Асфальтовый бетон и его классификация

Асфальтовые бетоны и растворы: состав, особенности свойств, применение

Изучение классификации асфальтовых бетонов. Характеристика их структурных признаков и способов укладки. Особенности изготовления асфальтобетонных смесей. Физико-механические свойства битума, и его влияние на пластичность и коррозионную стойкость.

РубрикаСтроительство и архитектура
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления06.11.2013
Размер файла146,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Асфальтовые бетоны и растворы: состав, особенности свойств, применение

Асфальтовым бетоном называют материал, получаемый в результате затвердевания уплотненной и рационально подобранной однородной смеси асфальтового вяжущего и минеральных заполнителей. Под асфальтовым вяжущим понимают смесь битума с минеральным наполнителем – тонкодисперсным порошком. В качестве минеральных заполнителей служат песок и щебень или гравий.

Асфальтовые бетоны классифицируют по структурным признакам – зернистости и пористости, температуре при укладке, физическому состоянию и назначению. В зависимости от максимальной крупности зерен смеси заполнителей различают крупнозернистые (до 40 мм.), среднезернистые (до 25 мм.) и мелкозернистые (до 15 мм.) асфальтовые бетоны. Максимальная крупность заполнителей не должна превышать 0,6-0,7 толщины асфальтобетонного покрытия. При отсутствии в массе зерен крупного заполнителя (более 3-5 мм.) материал называют песчаным асфальтовым бетоном или асфальтовым раствором. При пористости менее 5% асфальтовые бетоны считают плотными, а более 5% – пористыми. По температуре массы при укладке различают горячие, теплые и холодные асфальтовые бетоны. Первые укладывают при температуре массы не ниже 120°С, вторые – не ниже 60°С. Холодные асфальтовые бетоны укладывают при температуре массы 25-30°С и окружающего воздуха не ниже 10°С. Положительными особенностями горячих асфальтовых смесей является высокая скорость затвердевания, а холодных – длительная сохранность и небольшая стоимость.

Асфальтобетонные смеси в зависимости от удобоукладываемости бывают жесткие, пластичные и литые. По мере уменьшения жесткости смесей затрудняется раскладка массы, однако облегчается ее уплотнение.

По назначению асфальтовые бетоны классифицируют на дорожные, аэродромные, кислотостойкие, декоративные и гидротехнические. Гидротехнический асфальтобетон предназначен для постоянной работы в воде и должен отличаться повышенной водонепроницаемостью, водоустойчивостью, эластичностью и теплостойкостью.

Для изготовления горячих асфальтобетонов применяют вязкие дорожные битумы марок БНД90/130, БНД60/90, БНД40/60. При этом более вязкие битумы применяют при необходимости обеспечить повышенную теплоустойчивость и водоустойчивость покрытия. В теплых смесях используют битумы пониженной вязкости БНД200/300 и БНД 130/200, а также жидкие быстро и средне густеющие битумы. Холодные асфальтобетоны приготавливают на основе жидких средне и медленногустеющих битумов. Для асфальтобетонов, применяемых в гидроизоляции, эффективно использование битумно-полимерных вяжущих.

Важнейшим компонентом асфальтобетонов является наполнитель, который улучшает основные свойства материала, связывает битум на своей поверхности и структурирует его. Минеральный наполнитель способствует повышению плотности асфальтобетона и снижению расхода битума. В качестве наполнителя применяют тонкоизмельченные низко гидрофильные порошки из основных материалов – известняков, доломитов и асфальтовых пород. Иногда используют также пылеватые отходы промышленности. Содержание глинистых частиц в наполнителе должно быть не более 5%. Оптимальной является дисперсность порошка, при которой его удельная поверхность составляет 4000-5000 см 2 /г.

Минеральный порошок, полученный из кислых горных пород, не оказывает на битум необходимого структурирующего влияния. Для снижения содержания битума пористость минеральных порошков должна быть не более 35%. Набухание в воде смеси порошка с битумом не должно превышать 2,5%. Эффективный способ улучшения качества наполнителя – его активизация обработкой битумом и поверхностно-активными веществами в процессе измельчения.

Теплоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона существенно улучшаются при добавке 2-3% волокнистого наполнителя – низкосортного асбеста. Избыток асбеста приводит к отрицательному эффекту, повышается пористость и снижается водоустойчивость бетона.

Песок и щебень или гравий для асфальтовых бетонов применяются обычно такие же, как и для цементных бетонов. При этом важно создать такой гранулометрический состав минеральной части асфальтобетона, который обеспечивал бы минимальную пористость смеси.

Из методов проектирования составов асфальтобетона наиболее распространен метод подбора по кривым плотных смесей, включающий:

– определение гранулометрического состава щебня, песка и наполнителя;

– выбор соотношения между минеральными материалами из условия 100% суммарного содержания всех фракций;

– назначение ориентировочного количества вяжущего с последующим корректированием пробными замесами и испытанием образцов.

В таблице 1 приведены ориентировочные составы песчаных и мелкозернистых смесей, рекомендуемых для гидротехнического асфальтового бетона.

Основные свойства асфальтового бетона тесно связаны с его структурой, которая, в свою очередь, определяется структурой минерального остова, особенностями взаимодействия минеральных материалов с битумом.

Физико-механические свойства асфальтового бетона связаны прежде всего с его плотностью. Так, наибольшей плотности соответствует и наибольшая прочность материала. Воздействие влаги на асфальтовый бетон усиливается при увеличении количества сообщающихся между собой пор. Объем этих пор характеризуется косвенно как водопоглощение.

Битум имеет наиболее высокие вязкость и прочность в адсорбированном состоянии, т. е., в зоне контакта с поверхностью минеральных компонентов. Увеличение количества не адсорбированного свободного битума приводит к ослаблению структуры асфальтового бетона. Однако определенное количество свободного битума необходимо для придания асфальтовому бетону пластичности и коррозионной стойкости.

Предел прочности асфальтового бетона определяется при испытании на сжатие образцов-цилиндров при температуре 0, 20 и 50°С.

Отношение прочности при нормальной температуре к прочности при температуре 50°С называют коэффициентом теплоустойчивости, а отношение прочностных показателей при 20 и 0°С – коэффициентом эластичности.

