Изразцовые печи и камины – история, разновидности, воздушная прослойка

Печной изразец

Изразец — керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п., имеющий с обратной стороны вид открытой коробки — румпу, — с помощью которой он крепится к основе (т.е. кирпичной кладке) [1].

Истоки изразца обнаружены в древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. После монголо-татарского нашествия производство возобновлено во вт. пол. XV века.

В данном случае нас будут интересовать печные изразцы. Ими стали украшать печи во вт. пол. XVI (нач. XVII в.) [3].

Цель этой публикации — в общих чертах ответить на вопрос: «Что такое печной изразец?» на примере ранее неопубликованных изображений изразцов двух печей.

Зачем печи изразец?

  • утилитарная функция — «Главное назначение изразцов — накопление (аккумулирование) тепла с последующим равномерным и длительным излучением его в помещение«. Дело в обоженной пористой глине, которая является плохим проводником тепла. Соответственно, изразцы «медленно нагреваются теплом печи и долго его удерживают, медленно остывая» [2]. Необлицованная печь отдает тепло быстрее, а значит, она менее эффективна. Также не случайно изразец покрывают поливой, «лицо» становится гладким. «Тела с такой поверхностью лучше излучают тепло, чем тела с шероховатой поверхностью«[2]. Таким образом, происходит равномерное излучение тепла, накопленного изразцом. Т.е. с одной стороны шероховатая поверхность принимает и сохраняет тепло, с другой стороны гладкая поверхность равномерно медленно отдает это тепло помещению.
  • декоративная функция — «Изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов, трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII веке, и в жилых помещениях горожан» [3]. Таким образом, изразец — еще и средство художественного оформления помещения. Рельефные, расписные лицевые изразцы, дополненные цокольными и карнизными частями, розетками сливаются в единое композиционное целое с другими элементами интерьера — карнизами, тягами, вставками, наличниками и т.д.

Из каких частей состоит?

  • пластина с лицевой поверхностью, предназначенной для декорирования (глазурирования, рельефа)
  • румпа — открытая коробка, которая прикрепляется к тыльной стороне пластины

Зачем изразцу румпа?

  • надежное крепление к кирпичной кладке. В румпе есть специальные круглые отверстия для одного из элементов крепления изразца к кладке — штырей.
  • повышение энергоэффективности печи за счет нагрева воздуха, находящегося в полости румпы, и постепенной отдачи тепла наружу.

Из какого материала изготавливается изразец?

Основной материл — глина. + Различные добавки (кварцевый песок, известняк, мел и т.д.). Состав поливы также различен. Например, состав простой белой глазури: 21 кг золы, 16 кг песка, 13 кг соли [4].

Каковы стадии производства?

обработка сырья (глины) —> приготовление формовочной массы —> формование изразца —> безглазурный (утильный) обжиг —> покрытие глазурью (= поливой) и роспись —> окончательный обжиг — для расписных глазурованных изразцов, та же самая логика и для других видов

Какие бывают виды изразцов?

  • терракотовые (красные — из красной глины) — вт. пол. XVI — вт. пол. XVII вв. (редко использовались вплоть до нач. XVIII в.)
  • муравленые (покрытые зеленой свинцовой глазурью — муравой) — нач. XVII — нач. XVIII вв.
  • многоцветные расписные (рельефные) — глазурованные (прозрачные), эмалированные («глухие», т.е. непрозрачные) — XVII — XIX вв.
  • гладкие расписные (многоцветные и одноцветные, например, с синей росписью) — глазурованные, эмалированные — перв. четв. XVIII — нач. XX в.
  • гладкие нерасписные — глазурованные, эмалированные — XIX — нач. XX вв.

И это в общих чертах, уже не говоря о форме изразца (квадратная, прямоугольная), размерах, типе румпы (коробчатая; со стенками румпы, отступающими от краев изразца), составе глиняной массы, подвидах (например, терракотовые изразцы подразделяются на широкорамочные, более ранние, и узкорамочные), изображению на «лице» (растительные, геометрические, животные росписи, различные сюжеты и пр.), виды по расположению на печи (лицевые, угловые, карнизные, цокольные и т.д.) и т.д.

