света и их количества. К примеру, объектам развлекательного назначения свойственно яркое оформление, а офисам будет достаточно ненавязчивого, но в то же время броского света.
Чтобы не нарушать замысел зодчих, исторические объекты практически не подсвечиваются. Лампы для монтажа выбирают с учетом ряда характеристик:
- тип;
- мощность;
- оттенок;
- цветовая температура.
Не последнюю роль при установке подсветки играет материал, из которого выполнен фасад. К примеру, поверхности из стекла и металла снижают яркость освещения и способствуют появлению светящих пятен. Поэтому для обеспечения должного уровня освещения источники света здесь нужно размещать максимально точно.
Подбор и установку осветительных приборов осуществляют, руководствуясь нормативами. Светильники обязательно должны быть наружного типа и иметь кривые силы света (КСС), а угол рассеивания света варьироваться в интервале от 10 до 60 градусов.
Полезное! При расстановке приборов не допускается слепящее воздействие на людей, проживающих на противоположной стороне улицы.
Существует ряд правил, соблюдаемый в процессе планировки архитектурного освещения:
- освещение колонн светильниками с узкими лучами рассеивания;
- подсветка карнизов специальными линейными приборами, способными создать светящуюся линию с большой длиной;
- использование отдельно стоящих ламп для освещения простенков между окнами на первых этажах;
- выделение скульптур посредством металлогалогенных светильников, у которых индекс цветопередачи превышает показатель 80.
В зависимости от назначения объекта средняя яркость фасадов составляет от 3 до 10 кд/м 2 .
В процессе проектирования светодизайна различных объектов специалисты проводят ряд подготовительных работ:
- исследование объекта;
- разработка дизайнерского проекта и выбор типа подсветки;
- визуализация 3D;
- определение принципа размещения оборудования с последующей расстановкой;
- расчет уровня освещения;
- выбор светотехнических приборов с учетом их характеристик: потребляемой мощности, уровня светового потока, оттенка излучаемого света и угла раскрытия луча;
- проектирование каналов под кабель;
- подготовка электротехнических чертежей;
- выбор системы управления.
Как правило, для планирования подсветки крупных объектов используют специальные компьютерные программы, с помощью которых можно максимально точно рассчитать все необходимые параметры.
По мнению некоторых ученых, существует риск «светового загрязнения», причиняющего существенный вред здоровью людей, а также не дающего возможности любоваться чистым небом. В особенности это касается мегаполисов. Подобная проблема решаема с помощью специальных технологий, снижающих уровень такого загрязнения, а заодно и расходы на электроэнергию.
Полезное видео
Посмотрите интересное видео, в котором обсуждается про способы подсветки фасада дома:
Подсветка фасада загородного дома: какая бывает и как создается
Световое оформление фасада в ночное время украшает строение, придает ему уютный и гостеприимный вид. В статье рассказывается о принципах создания и функциях освещения фасадов частных домов. Вы узнаете, какие этапы проходит разработка плана архитектурного освещения, и какое осветительное оборудование используется. Статья познакомит вас с разновидностями подсветки: заливающей, локальной и скрытой, с их особенностями и способами реализации.
О функциях подсветки и принципах ее создания
Световое оформление фасадов является одним из способов обустройства придомовой территории; владельцы загородных домов с удовольствием применяют ее в качестве дополнительного элемента декора своего жилья. Фасадная подсветка способна выполнять две функции:
- Эстетическая. Используя приемы подсвечивания фасада, вы можете подчеркнуть архитектурные особенности дома, придать ему уникальный вид, выделить из окружающей застройки.
- Практическая. Фасадное световое оборудование освещает не только стены дома. Декорируя жилье, вы освещаете прилегающую к нему территорию, обеспечиваете безопасное передвижение после захода солнца. Для этой цели дополнительно подсвечивают отдельные элементы — крыльцо или вход в дом.
Чтобы архитектурное освещение радовало взгляд и не доставляло неприятностей, его устраивают с соблюдением следующих принципов:
- Система и ее составляющие должны иметь максимально простую и надежную конструкцию. Одними из самых простых в эксплуатации зарекомендовали себя светодиодные светильники.
- Система должна быть экономной в потреблении энергии.
- Подсветка фасада должна быть абсолютно безопасной для жильцов дома и их домашних любимцев и соответствовать современным эксплуатационным нормам.
- Желательно, чтобы система работала в автоматическом режиме.
- Система должна быть ремонтнопригодной.
Способы организации и виды подсветки
Организацию подсветки фасада можно проводить разными способами. Архитектурная практика включает освещение не только главной, парадной стороны постройки, но и боковых стен. Вопреки устоявшемуся мнению, создание светового оформления не требует использования сложных технических приемов и большого расхода материалов. При этом необходимо стремится к гармоничному результату — все источники света должны быть вписаны в общую концепцию освещения участка. В число наиболее распространенных способов организации подсветки входит:
- Монтаж источников освещения на стены постройки.