При недостаточной теплоустойчивости в покрытиях развиваются деформации сдвига, вызывающие оплывание асфальтового бетона на откосах, а при недостаточной эластичности снижается способность к деформации и трещиностойкость этого материала при низких температурах. Улучшить структурно-механические свойства асфальтовых бетонов можно добавками некоторых полимеров и в особенности каучуков.

Подобные полимеры в количестве 2-3% массы битумов увеличивают интервал пластичности асфальтобетонных смесей до 100-120°С, понижают на 10-20°С температуру хрупкости, существенно повышают их эластичность в широком диапазоне температур, улучшают ряд других свойств. Для обеспечения температурной устойчивости асфальтового бетона важно также обеспечить в нем оптимальное содержание битума и минерального наполнителя.

Водоустойчивость асфальтового бетона характеризуется отношением пределов прочности на сжатие водонасыщенных и сухих образцов при 20°С, а также водопоглощением и набуханием под вакуумом. На водоустойчивость положительно влияют повышение плотности и улучшение сцепления битума с минеральными компонентами.

Водоустойчивость зависит от количества и химического состава битума и минерального порошка. В гидротехническом асфальтобетоне рекомендуется содержание битума и порошка на 1-2% более высокое, чем в дорожном. Основные технические требования к свойствам гидротехнических асфальтовых бетонов приведены в таблице 2.

Крупнозернистый асфальтобетон контактной структуры применяют для устройства нижнего слоя покрытия, шероховатая и пористая поверхность которого обеспечивает хорошее сцепление с верхним слоем.

Средний зернистый и мелкозернистый асфальтобетон поровой структуры применяют для устройства верхнего слоя покрытия на участках дороги с большими продольными уклонами при тяжелом и интенсивном движении. Покрытие из этих типов асфальтобетона обладают повышенной шероховатостью, что обеспечивает хорошее сцепление с автомобильными шинами. асфальтовый бетон битум

Мелкозернистый асфальтобетон базальной структуры применяют для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий при интенсивном движении. Асфальтобетон этого типа обладает достаточно высокой сопротивляемостью механическим воздействиями атмосферным факторам.

Песчаный асфальтобетон поровой структуры применяют для устройства верхнего слой покрытия на дорогах со средней интенсивностью движения на участках, где требуется создание водонепроницаемого слоя. Песчаный асфальтобетон базальной структуры на природном песке с малым содержанием зерен фракции 5,0-1,25 мм., обладает меньшей сопротивляемостью усилиям, возникающим при движении транспортных средств, чем перечисленные выше типы асфальтобетонов, поэтому его применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах с легким движением, тротуаров и т. д.

Битумоминеральные смеси, приготавливаемые на минеральных материалах пониженного качества (по сравнению с материалами для асфальтобетона), применяют для устройства покрытий на дорогах с небольшой интенсивностью движения, покрытий облегченного типа, для устройства оснований и др.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Виды строительных бетонов и их особенности. Дорожные и гидротехнические бетоны. Пропариваемые бетоны. Бетоны с активными минеральными добавками. Мелкозернистые бетоны. Бетоны термосного твердения. Бетоны с противоморозными добавками. Легкие бетоны.

реферат [26,9 K], добавлен 26.05.2008

Свойства битума: цвет плотность, растворимость, плавление, вязкость и показатели его качества. Классификация асфальтовых бетонов по ГОСТу. Сортамент металлических строительных материалов. Сиккативы, пластификаторы и ингибиторы в красочном составе.

контрольная работа [1,2 M], добавлен 15.03.2011

Достоинства использования битумов в пенном состоянии. Физико-химические составляющие вспененного вяжущего. Технология приготовления асфальтобетонных смесей, предусматривающая воздействие электромагнитных полей на битум в процессе их вспенивания водой.

реферат [345,9 K], добавлен 30.05.2015

Особенности получения мелкоштучных бетонных изделий с использованием технологии вибропрессования мелкозернистых жестких бетонных смесей. Влияние коэффициента уплотнения мелкозернистой бетонной смеси на физико-механические свойства получаемых образцов.

дипломная работа [2,1 M], добавлен 10.02.2017

Общие сведения о строительных материалах. Влияние различных факторов на свойства бетонных смесей. Состав, технология изготовления и применение в строительстве кровельных керамических материалов, дренажных и канализационных труб, заполнителей для бетона.

Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке

Методы, применяемые при производстве асфальтобетонных смесей, весьма разнообразны. Это и дробление, и сушка, и подогрев, и смешивание, и многое другое. Важным является то, что как характеристики материала, так и методы, примененные к нему, в одинаковой степени влияют на свойства конечного продукта.

Марки асфальтобетона и их характеристики

  • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
  • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
  • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

Понятие и особенности

марки асфальтобетона и их характеристики и типы

Понятие марки весьма обширно. Категорию материалам присуждают в соответствии с требованиями ГОСТ. Сложность заключается в том, что основой определения марки является множество физико-химических параметров, которые для разных компонентов асфальтной смеси разные.

Понятно, что высокоплотный асфальтобетон на основе щебня из горных пород, относящийся к марке I будет иметь более высокие показатели, чем материал на основе шлакового щебня. Однако оба материала относят к марке I, при этом они отличаются показателями по плотности и водостойкости конечного продукта.

Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Виды марок

Различают 3 известные марки АБ.

  • I включает весьма широкий спектр дорожных материалов. Это и высокоплотные, и плотные, и высокопористые материалы, на основе гравия и песка, хотя последние прочностью не отличаются. Однако именно такие смеси проявляют максимально возможные качества, разработанные для тех или иных условий. В составе АБ есть щебень, песок, битум, кварцевый песок или отсев от горной породы. Асфальты I марки используются очень широко, так как обеспечивают лучшее качество дорожного покрытия согласно своей области применения. Стоимость их наиболее высокая. Так, АБ мелкозернистый, смеси типа Б, марки I обойдется в 2480–3020 р.
  • II – отличается еще более широким выбором. Сюда входят и высокоплотные, и высокопористые любого типа, и песчаные, и так далее. Стойкость их к динамическим нагрузкам и климатическим особенностям несколько ниже. Однако распространение они получили еще большее. Для обустройства обычный городских улиц, большинства дорог, площадей и так далее применяют материалы марки II. Стоимость материалов несколько ниже. Упомянутый уже АБ типа Б, но марки II в среднем стоит 2400–2450 р. за тонну.
  • III – это АБ, в составе которых есть песок, отсев и минеральный порошок, но нет щебня. Плотность таких покрытий весьма значительна, но прочность ниже, чем у асфальтов на основе камня. Песчаные АБ всех типов используют для формирования покрытий на участках с небольшой нагрузкой – тротуары, детские площадки, аллеи в парках. На улицах материал можно использовать для «ямочного» сезонного ремонта. Стоимость материала – от 2300 р. за тонну. Цветной декоративный асфальтобетон будет стоить дороже.