В XIX веке «изразцовые печи клали не только в богатых дворянских особняках и поместьях, но и в жилых домах зажиточного городского и сельского населения. В связи с этим потребовались более дешевые изделия, которые не были чужды и вкусам новых потребителей» [3]. К концу XIX века даже одноцветная синяя роспись становится все более простой, а потом и вовсе пропадает. Остается либо синяя окантовка лицевой поверхности, либо роспись совсем отсутствует. На следующих двух примерах можно проследить эти изменения. На изразце начала XIX века роспись есть, а на изразце начала XX века ее нет.

Два примера:

1. Изразцовая печь сельской усадьбы купца В.П. Спирина (нач. XIX в.), д. Воронино, Кичменгско-Городецкий район, Вологодская область. Фото Романовой Н., 2016 г.

Общий вид изразцовой печи

Гладкий изразец с синей растительной росписью и окантовкой

2. Изразец с печи дома священника Суровцева (г. Вологда, ул. Ветошкина, 3) нач. XX века. Лицевая поверхность гладкая, без росписей.
Клеймо завода В.А. Аксенова в городе Рыбинске. Фото и схемы автора, 2020 г.

Лицевая сторона изразца

Клеймо завода В.А. Аксенова в городе Рыбинске

Общий вид с тыльной стороны с обозначением составных частей изразца. Тип румпы: со стенками, отступающими от краев изразца

Схематичный обмер изразца. Вологда, Ветошкина, 3

Литература:
1. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре. — СПб, 2003.

2. Художественное оформление гончарных изделий и производство изразцов. — Москва, 1948.

3. Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. — Москва, 1976.

История печных изразцов на Руси

Изразец — слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.

В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа — это один из самых больших и важных «секретов” изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления — это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова — некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих “Русское изразцовое искусство XV-XIX веков”

Статьи

Изразец от А до Я: путеводитель по изразцовой отделке печей и фасадов

  • Опубликовано в: Обзоры и статьи
  • Posted on 30.04.2019
  • Тэги: изразец от а до я, отделка каминов, отделка печей, отделка фасадов, путеводитель

отделка изразцами

Содержание

Проходя мимо старинного храма или находясь в гостях у владельца частного загородного дома, вы можете иногда заметить на стенах или печных конструкциях яркую, рельефную плитку. А если вы затеяли постройку сруба, если цените старые, добрые традиции древнего зодчества, в вашу голову может прийти мысль «кажется эти штуки называются изразцами…»

Действительно, скорее всего, это оно и есть, хотя люди бывает путают изразцовую майолику с лепниной или декоративной плиткой. Ведь современная отрасль отделочных материалов предлагает даже гипс и пенопласт для отделки фасадов и фальш-каминов. Нетрудно обмануться!

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамический элемент из обожженой глины для украшения печей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и часто украшенный росписью. Как правило, такой декор весьма ярок, и частенько используется в местах, где фантазия архитектора или дизайнера по интерьеру не ограничивается типовым решением.

изразец рыцарь

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы как глазурованные глиняные элементы зданий и сооружений появились довольно давно. Похожая майолика встречается даже в древностях Востока. Благодаря своей красоте и долговечности она быстро оказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованная керамика нашла своих ценителей и в странах Западной Европы на территории таких стран, как Германия и Голландия. Бело-голубая отделка каминов и стен знакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветная майолика уходит корнями в далекое прошлое Новгородской земли. Если быть точными, речь идет о селе Богородицкое, располагавшегося вблизи Валдайского Иверского монастыря. Патриарх Никон в свое время большое внимание уделял строительству данного здания, поэтому к работам были привлечены лучшие ремесленники, в том числе и иностранные. Благодаря привлечению таких специалистов и было заложено основание для распространения многоцветной поливной керамики. Такие изразцы в народе назывались ценинными (хотя справедливости ради, следует отметить, что муравленые изразцы изначально не именовались таковыми).