- Установка скрытых ламп.
- Использование удаленных осветительных приборов.
- Комбинирование способов.
Все эти источники освещения имеют разное предназначение и характеристики, поэтому при выборе тех или иных светотехнических элементов стоит учитывать их функциональность. Для подсвечивания фасада организуют три вида освещения:
- Декоративное. Его единственное назначение — создание эффектного вида на зависть соседям и друзьям. При этом допускается подсвечивание как отдельных фасадных деталей (например, подсветка крыши дома), так и расположенных рядом растений и элементов декора придомовой территории.
- Техническое. Вспомогательное, дающее возможность комфортного и безопасного использования лестниц, придомовых дорожек, дверей.
- Сопровождающее. Разновидность технического; организовывается с помощью осветительных приборов, оборудованных специальными датчиками и реагирующих включением на приближение человека.
План архитектурной подсветки
Декоративное подсвечивание фасадов постепенно превращается в неотъемлемый атрибут современного загородного дома. Все более востребованной становится не только праздничная и новогодняя подсветка, но и постоянное световое оформление. Создавая проект наружного освещения загородного дома, особое внимание обращают на следующие аспекты:
- Архитектурный стиль жилья, особенности внешней отделки (цвет, фактура материалов).
- Ландшафтные особенности и расположение дома.
- Расположение смотровой зоны — места, откуда дом лучше всего просматривается.
Профильные строительные компании выполняют работы любого уровня сложности, включающие проектирование, монтаж и ремонт систем освещения. Разработка плана архитектурной подсветки включает следующие этапы:
- Разработка концепции и светотехнического проекта. Определяется способ освещения, подбираются осветительные приборы для различных деталей фасада.
- Подготовка проекта электросетей. Задается режим освещения и яркость подсветки.
- Выбор и закупка оборудования (светильников, ламп, прожекторов).
- Монтаж и пусконаладочные работы.
Разновидности освещения
Грамотно подобранная подсветка фасада загородного дома способна не только подчеркнуть достоинства строения и окружающего ландшафтного дизайна, но и скрыть недостатки (если таковые имеются). Для организации ночной иллюминации профессионалы предлагают несколько видов уличного освещения.
Заполняющее (заливающее)
Распространенный вариант, когда постройка высвечивается полностью, актуальный для отдельно стоящего объекта. Примером света заливающего типа служит освещение разнообразных исторических памятников, музеев и театров, чей обзор не заслонен другими постройками. Заливающее освещение обладает следующими особенностями:
- Подсветка создается для всего строения, от фундамента до крыши.
- Для метода возможно использование двух видов прожекторов. Более мощные устройства создают основной рассеянный свет по всей поверхности. Более мелкие прожекторы направленного света акцентируют внимание на значительных архитектурных деталях.
- Метод считается универсальным. Благодаря своей интенсивности подсветка не только выделяет дом, но и одновременно создает зону видимости вокруг, что позволяет считать такой вариант оптимальным по соотношению финансовых трат и результата.
- Есть некоторые ограничения в использовании. Метод редко применяется в условиях маленького участка. Как правило, такая территория отличается плотной застройкой, при которой доминирующее строение выделить невозможно, и эффект теряется.
Видео описание
О дизайне фасадного освещения в следующем видео:
- При выборе заливающей подсветки придется позаботиться о правильном расположении осветительных приборов. Расположенные на земле прожекторы плохо подходят для загородного дома, который, как правило, имеет не больше 2-3 этажей в высоту. При таком расположении (снизу вверх) значительная часть света будет теряться в пространстве, не создавая должного эффекта. Более правильным будет расположение прожекторов на деревьях или столбах.
- Прожекторы, направленные на фасад, неизбежно будут освещать комнаты. Нет беды, если в зону освещения попадает гостиная, кухня и столовая; свет, бьющий в спальню или детскую, доставит неудобство. Чтобы не отказываться от подсветки, осветительные приборы смещают вниз, на землю, или прячут в нишах.
Локальное (акцентное, местное)
Гораздо чаще, чем заливающая, в загородном домостроении применяется локальная подсветка, когда при помощи осветительных приборов выделяют определенные детали дома: самые выразительные (карнизы, лепнину, колонны) или функциональные (номер дома, название улицы). Метод востребован благодаря возможности применения в декорировании любых построек, при этом используется следующее оборудование:
- Настенные (фасадные) светильники. Чаще всего они монтируются в нижней части стены и характеризуются рассеянным или направленным светом. Нередко отдельное внимание уделяется подсветке крыши, если она имеет интересные конструктивные особенности.
подсветка фасада загородного дома t70752-10
В стиле минимализм
- Удаленные источники. Подсветку, направленную на поверхность стены, можно спрятать на газоне или разместить вдоль дорожки. Такое освещение получается более мягким за счет некоторой удаленности источников света.