О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:

Типы асфальтобетона

Наличие или отсутствие щебня, а также его содержание в смеси определяет максимум их прочностных характеристик. Соответственно, классификация по содержанию каменного наполнителя является одной из самых важных.

Их особенности

Абсолютным показателем прочности или плотности тип асфальтобетона не является, так как свойства зависят не только от объема наполнителя, но и от его характера. В связи с этим само деление материалов по типу связано и с происхождением камня.

  • Так, в состав материалов первых 3 классов входит щебень и гравий любого происхождения. Чтобы в точности знать качества такого АБ, нужно знать и марку, и способ изготовления, и величину зерна.
  • 2 последних класса составляют АБ на основе песка, так что их свойства разительно отличаются от характеристик смеси с более крупным наполнителем.

Разделение по типам

Используют следующее деление:

  • тип А – в составе асфальтобетона содержится не менее 50–60% камня. Зернистость их разная, однако смеси типа А могут быть только горячими;
  • тип Б – каменный наполнитель составляет 40–50% массы АБ. Это может быть любой щебневый на основе горячей смеси или холодной. Так как холодные асфальтобетоны могут быть только типа Б и В, но никак не А, в обозначении указывается вторая буква – х, что обозначает холодную смесь;
  • тип В – доля камня составляет 30–40%. Такой АБ производят на основе и холодных, и горячих смесей;
  • тип Г – при изготовлении применяют только песок, но полученный отсевом при дроблении горных пород. Твердость и износостойкость таких материалов выше;
  • тип Д – применяют при изготовлении смесь природных песков и отсева дробления осадочных пород.

Разные марки (1, 2, 3) и типы (А, Б, В, Г, Д) асфальтобетона имеют разные цены и находят разное применение, что обусловлено и характеристиками материала, и его стоимостью.

Нет смысла использовать высокоплотный АБ марки I для оборудования садовых аллей. В то же время, применение АБ типа Д никак не оправдано при строительстве шоссе.

О сфере применения асфальтобетона типа Г рассказывается в этом видеоролике:

Классификация и свойства асфальтобетонов. Технология производства асфальтобетонных смесей

Асфальтобетоном называют строительный композиционный материал, который получают при затвердевании уплотненной смеси органического вяжущего (битума), заполнителей (щебня, гравия, песка или отсева), наполнителя (тонкодисперсного минерального порошка) и добавок (модифицирующих, структурирующих, поверхностноактивных и др.). Перемешанную, но неуплотненную смесь называют асфальтобетонной (АБ) смесью.
По назначению асфальтобетоны делят на дорожные и аэродромные (для устройства покрытий автомобильных дорог, тротуаров, мостового полотна, взлетно-посадочных полос), гидротехнические (Для строительства каналов, шлюзов, гидромелиоративных сооружений, гидроизоляции), а также для промышленного и гражданского строительства (для устройства полов в цехах и складах, кровли зданий и т.п.). Более 95 % покрытий отечественных автомобильных дорог являются асфальтобетонными, что обусловлено следующими обстоятельствами;
1) достаточной механической прочностью асфальтобетонов к восприятию нагрузок от транспортных средств;
2) хорошим сцеплением покрытий с автомобильными шинами;
3) высокими показателями ровности;
4) широким применением индустриальных методов приготовления асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения на дороге;
5) возможностью повторного использования;
6) гигиеничностью по сравнению с грунтовыми и гравийными покрытиями;
7) бесшумностью при проезде транспорта по сравнению с цементобетонными покрытиями;
8) удобством очистки покрытий от снега в зимний и пыли в летний периоды;
9) быстротой и простотой ремонта при относительно невысокой стоимости работ.
Долговечность покрытий из асфальтобетонов при соблюдении технологии приготовления асфальтобетонной смеси (выбор материалов, проектирование состава), укладки и уплотнения составляет для загородных дорог 10-12 лет, для городских – 6-8 лет. При использовании активированных компонентов срок службы покрытий возрастает на 2-3 года и более.
Асфальтобетонные смеси классифицируют по СТБ 1033-96 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» на щебеночные, гравийные и песчаные.
В зависимости от вязкости битума и условий применения смеси подразделяют на следующие виды:
– горячие – приготовленные из вязких битумов и применяемые с температурой не ниже 120 °С;
– теплые – приготовленные из вязких и жидких битумов и применяемые с температурой не ниже 100 °С и 70 °С соответственно;
– холодные – приготовленные из жидких битумов и применяемые с температурой не ниже 5 °С.
Горячие и теплые смеси классифицируют в зависимости от наибольшего размера зерен минеральных материалов на следующие виды:
– крупнозернистые – с зернами размером до 40 мм;
– мелкозернистые – до 20 мм;
– песчаные – до 5 мм.
Холодные смеси подразделяют на щелкозернистые и песчаные.
Асфальтобетоны из горячих и теплых смесей в зависимости от величины остаточной пористости разделяют на следующие классы:
– плотные – с остаточной пористостью 1-5 %
– пористые – 5-12 %;
– высокопористые – 12-18 %.
Щебеночные и гравийные смеси в зависимости от содержания в них щебня или гравия, а также песчаные смеси в зависимости от вида песка и качественных показателей разделяют (для плотных асфальтобетонов) на типы и марки, указанные в таблице 2.1.

Классификация и свойства асфальтобетонов. Технология производства асфальтобетонных смесей

Условное обозначение асфальтобетонной смеси (согласно СТБ 1033-96) состоит из сокращенного обозначения смеси с указанием материала заполнителя (Щ – щебень, Г – гравий, П – песок) и его крупности (К – крупнозернистая, М – мелкозернистая), типа, вида (Аг, Бт, Вх и т.д., индексы «г», «т», «х» соответственно для горячих, теплых и холодных видов смесей), марки смеси (I, II, III), модуля остаточной деформации плотного асфальтобетона (Е, МПа) и обозначения действующего стандарта. Например, для плотной смеси типа Б марки I с Е = 100 МПа: ЩМБг – 1/100 СТБ 1033-96.
В таблице 2.2 представлены показатели физико-механических свойств асфальтобетонов из горячих и теплых смесей, регламентированных упомянутым стандартом.