четырехцветный изразец

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

румпа

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

  • Муравленые изразцы. Они, как уже говорилось ранее, покрывались зеленой свинцовой глазурью. В некоторых случаях такая поливная керамика была другого цвета, но тем не менее называлась муравленой. Большое распространение такие изразцы получили во времена, когда еще была плохо развита полихромная роспись. Однако, и по сей день она применяется на фасадах зданий и печных конструкциях, поскольку далеко не всегда стилистика подразумевает наличие на элементах декора цветастых элементов. Например, если мы имеем дело с комнатами, выдержанными в строгих тонах, где больше 2-3 цветов просто не предусмотрено дизайнерской концепцией. Как правило, упор здесь делается в большей степени на красоте рельефа керамики.
  • Воронежские изразцы. Производство братьев Поповых, экспортировавшее свой товар даже зарубеж, заслуживает того, чтобы рассказать об этой школе мастеров города Воронежа. Местные изразцы в основе своей цветовой гаммы имели зеленые, желтые и бордово-коричневые цвета. Этому способствовали естественность и доступность данных красок в отсутствие современного химпрома.
  • Ярославские изразцы.

Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

Ярославский изразец пример

Ярославский изразец на фасаде древнего храма

Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.

  • итальянская майолика
  • итальянская майолика цветок

Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.

изразец в восточном стиле

Изразец в восточном стиле

Технология изготовления изразцов

Стоит отметить, что современные производства изразцов всё же несколько отличаются от древних. Технологии позволяют сделать всё быстрее и качественнее, с соблюдением норм и стандартов, что сложно реализовать при их отсутствии. А это означает повышение производительности, разумные сроки и рост показателей качества продукции. Так что ручной, творческий труд вполне может уживаться с нашим высокотехнологичным настоящим без ущерба для дела.

Итак, какие же этапы производства изразцов можно выделить?

    Подготовка глиняной массы. Основной материал для создания изразцовой керамики — красная глина. На этом этапе ее увлажняют. Далее, её нужно хорошенько размять, чтобы не образовалось воздушных пространств, приводящих к трещинам и даже полному раскалыванию изразца.

  • формы для изразцов
  • формы на полках с глиной
  • сушка черепков

После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.

А как же секреты? Давайте поговорим и о них.

Секреты производства изразцов — типичные ошибки

  • Сборка. Такой дефект может образовываться при плохой обдувке черепков на стадии финального обжига. Пыль ваш главный враг в данном деле. Но не только она, но и глазурь. Некачественная глазурь! Иногда сборки выглядят даже неплохо, но в целом это, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим.
  • Отслаивание глазури. А вот эта ошибка уже чаще связана с переобжигом. Стараясь хорошенько обжечь изразец, неопытный человек может запросто в этом перестараться. Впрочем, иногда не стоит винит в этом температуру — глазурь слишком мелкого помола также является причиной ее последующего отслаивания.
  • Прыщи. Это плотные вздутия на поверхности обожженной керамики. Такой дефект возникает, если поверхность черепка была загрязнена органическими веществами и водой. Это происходит при недостаточно высокой температуре утильного обжига.
  • Вспенивание. Если глазурь вспенивается, вероятно, виновата печная среда (но не всегда). Высокое содержание серы в продуктах сгорания является частой причиной такого дефекта. В некоторых случаях, вредитель — слишком высокая температура или длительное время обжига (в противоположность прыщам). Иногда для предотвращения вспенивания помогает замена состава самой глазури.
  • Пятна. Это достаточно частая ошибка у производителей керамики. Представляют собой крупные точки, отличающиеся по цвету от основного. Почему так происходит? Обычно углерод выгорает, но, например, при недостатке кислорода в печах не происходит достаточного окисления органики. Результат — пятна.

Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий

Современное дизайнерское искусство отличается от традиционного большим полетом фантазии и свободой решений. Поэтому совершенно нормально отказаться от некоторых привычных отделочных материалов и спокойно применять изразцы для достижения своих целей. Где вы можете порадовать заказчика майоликой?

Прежде всего, владельцев частного дома можно удивить предложением украсить фасад загородного дома изразцами в строгом или ярком, жизнерадостном стиле, в зависимости от поставленной задачи. Неслучайно же они применялись в древности! Декоративная поливная керамическая плитка заменяла в те времена красоту драгоценных камней. И способна составить конкуренцию и современным материалам.