- Комбинирование. Для освещения большого загородного дома в большинстве случаев используется комбинация двух предыдущих видов, позволяющая добиться впечатляющего результата.
Видео описание
О контурной подсветке в следующем видео:
Силуэтное
Силуэтная подсветка создает неакцентированный световой фон; строение проявляется на темном фоне, внимание к деталям не привлекается. Такая скрытая подсветка загородного дома успешно комбинируется с локальной; каждая из них служит для акцентирования на отдельных деталях строения, только задача выполняется разными способами. Основная идея заключается в том, чтобы проявить элемент, очертить его форму при помощи источника, скрытого за силуэтом дома (декором, архитектурной деталью, растением). Во многих современных проектах такой льющийся ниоткуда свет имеет дополнительное функциональное значение.
Контурное
Способ декоративного выделения очертания архитектурных деталей постройки (лестниц, балконов, эркеров); нередко выделяется конкретный контур архитектуры. Для способа подходят люминесцентные и светодиодные осветительные лампы; светильники монтируются по углам дома, в оконных и дверных проемах, по кровле. В частных домах контурное освещение применяют главным образом в период новогодних праздников. Для создания красочной иллюминации используют диодные ленты, дюралайт (разновидность гирлянд), разноцветные лампы.
Цветовое (светодинамическое)
Цветные лампы, светодиодные ленты и прожекторы могут придать интересный цвет фасаду дома. Возможно, потребуется перебрать несколько вариантов, из-за того, что приборы, обладающие холодным, нейтральным или теплым свечением, по-разному влияют на итоговый оттенок. Так, подсветка фасада деревянного дома теплым светом может придать поверхности неестественный оттенок. Светлый песчаник при подсветке нейтральным может «получиться» излишне желтым. Только опытным путем, пробуя разные комбинации, можно определить оптимальное решение.
Световой фасад
Чаще всего примеры световых фасадов можно наблюдать в бизнес-районах, где многие строения эффектно выделяются подсвеченными изнутри стеклянными фасадами. В частном строительстве также встречаются дома, где можно применить это современное решение, подсветив застекленный фасад, панорамное окно или зенитный фонарь.
Оборудование
Для фасадной подсветки профессионалы используют самое разное осветительное оборудование, в число которого входят следующие светотехнические материалы:
- Светодиодные прожекторы и светильники. Они могут быть монохромными или использовать технологиею RGB и менять цвет.
- Консольные светильники с металлогалогенными лампами. В последнее время для фасадной подсветки применяются достаточно редко.
- Газоразрядные (люминесцентные) лампы.
- Прожекторы под лампу ДРЛ.
- Светодиодные ленты и гирлянды. Давно прошли те времена, когда гирляндами украшали только новогоднюю елку. В современном дизайне гирлянды с разнообразными эффектами (сетка, дождь, водопад) являются любимым приемом декорирования.
Видео описание
Об украшении фасада на Новый год в следующем видео:
- Дюралайт. Прозрачный гибкий шнур с лампами внутри.
- Гибкий (холодный) неон. С успехом используется не только во внешнем декоре, но и в интерьере. Представляет собой электролюминесцентный ПВХ провод, в центре которого проходит медная жила.
- Белт-лайт (уличная ретро-гирлянда). Рекомендуется выбирать экологически чистые и энергоэффективные светодиодные LED лампы.
- Регулирующее оборудование. Управление иллюминацией (ритмом включения/выключения) автоматизировано, возможно программное изменение интенсивности и направленности световых потоков.
- Вспомогательное оборудование. К нему относятся устройства фиксации и защиты осветительных приборов.
Расширенные возможности управления предоставляет подсветка фасада, встроенная в систему «Умный дом». Система интеллектуального управления контролирует состояние электросети и оптимизирует нагрузку. Владелец может управлять фасадным освещением (с настенных пультов на фасаде, с планшета или смартфона), используя следующие возможности:
- Включение фасадной подсветки (возможен и автоматический сценарий) при наступлении сумерек.
- Изменение интенсивности и цветовой палитры освещения (если предусмотрено проектом). Удобная опция — в пасмурную погоду яркость можно увеличить, лунным вечером уменьшить, добавив, таким образом, романтики в обстановку.
- Автоматическое выключение в заданное время, позволяющее экономить электроэнергию.
Заключение
Фасадная подсветка частных домов все еще остается редким явлением; более популярно украшение фасадов к новогодним праздникам. Создать световое оформление, сделать так, чтобы дом выглядел уникально в разное время суток, помогут специалисты профильных компаний. В рамках выделенного бюджета они подберут и установят осветительное оборудование так, чтобы оно не только подчеркивало красоту жилья, но и не мешало его обитателям. Выбор осветительных приборов осуществляется на основании эстетических предпочтений хозяев, расчетных параметров проекта, надежности и энергосберегающих характеристик оборудования.