Классификация и свойства асфальтобетонов. Технология производства асфальтобетонных смесей

По степени подвижности АБ смесь может быть жесткой, пластичной и литой. Литая смесь отличается повышенным содержанием битума и температурой приготовления 200-240 °С. С увеличением пластичности смеси требуется меньше энергии для ее уплотнения, но при этом снижается прочность покрытия при высоких температурах и возрастает вероятность появления пластических деформаций. АБ смесь состоит в большинстве случаев из трех основных компонентов – битума, каменного материала и минерального порошка, каждый из которых должен быть соответствующим образом подготовлен.
Подготовка битума включает хранение его запаса, нагрев до состояния текучести, обезвоживание, нагрев до рабочей температуры и подачу на дозирование.
Подготовка каменных материалов включает хранение запаса щебня и песка, предварительное дозирование и сортирование по фракциям, подачу для сушки и нагрева, сушку и нагрев, подачу горячих материалов (щебня и песка) на окончательное дозирование и сортирование по фракциям.
Подготовка минерального порошка включает его хранение и подачу на дозирование АБ смеси готовят в асфальтосмесительных установках (асфальтосмесителях). Технологический процесс их приготовления состоит из следующих основных операций:
1) предварительное дозирование минеральных материалов (песка, щебня, гравия, отсева);
2) их загрузка в сушильные устройства, просушивание и нагрев до рабочей температуры;
3) сортирование в соответствии с техническими требованиями к выпускаемой смеси;
4) нагрев вяжущих материалов до рабочей температуры;
5) окончательное дозирование компонентов;
6) перемешивание всех компонентов;
7) выдача готовой смеси.
На рисунке 2.1 представлена принципиальная технологическая схема процесса приготовления АБ смеси на асфальтосмесительной установке. Со склада минеральные материалы подают в агрегат питания 1, каждый расходный бункер которого имеет дозатор для предварительного весового или объемного дозирования фракции минерального материала. Далее непрерывно дозируемые материалы поступают при помощи ленточного транспортера 2 в загрузочное устройство 4 сушильного агрегата 5, где их высушивают и нагревают до рабочей температуры. Барабан имеет топочный агрегат с форсункой 6. Температуру нагревания устанавливают с учетом последующих потерь и постоянно контролируют. После нагрева и сушки компоненты смеси подают горячим элеватором 7 в сортировочный агрегат 17 для более тщательного фракционирования по отсекам горячего бункера 19 и последующего весового дозирования в дозаторе, а негабарит сбрасывают в бункер 20. При установке перекидного лотка 18 в положение II горячие материалы поступают в бункер песка и далее в дозатор, минуя грохот.
В установках периодического действия дозирование ведут порционно на каждый последующий замес. Отдозированный материал одного замеса из весового бункера дозатора 25 для минерального материала подают в смеситель 22. Одновременно порцию минерального порошка из агрегата хранения и выдачи 13 подают в бункер, а затем дозатором 21 в смеситель. Битум из битумохранилища 14, подогреваемый нагревателем 15, вводят в смеситель насосно-дозирующим устройством 16. Подобные устройства также применяют для дозирования и подачи в смесь поверхностно-активных веществ, а также модифицирующих добавок.

Классификация и свойства асфальтобетонов. Технология производства асфальтобетонных смесей