Какой же уют без камина, у которого можно удобно присесть с кружкой кофея? Какая хозяйка, любящая готовить выпечку, откажется от печи? Какой гостеприимный хозяин скажет твердое «нет!» мангальному комплексу?

Печные конструкции создают неповторимую атмосферу в доме. Но только, если они действительно красивы. Наши мастера полагают, что только изразцы способны дополнить великолепием такие печные сооружения. Посмотрите, ведь это настоящие произведения искусства.

Если вам понравилась эта информация или у вас есть замечания, напишите, пожалуйста, пару слов или даже позвоните. Мы будем рады дополнить этот путеводитель тем, что интересно вам. Если вы — дизайнер интерьера, архитектор или печник, у нас всегда есть что обсудить с вами. Звоните сейчас: +7 (495) 150-40-86 .

Изразцовые печи и камины: особенности, достоинства и критерии выбора

На протяжении веков изразцовая печь на Руси, а затем в Российской империи олицетворяла материальное благополучие. Такую печь можно приобрести и сегодня. Рассказываем, в чём её преимущества и как не ошибиться с выбором.

Глиняна сказка

Фото: Gutbrod Keramik

Глиняна сказка

Изразцами облицовывают не только печь, но и дымовую трубу, причём нередко в пределах всех жилых этажей дома. Фото: «Керамика Декор»

Классические изразцы — это толстостенные керамические плитки особой формы: их тыльная сторона снабжена контурным бортиком — румпой. Коробчатая форма позволяет надёжно прикрепить изразец к кирпичной кладке отрезками проволоки, пропущенными через отверстия в бортике.

Глиняна сказка

Изразцы окрашивают глазурованием. Современные глазури очень разнообразны и позволяют создавать широкую палитру ярких цветов и пастельных тонов. Фото: Gutbrod Keramik

Глиняна сказка

Фото: «Керамика Декор»

Изразцовые печи: историческая справка

Изразцовые печи были широко распространены на Руси уже в XVII в. Увы, до наших дней большинство из них дошло в разрушенном или многократно перестроенном виде, так что восстановить первоначальный облик крайне сложно; можно лишь предположить, что все такие печи топились по-белому.

Немногочисленные сохранившиеся экземпляры (в доме купчихи Шумиловой в Гороховце, в доме купца Шарапова в Торопце, в Новодевичьем монастыре, Троице-Сергиевой Лавре и др.) представляют собой прямоугольные в плане сооружения с дымо­оборотом, но без лежанок, духовок и конфорок. То есть служили они исключительно для отопления. Такие печи устанавливали в углу помещения или специально обустроенном проёме (чтобы обогревать две смежные комнаты). Порой конструкцию оборудовали топ­ливным каналом, что позволяло топить из сеней.

Зато сами изразцы сохранились во множестве. В XVI в. они украшались рельефным узором без росписи и глазуревого покрытия и имели цвет обожжённой глины. В следующем столетии господствовали рельефные расписные и зелёные глазурованные («ценинные» и «муравлёные») изразцы, а при Петре I распространение получили гладкие белые плитки с синим узором («дельфтские кафли»).

Изразцовые печи сегодня

Сегодня изразцовые печи строят по индивидуальным проектам несколько российских компаний — «Гильдия Мастеров», «Веста-Керамика», «Керамика Декор», «Русская Майолика» и др. Кроме того, можно заказать облицовочные комплекты для стальных и чугунных топок, а также сборных (модульных) печей из шамота. Ну и наконец, изразцовая облицовка присутствует на некоторых моделях готовых металлических печей-каминов.

Современные художники и мастера с успехом воссоздают старинные изразцы и реконструируют печи, стоявшие в царских палатах и монастырях.

Глиняна сказка

Фото: «Гильдия Мастеров»

Глиняна сказка

Фото: «Керамика Декор»

Преимущества израцовых печей и каминов

Для начала поговорим о практических преимуществах «кожуха» из глазурованной керамики.

Глиняна сказка

Гладкие изразцы с рисунком, нанесённым эмалью, — визитная карточка старонемецкой школы. Фото: Gutbrod Keramik

Глиняна сказка

Фото: «Керамика Декор»

Основная функция изразцов декоративная, однако всегда ценились и другие качества керамической облицовки, в частности — долговечность и простота в уходе. С гладкой глазурованной поверхности очень легко удалять пыль и другие загрязнения, благодаря чему печь всегда аккуратно выглядит и от неё никогда не пахнет гарью.