Готовую порцию смеси выгружают из смесителя либо в ковш скипового подъемника 23 накопительного бункера 24, либо в кузов автосамосвала. Наличие накопительного бункера позволяет исключить простои смесительного агрегата при задержке транспорта, а по прибытии последнего до. минимума сократить продолжительность простоя под загрузкой. За автоматической работой агрегатов ведется контроль с пульта управления кабины оператора.
Для загрузки агрегата минерального порошка применяют пнемотранспорт. Асфальтосмесительная установка может быть оборудована дополнительным агрегатом для беспламенной сушки и нагрева минерального порошка. Битумная система питается от обогреваемой цистерны, имеющей насосное устройство.
Дымовые газы из сушильного барабана через дымовую коробку 3 поступают на первую ступень очистки 8, а уловленную в ней пыль направляют в горячий элеватор. Подача уловленной пыли в бункер минерального порошка, дозатор 21 или специальный дозатор пыли нежелательна по двум причинам: во-первых, пыль, уносимая из сушильного барабана, является неотъемлемым компонентом песка и при ее частичной подаче в процессе дозирования может нарушиться проектная пористость и плотность асфальтобетона; во-вторых, силикатная пыль уноса является кислой породой и не может служить заменой минерального порошка, который готовят из известняка или доломита.
Очищенные на первой ступени дымовые газы дымососом 9 при необходимости подают на вторую ступень пылеочистки 11, на которой применяют мокрую очистку, рукавные фильтры, электрофильтры или другое воздухоочистительное оборудование. Затем газы выбрасывают в дымовую трубу 12, а уловленную пыль или шлам удаляют через дозатор 10.
Асфальтосмесительные установки классифицируют по следующим признакам:
1) по производительности (т/ч) – малой (до 40), средней (50-100), большой (150-350) и особо большой (более 400) производительности;
2) по мобильности – передвижные (сезонные), полустационарные и стационарные;
3) по конструктивному признаку (компоновке агрегатов) – башенные, партерные и комбинированные;
4) по технологическому принципу – циклического и непрерывного действия;
5) по типу смесителя – с лопастным и вибрационным смесителями;
6) по типу барабана – с сушильным и сушильно-смесительным барабанами.
Конструкция и компоновка агрегатов асфальтосмесительной установки зависят от ее назначения и условий работы.
Передвижные установки используют в основном при строительстве и ремонте дорог и других объектов тогда, когда вблизи отсутствуют постоянно действующие асфальтобетонные заводы или их использование экономически нецелесообразно вследствие значительных транспортных расходов, возрастающих пропорционально увеличению расстояния от завода до объекта производства работ.
Стационарное оборудование или установки, базирующиеся в городе, сооружают капитально для длительной эксплуатации на одном и том же объекте. В отличие от них передвижные асфальтосмесители проектируют в расчете на многократную смену объектов эксплуатации, когда большие объемы работ выполняют в короткие сроки, например, для строительства или ремонта автомагистралей, аэродромов, гидротехнических сооружений и др. Передвижные агрегаты должны быть компактными, транспортабельными и мобильными. Поэтому агрегаты устанавливают на рамах специальных прицепных или полуприцепных транспортных средств. Они имеют монтажные приспособления и специальные устройства (лебедки, домкраты, блоки, кран-балки и т. и.) для оперативного монтажа и демонтажа оборудования. Их металлоконструкции обычно выполняют в виде легкоразъемных секций.
Различают две схемы движения материала в смесительной установке – вертикальную и горизонтальную, определяемые башенным или партерным расположением агрегатов. При башенном расположении агрегаты смесительного оборудования располагают один под другим по вертикали и материалы нужно поднять только один раз, после чего они под действием собственной силы тяжести последовательно проходят через все агрегаты сверху вниз без дополнительных затрат энергии на их перемещение.
Установки башенного типа занимают сравнительно небольшую площадь, но отличаются значительной высотой, что усложняет ремонтные и монтажнодемонтажные работы.
При партерном расположении агрегаты смесительного оборудования располагают на рабочей площадке рядом один за другим и связывают между собой транспортными средствами, т.е. требуются значительно большие площади, чем при башенном расположении. Однако наземное базирование агрегатов позволяет использовать при монтажных работах подъемно-транспортные механизмы меньшей грузоподъемности. При этом горячие минеральные материалы поднимают несколько раз от одного агрегата к другому, что увеличивает количество подъемных и транспортирующих машин и энергозатраты на транспортирование материалов. В остальном башенная конструкция уступает партерной.
Устройство и компоновка агрегатов асфальтосмесителя зависят также от способа перемешивания смеси. Различают смесители периодического, непрерывного и смешанного действия.
В агрегатах периодического действия загружается и перемешивается заданная порция материалов. Соответственно, выпускается готовая смесь периодически, через определенные промежутки времени.
В агрегатах непрерывного действия загрузку и перемешивание материалов, а также выпуск готовой смеси производят непрерывно.
В агрегатах смешанного действия загрузка минеральных материалов идет непрерывно, а выпуск готовой смеси – отдельными порциями через определенные промежутки времени.
В смесителях периодического действия заданную рецептуру смеси можно изменять от одного замеса к другому. В смесителях непрерывного действия изменение рецептуры требует перенастройки дозаторов и удаления минерального материала из смесителя и со всего пути до дозировочного устройства. Поэтому, если необходимо изменение рецептуры в течение смены, применяют смесители периодического действия. Во всех остальных случаях предпочтение отдают смесителям непрерывного действия.

Что из себя представляют асфальтобетонные смеси и где применяются

Асфальтобетонная смесь – один из наиболее распространенных современных материалов, применяемых в дорожном строительстве, который состоит из щебня разной фракции, кварцевого песка, особого минерального порошка и битума. Все это перемешивается в нужных пропорциях в горячем виде, а потом выкладывается в качестве дорожного покрытия. Классифицируется по ГОСТу 9128-2009.

Благодаря своему составу стройматериал обеспечивает оптимальную фактуру поверхности, может использоваться сразу же после укладки, легок в работе, эксплуатации, ремонте, обладает длительным сроком службы и прекрасными техническими характеристиками.

Что такое асфальтобетон – определение

Асфальтобетон – это безобжиговый искусственный стройматериал, который получают при уплотнении оптимально подобранной и приготовленной специально для укладки на подготовленное основание смеси минерального материала (песок, щебенка, минеральный порошок и другие) и битума (иногда дегтя). В зависимости от фракции материалов и их пропорции дорожный материал делится на несколько видов, каждый из которых демонстрирует определенные свойства и характеристики.

Укладка асфальтобетона

Применение

Асфальтобетонные смеси применяют для создания твердого покрытия пешеходных зон, автомобильных дорог, рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос аэродромов, различных площадок и иных поверхностей. Часто жидкая асфальтовая смесь применяется в ямочном ремонте. Она не требует уплотнения и выравнивания после укладки, дает возможность точно совместить поверхности покрытия старого и свежеуложенного, быстро застывает, позволяя через минимальный промежуток времени открывать движение.

Для покрытий тротуаров, декорирования пешеходных дорожек, разделительных полос, выделения определенных участков дорожного полотна используют цветной материал. Нужного эффекта удается достичь за счет рифления, тиснения, а также добавления в состав разноцветных минералов (песок из гранита, мрамора, цветной камень, пигменты).

Виды смесей

Смеси асфальтобетонные дорожные дифференцируются на виды в соответствии со свойствами, составом, пропорциями компонентов и т.д.

1) По объему содержания щебня в составе – марка А (50-60%), Б (от 40% до 50%), В (30-40%). Марки Г и Д – песчаные, в них щебня нет вообще. Также выделяют горячие асфальтобетонные смеси с высокой плотностью, в которых объем гравия или щебня превышает 50-60%.

2) По фракции минеральных зерен – песчаные композиции (максимальное зерно песка составляет 5 миллиметров), крупнозернистые (до 40 миллиметров), мелкозернистые (зерно меньше 20 миллиметров).

3) По используемому материалу – щебеночные, гравийные, песчаные композиции.

4) По температуре в момент укладки асфальта – холодные (при распределении температура должна быть равна примерно +5С), горячие (распределяются при температуре минимум +120С).

5) По плотности – пористость минеральной части холодной смеси составляет 6-10%, горячих существует несколько: высокоплотные (остаточная пористость 1-2.5%), плотные (от 2.5 до 5%), пористые (около 5-10%), высокопористые (10-18%).

По типу вяжущих и условий эксплуатации:

  • Классические смеси – используются для устройства автомобильных полотен, городских тротуарных и дорожных покрытий.
  • Щебеночно-мастичная смесь – в нее добавляются стабилизирующие волокнистые добавки (это может быть целлюлоза и т.д.), актуальна для строительства магистралей, отличающихся высокой пропускной способностью.
  • Полимерасфальтобетонные – в состав вводятся пластификаторы, сополимеры, позволяющие сделать более прочными и долговечными дорожные покрытия аэродромов, мостов, проезжие части промышленных предприятий и т.д.
  • Отдельно стоит выделить органоминеральные смеси, которые создают благодаря смешиванию известняка и битума, а применяют в процессе ремонта дорожного полотна.