Облицовку из складских утильных плиток изготовят за 2–3 недели. Индивидуальный проект реализуют до 3 месяцев.

Глиняна сказка

Фото: «Керамика Декор»

Кроме того, в силу своей микропористой структуры толстостенная керамика имеет свойство одновременно изолировать и накапливать тепло, то есть стенки прибора не раскаляются до опасной температуры, а после окончания топки медленно остывают в течение ночи, что намного повышает комфортабельность печного отопления. При этом инерционность печи зависит от ширины (высоты) румпы и технологии облицовки.

Детали сборного камина с керамической облицовкой

Глиняна сказка

Визуализация: Игорь Смирягин/Burda Media

Глиняна сказка

Фото: «Керамика Декор»

Как создают изразцы

Художественные изразцы для реализации индивидуальных проектов сегодня, как и в старину, производят вручную. Облицовочный комплект, помимо рядовых (стенных) плиток, обычно включает цокольные, поясные, карнизные, угловые и полочные элементы, а иногда ещё и розетки, балясины, полуколонны с капителями и арки.

Размерного стандарта в изразцовом деле не существует — всё зависит от габаритов и формы печи, а также художественного замысла облицовки; толщина стенок изразцов обычно составляет 7–10 мм.

Глиняна сказка

Фото: «Керамика Декор»

Процесс работы над комплектом изразцов (печным набором) начинается с создания эскизов и моделей, обычно пластилиновых. С моделей делают слепки и получают набор гипсовых форм. Их сушат, затем заполняют глиной, часто с добавлением керамической крошки, мелкого гравия или песка. В таком виде заготовки выдерживают в сушильном шкафу не менее недели, чтобы глина не растрескалась при обжиге. Далее изразцы подвергают первому («утильному») обжигу в специальной печи при точно заданной температуре, затем расписывают, покрывают защитной глазурью и обжигают вторично; может потребоваться до пяти обжигов — в зависимости от числа слоёв эмали и глазури.

У каждой компании есть каталог работ и типовых орнаментов, однако ничто не мешает заказчику предложить собственные эскизы или просто высказать идеи, касающиеся стиля или сюжета будущих рисунков. Здесь можно дать полную свободу фантазии — например, попробовать сочетать классическую «дельфтскую» технику с современной тематикой, скопировать манеру импрессионистов или по-новому осмыслить сюжеты русских сказок.

Повышенная безопасность: керамическая облицовка никогда не нагревается до температуры выше 60 °С, обжечься о стенку печи невозможно.

Высокая стоимость (по сравнению с простыми кирпичными, а тем более бюджетными стальными печами).

Теплоаккумулирующие свойства. При использовании металлической топки облицовка служит барьером на пути «жёсткого» инфракрасного излучения, накапливает тепло и медленно отдаёт его.

Значительная масса, зачастую мешающая установить печь без фундамента или усиления перекрытия.

Простота в уходе. С поверхности керамических изделий легко удаляются любые загрязнения. Они стойки к воздействию кислот и растворителей.

Сравнительно невысокая стойкость к механическим повреждениям и сложность ремонта облицовки.

Необычные возможности оформления интерьера в самых разных стилях.

Технология строительства

Особенность строительства классической изразцовой печи в том, что кирпичную кладку и облицовку ведут одновременно. При этом ряды изразцов связывают друг с другом штырями (костылями) и скобами и фиксируют на стенках печи витыми отрезками стальной проволоки, которые замуровывают в швы кирпичной кладки. Плитку кладут впустошовку, однако полость румпы и пространство между румпами соседних изразцов заполняют глиняным раствором с добавлением кирпичной крошки или дресвы (особого мелкого гравия).

Существуют технологии, позволяющие отделать изразцами и уже построенную печь. Можно, например, использовать для этой цели кладочную или дорожную сетку, которую крепят к печи стальными анкерами, а уже к ней вяжут изразцы. Или, срезав румпу, просто приклеить элементы облицовки жаростойким клеем, например Universal HKM (Wolfshöher Tonwerke) или Scanmix Fire (Scanmix). Клеевой способ дешевле классического и позволяет уменьшить число фасонных элементов, но при нём не добиться хорошего теплоаккумулирующего эффекта.

Глиняна сказка

Заводские печи комплектуют в основном монохромной облицовкой, однако плитка может быть рельефной. Фото: Hein

Если в основе печи или камина — чугунная или стальная топка, то возможны несколько способов её облицовки. Чаще всего топку обкладывают кирпичом или блоками из лёгкого бетона, а затем приклеивают изразцы.

Другой вариант предполагает изготовление контурного металлокаркаса (например, из уголка) — независимого или приваренного к стенкам топки. Для крепления изразцов к каркасу используют проволочную вязку, пластины и скобы.

Наконец, облицовка может быть самонесущей: изразцы с высокой румпой кладут, как кирпичи, на расстоянии от стенок топки, никак не связывая с ней, но армируя кладку проволокой, прутками, а кое-где и стальными профилями.

Глиняна сказка

Изразцы без румпы можно приклеивать к кладке жаростойким клеем. Фото: «Веста-Керамика»

Критерии выбора каминной (печной) топки

  • Тепловая мощность. Если прибор планируется использовать как основной источник тепла во время весенних, осенних и зимних визитов на дачу, то следует руководствоваться формулой: 1 кВт номинальной теп­ловой мощности на 10 м2 площади помещения.
  • Материал. Чугунные изделия считаются более долговечными. Если топка стальная, то желательно, чтобы её колосник был выполнен из чугуна, а стенки защищены футеровкой из шамотных блоков.
  • Тип дверцы. Для изразцового камина лучше выбирать топку с традиционной распашной, а не подъёмной дверцей. Стилизовать конструкцию под старину помогут арочные створки.
  • Наличие функций дожига дымовых газов и чистого стекла. Эти опции увеличат эффективность прибора и упростят его обслуживание.
  • Наличие функции длительного горения. Как правило, такие топки оснащены точными регуляторами воздушных заслонок и шибером на выходном патрубке. Они довольно экономичны и способны работать на одной закладке дров до 4 ч.

Глиняна сказка

Пояс. Фото: «Керамика Декор»

Изразцовые печи-камины

Глиняна сказка

В наши дни едва ли не самый популярный дровяной отопительный прибор — это печь-камин. Компактные заводские изделия из котловой стали или чугуна просты в транспортировке и монтаже и достаточно долговечны: реальный срок их службы составляет 20–40 лет.

Облицевать изразцами можно топку любого типа — пристенную, угловую и даже тоннельную. Важно правильно выбрать способ крепления плитки.

Глиняна сказка

Зарубежные компании ABX, La Nordica, Enbra и другие производят печи-камины с керамической облицовкой. Разумеется, это не совсем изразцы, а скорее имитация, однако внешне они точно воспроизводят традиционные изделия, да и по свойствам мало от них отличаются. При этом большинство керамических печей-каминов не только изящно выглядят, но и обладают впечатляющим набором функций, в том числе дожигом дымовых газов, самоочисткой стекла дверцы и даже встроенным теплообменником для подключения водяного контура.

Изразцовый промысел

Изразцы Покровского собора в Измайлово

Производство изразцов началось примерно в X-XI вв, на территории Древнего Киева, а к XII в во Владимире, Старой Рязани, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде. Но учёные и сейчас продолжают спорить по поводу даты возникновения изразцового искусства, всё же связывая его с приходом христианства и строительством первого русского каменного храма в Киеве в X веке.

Разбитые изразцы 1909 г

В мире это искусство было известно во II тысячелетии до н.э., делали изразцы в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии.

Поначалу изразцы делались из красной глины, они были рельефны и ничем не покрывались, никакой глазурью. Вскоре такие изразцы стали вытесняться более яркими и привлекательными, политыми глазурью.

Эта глазурь была зелёного цвета и изразцы получили название «муравленые». Особенного развития и популярности зелёные изразцы достигли к XVII столетию.