Состав

Рассчитывая, из чего состоит композиция, стоит выделить две группы компонентов: органическое вяжущее вещество и минеральный наполнитель. Проектирование конкретного состава осуществляют с учетом физико-химических свойств материала и нормативных требований.

состав смеси

Основные компоненты смеси асфальтно-бетонной:

1) Щебень либо гравий – для предотвращения ползучести, повышения срока службы нужно, чтобы вяжущее вещество хорошо сцеплялось с зернами заполнителя. Для этого используется чаще всего щебень плотных горных пород и метаморфических карбонатных (чаще известняки, доломиты), в форме куба. Количество пластинчатых зерен должно составлять максимум: 15% для марки А, 25% для Б, 35% для марки В. Объем пылеватых или глинистых включений не должен превышать 1-2%. Щебенку берут с размером зерна 10-40 миллиметров.

Песок и гравий, включенные в состав композиции, должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТ8736-93. «Песок для строительных работ.» (106кБ) и ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.» (179кБ).

2) Песок – отсев дробления щебня или природные залежи (не речной песок) разных фракций ввиду того, что фракции одного размера увеличивают пористость слоя. Песок может быть крупнозернистым (Мк 2.5), среднезернистым (Мк 2.0-2.5) и мелкого зерна (Мк 1.0-2.0). По прочности мелкие заполнители не должны быть марки ниже 1000, максимальный объем глинистых частиц – 0.5%.

Дробленый природный песок и износостойкий высокопрочный щебень обеспечивают нужную шероховатую фактуру покрытия. Песок с минеральным порошком выступает в качестве лигатуры, которая структурирует битум, влияет на устойчивость к теплу, вес и плотность, дает необходимую прочность дороги.

3) Минеральный порошок – должен быть достаточно мелкого помола, чтобы при рассеве во влажном состоянии легко проходил через сито с отверстиями 1.25 миллиметров. Коэффициент гидрофильности не должен превышать единицу. Количество и качество порошка при одинаковых пропорциях других составляющих напрямую влияют на структуру вяжущего. Если порошка слишком много, покрытие будет менее прочным (особенно при минусовых температурах).

4) Битум – продукт переработки нефти, выступает в роли вяжущего, склеивая все крупные компоненты и заполняя промежутки между ними, делая асфальтовую смесь водостойкой и прочной. Битум может быть вязким и жидким, уровень вязкости указывается в документации, зависит от температуры и составляющих. Нужно помнить, что при повышении температуры показатель вязкости понижается, при понижении – вырастает. При минусе вяжущее схватывается и становится очень хрупким.

Марки дорожного битума – БНД 40/60, 60/90, 90/130, 130/200. Вязкие составы применяются для создания смесей любой температуры, выступают главным сырьем для приготовления жидкого продукта при условии добавления разных растворителей. Зимой обычно используют жидкий продукт, со специальными разжижителями и присадками, они в процессе твердения покрытия испаряются и придают битуму обычное состояние.

Требования к смесям

Государственные стандарты требуют, чтобы содержание пластинчатых зерен в щебне (гравии) составляло максимум 15% для марки А и высокоплотных растворов, 25% для марки Б и Бх, 35% для марки В и Вх.

Производиться стройматериал должен на производстве с соблюдением всех правил и норм, отгружаться в самосвал, поставляться лишь после тщательных испытаний и просчета свойств будущего покрытия с учетом требований и особенностей эксплуатации. Чтобы избежать появления неровностей и выбоин, материал нельзя подвергать расслоению (сегрегации), которое становится причиной неверного распределения вяжущего, пузырьков воздуха и зерен в композиции и ведет к быстрому разрушению слоя после завершения работ.

Марки и типы асфальтобетона

Существует всего две марки асфальтобетона и их характеристики довольно существенно отличаются, что объясняется разной прочностью каменного материала. В составах первой марки используют щебень 1000-1200, второй – 800-1000.

марки

Характеристика и типы асфальтобетонных смесей:

Марка I – структура асфальтобетона разная, эта категория объединяет непохожие материалы. Сюда относятся песчаные, гравийные, пористые и высокопористые (горячие и холодные аналоги), плотные А, Б, Г и высокоплотные составы, Бх, Вх, Гх. Общий знаменатель – максимальная прочность материала для своего состава. Такие марки применяются там, где нужно обеспечить очень высокую прочность, обычно в качестве нижнего слоя полотна.

II – «обыкновенный» асфальтобетон, который используется в самых разных сферах строительства и эксплуатации. Сюда относят пористые, плотные А, Б, В, Г, Д, высокоплотные асфальты, Бх, Вх, Гх, Дх. Ими покрывают верхний слой дорог, актуально для ремонтных работ, благоустройства парков и дворов, обычных дорог и т.д.

III – наименее прочный и самый плотный (Б, В, Г, Д) материал, в котором нет щебня, но есть минеральные порошки и песок. Обычно используется для ремонта и устройства дорог, которые не будут выдерживать серьезных испытаний и нагрузок – тротуары, пешеходные дорожки, приусадебные площадки, ямочный ремонт в дорожном строительстве.

Особенности

Подбирая композицию, необходимо учитывать в первую очередь свойства асфальтобетона, которые определяются составом. Основные задачи: уплотнение горячего материала, определение уровня пористости, испытания для подтверждения соответствия требованиям. При проектировании соблюдают все нормы и стандарты в поисках оптимальных характеристик дорожного покрытия и его долговечности.

Этапы проектирования композиции:

1. Определение качества и просчет характеристик исходных ингредиентов, оценка их соответствия требованиям указанной марки

2. Просчет объема минеральной части

3. Вычисление оптимального объема битума

4. Составление спецификации композиции по данным подробного исследования ее физико-механических характеристик

Все виды асфальтобетона производятся так:

  • Подбор сырья и определение его качества
  • Просчет объема необходимых компонентов для нужного количества продукта
  • Просчет стоимости заказа
  • Загрузка сырья в специальный бункер для предварительной дозировки
  • Сушка минеральных материалов, прогревание до нужной температуры
  • Сортировка по фракциям, подача на высокоточный весовой дозатор
  • Прогрев вяжущего вещества до нужной температуры (в соответствии с типом композиции), взвешивание, дозировка
  • Подача всех компонентов в смеситель

Рекомендации по укладке

Сначала очищается от пыли и грязи основание с привлечением поливных систем и машин со специальными щетками. Устраняются все неровности, основание обрабатывается битумной мастикой. Материал производят в заводских условиях либо в передвижных установках, отгружают в кузов самосвала, транспортируют на место, загружают в бункер укладочной машины.

укладка асфальта

Рабочие укладывают покрытие собственноручно или специальной машиной-укладчиком, которая распределяет, выравнивает, уплотняет. Кладут 1-2 слоя на основание с содержанием гравия или щебня. Толщина нижнего слоя составляет 4-5 сантиметров, его выполняют из смеси со средней или крупной фракцией с пористостью 5-10%. Наружный слой укладывается толщиной в 3-4 сантиметра из асфальта мелкой или средней фракции с пористостью 3-5%. Окончательно уплотняется машиной.

Если речь идет о высоких нагрузках и интенсивном движении, покрытие кладут в 3-4 слоя общей толщиной 11-15 сантиметров.

При укладке тротуаров порядок работ такой же, но с некоторыми нюансами: установка бортовых камней для разделения дороги и тротуара, укладка основания (асфальтобетон из шлака, камня, кирпичного боя, крошка из старого материала) толщиной 10-15 сантиметров, разравнивание, уплотнение, покрытие наружным слоем толщиной 3-5 сантиметра.

Щебень

В работе с щебеночно-мастичной смесью нужно проявлять осторожность, так как ее температура равна примерно +150С. Классификация асфальтобетонных смесей по фракции щебня указана выше. Стоит упомянуть литые смеси, которые используются в ремонте и строительстве разных покрытий круглый год, в качестве верхнего слоя. Температура отгружаемой композиции составляет 220 градусов, поэтому работы можно проводить даже на морозе.

Материал транспортируется в специальном теплоизоляционном бункере, где работают горелки и смесители, подогревающие и перемешивающие ингредиенты. Стелить такой асфальт можно даже на мокрое основание.

Правила приемки

Для создания запаса раствора используют перегружатели – специальные машины, обеспечивающие бесперебойную работу укладчика или людей, которые выполняют работу. Именно этот транспорт применяют в процессе приемки асфальтобетона из автотранспорта непосредственно в укладчик.

При приемке нужно учитывать такие нюансы. Сам процесс проводят партиями односоставного материала, который производился в одну смену на заводе. Вес горячих составов, принимаемых за один раз, не должен превышать 600 тонн, холодных – максимум 200 тонн. Объем раствора считается по весу (для его определения применяют специальные весы). При погрузке на корабль по завершении приемки обязательно измеряется осадка судна.

Чтобы подтвердить соответствие продукта требованиям, проводят ряд испытаний: предел прочности при разной температуре, стойкость к внешним воздействиям, водонасыщение, определение зернового состава. Завершив их, покупателю выдают документ соответствия, отдельный для каждой партии груза.

Расход и плотность стройматериала

Уплотнение и качество асфальта зависят от определяемых государственным стандартом свойств. На плотность и вес кубического метра состава влияет используемый песок: кварцевый дает вес 2200 килограммов на 1м3, шлаковый – 2350 1м3. Бетон с крупной фракцией щебня весит больше, в среднем около 2100 килограммов. Расчет веса важен для определения нужного объема материала, просчета его стоимости, привлечения соответствующей техники, подготовки основания и т.д.

плотность асфальтобетона

Расчет расхода раствора:

  • Определение площади территории и толщины покрытия – для примера можно взять 100 квадратных метров и толщину в 1 сантиметр.
  • Для покрытия 1 квадратного метра дороги слоем указанной толщины (1 сантиметр) нужно 25 килограммов асфальта. Для площадки в 100 м2: 25 х 100 = 2500 килограммов.
  • Один кубический метр вмещает около 2250 килограммов материала – значит, на покрытие площадки из примера нужно: 2500 : 2250 = 1.10-1.11 м3 состава.

Вывод

Конкурентоспособных аналогов у асфальтобетонной смеси сегодня не существует. Оптимальная стоимость, прекрасные эксплуатационные и функциональные характеристики, простота в работе, возможность менять свойства путем варьирования составляющих и их пропорций делают материал самым популярным и подходящим для обустройства дорожных покрытий разнообразного назначения и типа.

Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке

Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Виды марок

Различают 3 известные марки АБ.

О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:

Что такое асфальтобетон – определение

Состав

Рассчитывая, из чего состоит композиция, стоит выделить две группы компонентов: органическое вяжущее вещество и минеральный наполнитель. Проектирование конкретного состава осуществляют с учетом физико-химических свойств материала и нормативных требований.

Основные компоненты смеси асфальтно-бетонной:

Песок и гравий, включенные в состав композиции, должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТ8736-93. «Песок для строительных работ.» (106кБ) и ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.» (179кБ).

Марки и типы асфальтобетона

Существует всего две марки асфальтобетона и их характеристики довольно существенно отличаются, что объясняется разной прочностью каменного материала. В составах первой марки используют щебень 1000-1200, второй – 800-1000.

Характеристика и типы асфальтобетонных смесей:

Рекомендации по укладке

Если речь идет о высоких нагрузках и интенсивном движении, покрытие кладут в 3-4 слоя общей толщиной 11-15 сантиметров.

Щебень

Материал транспортируется в специальном теплоизоляционном бункере, где работают горелки и смесители, подогревающие и перемешивающие ингредиенты. Стелить такой асфальт можно даже на мокрое основание.

Классификация асфальтобетона. Тип наполнителя и марки

Основные типы асфальта

  • Щебеночные.
  • Гравийные.
  • Песчаные.
  • Крупнозернистые.
  • Мелкозернистые.
  • Песчаные.
  • Высокоплотные.
  • Плотные.
  • Пористые.
  • Высокопористые.
  • Горячие.
  • Холодные.

Марки асфальтобетона

Понятие «марки» асфальтобетона достаточно обширно. Главное требование ко всем маркам асфальтобетонных покрытий — используемые при изготовлении материалы должны соответствовать ГОСТу 9128 — 2013.