Изразцы в оформлении Храма Покрова Богородицы в Измайлове

Чуть позднее, но наряду с муравлеными, появились ценинные. Это техника покрытия цветной глазурью, полихромная. Она развивалась в основном вокруг Москвы, многоцветные изразцы с рельефной поверхностью впервые использовались в декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653 года).

Взаимосвязь ремёсел

Очень долгое время, изготовление изразцов имело много общего с гончарами и резчиками по дереву. Гончары не могли самостоятельно изготовить форму и обращались к резчикам. Так же, нужны были и мастера по росписи, художники.

Ведущее начало в изготовлении изразца принадлежало резчику, от него зависело то, как будет выглядеть керамическая плитка.

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

С началом массового производства это изменилось и за работу взялись специально обученные художники.

Для того, чтобы изготавливать гладкие печные изразцы, или, как их стали называть, кафели, уже не нужна была резная форма из дерева. Ровную поверхность изразца покрывали белой эмалью, потом наносили на неё роспись и обжигали без нанесения красок.

Особенности изразцового искусства

Изразец — это керамическая глиняная плитка специальной формы. Эта форма напоминает, с обратной стороны, коробку, что связано с особенностями крепления.

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец).

Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

Печь с изразцами, рисунки неповторяющиеся. Русский музей.

В наше время деревянные формы заменили на гипсовые. Это дешевле и удобнее, к тому же гипс прекрасно вбирает влагу, что ускоряет процесс подсыхания.

Примерно со времени правления ПетраI, в России начинают производство плоских, не рельефных изразцов. Эти веяния пришли из Голландии и рисунок наносился синей краской на белом фоне. Русские мастера, переняв такую технику, всё же не отказались и от разноцветных изображений.

Для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.

Процесс изготовления изразца

В заготовленную форму, где уже есть вырезанный рисунок, закладывают глину. Важно следить, чтобы не было пузырьков воздуха между формой и изразцом. Поверхность обратной стороны выравнивают и изготавливают румпель. Это рамка, которая так же делается из глины.

Изразец в синих тонах, XVIII в., Русский музей

Румпель довольно проходит довольно толстой полосой и выступает примерно на 10 см. Когда он сформирован, его выравнивают, положив доску и немного постучав.

В румпеле проделывают четыре дырки так, чтобы можно было вставить две палочки. Под палочки подкладывают небольшие комочки глины, связывающие поверхность и палочку. Всё это нужно, чтобы изразец при высыхании не прогнулся, палочки препятствуют этому, а затем легко вынимаются.

Изразец сохнет не в форме, а вынимается. Когда он готов, его помещают в печь. Технология покрытия глазурью может различаться. При полихромном покрытии глазурь варится отдельно, пока сохнет изразец, а затем наносится с помощью кисти.

Изразец, церковь святителя Николая (Троицы Живоначальной), на Берсеневке

Муравленые изразцы покрывают глазурью-муравой на основе свинца и она приобретает зелёный цвет в результате обжига.

Готовые изразцы долговечны, до нас дошли образцы XVI, XVII веков и даже более ранние, практически в неизменном виде. Опасность представляет только возможность расколоть.

Применение изразцов

В основном, изразцами облицовывали печи. Помимо декоративности, у этих керамических плиток было важное преимущество: они сохраняли тепло дольше, ведь между печью и лицевой пластиной получалась воздушная прослойка.

Очень широко применяли изразцы при облицовке зданий, храмовых построек, интерьеров. Они всегда были очень дороги, тем не менее рассказывают, что князь Меньшиков облицевал свой дворец изнутри и снаружи полностью изразцами, в то время как один изразец стоил двух коров.

Тематика изображений

В росписи изразцов некоторым образом присутствует веяние моды и времени. Поначалу изображали растительные и анималистические композиции. Затем появились мифические и сказочные герои, типа птицы Сирин и русалок.

Среди музейных коллекций встречаются изображения Александра Македонского, сюжетов религиозной тематики и так далее.

Распространение производства

Самое широкое распространение производства изразцов произошло в XIX веке и связано с именем князя Меньшикова. В Стрельне он открыл первый завод, где было налажено массовое производство и постепенно, по всей России распространились изразцы и мода на облицовку.

До наших дней сохранились первые печи, отделанные расписными изразцовыми плитками нового типа, во дворце-музее ПетраI и дворце Меньшикова на Васильевском острове. Их изготавливали на кирпичных заводах в Петербурге обученные в Голландии мастера.

Авторские права

Связанные статьи

Изразцы Покровского собора в Измайлово

Формовка глины на гончарном круге(Работа гончара)

Глина в породе

Рабочее место гончара

Изразцы в магазине «Русские ремёсла»

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Что такое изразцовая печь и подойдет ли она для отопления дачи?

Богатство интерьерного убранства помещения определяется теми отдельными элементами, которые его составляют. В старинных шикарных комнатах, залах дворцов и резиденций власть имущих людей, подобным, притягивающим взгляд атрибутом богатой жизни прошлого и настоящего, является изразцовая печь.

Что такое изразцовая печь?

Общая конструкция представляет собой обычную кирпичную печь, на которую крепятся декоративные плитки (изразцы), благодаря специальной конструкции (румпы). С помощью специального раствора, глины и системы металлических стяжек происходит обкладка ими отопительного агрегата.

Пространство между печью и изразцом (его пустой короб) заполняется обычно щебнем или мягкими минеральными материалами, которые помогают аккумулировать, сохранить и постепенно отдавать тепло в помещение. Благодаря такой конструкции экономится до 0.3 кВт тепловой энергии.

Печь, украшенная изразцами

Какие изразцы применяются?

Изразец – это отдельный элемент инкрустации отопительного устройства – печи или камина.

  • Спереди он представляет собой декоративную плитку, которая может быть выполнена и расписана как ручным способом, так и с помощью механизированных устройств.
  • Задняя часть изразца изготовлена в виде специального короба с четырьмя боковыми стенками. Такой способ позволяет лучше сохранить тепло, выделяемое печкой. Печь, обложенную такими элементами, и называют изразцовой.

Технология изготовления изразцов с веками практически не поменялась, многие процессы стали механизированы, но основной принцип их производства остался тем же.

Сырьем для получения изразцовой плитки служит глина, которую потом обжигают, как обычную керамику. Средняя масса одного готового изразцового элемента составляет от 200 до 400 грамм.

Все многообразие данной продукции можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Геометрия изразцов. Существуют плоские, угловые, фасонные и карнизные детали. Плоские элементы применяются для облицовки ровных поверхностей. Угловые изразцовые печи нуждаются в применении деталей, изогнутых под определенным градусом. Фасонные или карнизные изразцы применяют на выступающих поверхностях
  2. Рельеф поверхности. Выпускаются как гладкие, так и выпуклые элементы
  3. Рисунок, наносимый на изразцы. Подобные изделия могут быть глянцевыми, матовыми, с рисунком или без него
  4. Стиль орнамента. Существуют русский, ярославский, голландский, немецкий, испанский и прочие стили изразцов, отличающиеся друг от друга неповторимым и узнаваемым стилем рисунков и орнаментов.
  5. Румпа (те самые бортики на задней части изразца). Выпускаются изделия с простыми, загнутыми и многоячейными румпами.

В качестве объекта для облицовки довольно часто используют русскую печь и другие подобные конструкции.

История появления

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые изразцы на Руси появились в X – XI веках. Во время монголо-татарского нашествия этот промысел пришел в упадок. Снова печь в изразцах появилась в русских усадьбах только во времена Ивана Грозного, в XVI веке.

В 17-ом столетии этот вид печного искусства продолжает развиваться. Но самый мощный толчок к внедрению в русскую культуру и архитектуру изразцовых печей пришелся на начало XVIII века. Именно в это время Петр Первый привез из Нидерландов не только картошку и табак, но и моду на голландские печки и изразцы бело-синих расцветок.

Пик популярности подобных конструкций – это середина и конец 18-го столетия. Любой турист, наслаждающийся видами и убранством дворцов Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского Села сможет увидеть настоящие печные произведения искусства, обложенные изразцами. Сейчас мода на изразцовые печки активно возрождается.

Подборка фото

Все великолепие подобных отопительных устройств отображено ниже, на фото изразцовых печей:

Ссылка на основную публикацию