Сложность процесса состоит в том, что для определения марки используется большое количество физических и химических факторов. Для различных компонентов асфальтобетонных смесей параметры отличаются.

Марка асфальтобетона разделяет используемые материалы на:

Виды марок

  • Номер I.

Холодный асфальт

Основные марки асфальта:

Прежде чем объединить информацию по типам и маркам асфальта в таблицу, нужно рассказать о важном показателе: процентном соотношении гравия (щебня) и песка. От этого показателя во многом зависят свойства асфальта.

Тип асфальта А: от 50 до 60 процентов щебня.

Асфальт Б: от 40 до 50 процентов гравия или щебня.

Тип асфальтобетона В: 30-40 процентов гравия или щебня.

Г: 30 процентов песка (искусственного — материалом для которого служит отсев дробления).

Д: 70 процентов песка (производимого из отсева дробления).

Асфальт марки 1

Песок или отсев, битум, щебень, минеральный порошок

Плотные А, Б, Г;
Высокоплотные;
Пористые;
Щебеночные; высокопористые (холодные и горячие);
Бх, Вх, Гх

Асфальт марки 2

Песок, отсев дробления, битум, щебень, минеральный порошок

Пористые;
Высокопористые песчаные;
Плотные А, Б, В, Г, Д;
Бх, Вх, Гх, Дх

Асфальт марки 3

Песок, отсев дробления, минеральный порошок, битум

Сфера применения и преимущества асфальтобетонных смесей

Основной сферой применения материала является формирование монолитных полотен дорог, также, в некоторых случаях, они используются для покрытия верхнего эксплуатируемого слоя полотна.

Кроме того, различные марки дорожных асфальтобетонных смесей могут использоваться:

Высокая востребованность такого материала обусловлена доступной стоимостью относительно цементобетонной смеси, хорошими эксплуатационными качествами и универсальностью использования в различных сферах.

  • Хорошие показатели механической прочности;
  • Устойчивость к упругим и пластическим деформациям;
  • Равномерность покрытия, которое обеспечивает возможность комфортного и быстрого передвижения транспорта;
  • Демпфирующие качества;
  • Возможность быстрой укладки при наличии специализированной техники;
  • Долговечность и относительно невысокую стоимость.

Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

Органоминеральные составы

Кроме перечисленных выше классификаций, существуют органоминеральные растворы. Их изготавливают за счет смешивания битума и известняка. Применение плотных составов заключается в ремонте асфальтобетонного дорожного полотна.

Расход и плотность стройматериала

  • кварцевый песок — 2200 килограммов на кубометр;
  • шлаковый песок — 2350 килограммов на кубометр.

Состав асфальтобетона

В готовом виде материал отличается относительно однородной консистенцией, у которой отсутствуют крупнозернистые включения, полости. Степень плотности должна остаться одинаковой по всей толщине слоя.

Состав используемых ингредиентов во многом определяет, какой структурой будет обладать асфальтобетон, что это такое – уже рассказывалось раньше.

Традиционно применяется следующий вариант состава:

При перемешивании все составляющие требуется перемешивать в подогретом виде. Далее описываются виды, марки, и типы асфальтобетона.

Область применения

Асфальтобетонные смеси получили широкое распространение благодаря следующим достоинствам:

Смеси применяются, когда ремонтируются или строятся:

Это далеко не полный перечень сфер, где материал может применяться. Транспортно-экономические показатели смеси так же приятно удивляют владельцев. Как и коэффициент уплотнения.

По сравнению с другими материалами, асфальтобетон медленнее подвергается износу уже после того, как наберёт необходимую прочность. Он успешно сопротивляется воздействию окружающей среды, даже агрессивному. Этому способствует и правильный отбор кернов ГОСТ.

Описание процесса производства

Производство организовано на специализированных заводах, которые закупают необходимое оборудование. Используются при этом модификации оборудования по циклическому, либо непрерывному действию. Отбор проб проводится отдельно.

  • При циклическом действии.

Такие заводы уникальны тем, что допускают внесение изменений в состав по нескольку раз за одну смену. Качество смеси от этого нисколько не страдает. Как и шумность асфальтобетона.

  1. Ёмкости для складирования продукции в готовом виде.
  2. Вибросито для дробления, сортировки.
  3. Грохот.
  • С непрерывным действием.

Для производства компактных комплексов, предназначенных для перевозки материалов с одного места на другое. Главное – помнить о таком свойстве, как холодная регенерация асфальтобетона.

Технология укладки

Технический проект и финансовая смета – документы, которые составляются перед началом любой работы. Укладка не стала исключением, она так же требует выполнения данного действия. Некоторыми применяется и динамический модуль упругости.

Далее выполняется следующая схема.

  • Когда подготовительные работы заканчиваются – избавляются от верхнего сырого слоя грунта.

Подушку обильно поливают водой, чтобы ускорить процесс усадки. Тогда основание становится прочнее. Катки или виброплиты становятся незаменимыми помощниками при утрамбовке.

Типы смесей и их основные параметры

В первую очередь вся продукция данного вида разделяется на группы в зависимости от того, какой компонент использован в качестве основного наполнителя, бывают гравийные, щебеночные и песчаные смеси.

Также применяется битум разной вязкости, из-за этого может различаться способ укладки:

Работы с горячим асфальтом требуют наличия специальной укладочной техники, без нее добиться хорошего результата невозможно

  • Теплые асфальтобетонные смеси (многие специалисты называют их и вовсе холодными) могут укладываться и при более низких температурах. Нижний предел температуры составляет 5 градусов тепла, но лучше все-таки проводить работы при 20-30 градусах. При изготовлении применяется только жидкий битум.

Битум – важнейший компонент, от качества которого во многом зависит прочность асфальта

Стоит помнить! Готовый состав должен использоваться в течение максимум 2-3 часов (в зависимости от марки). В противном случае битум застынет, и работать станет невозможно.

Еще один важный фактор – плотность асфальтобетонной смеси.

Также можно подразделить все составы по фракциям:

  • Если присутствуют включения диаметром до 40 мм – крупнозернистый.
  • При фрагментах величиной до 20 мм – мелкозернистый.
  • Если размер самых крупных вкраплений не превышает 5 мм – песчаный.

В зависимости от количества щебня, присутствующего в составе, выделяются следующие виды асфальтобетонных смесей:

Важно! Щебень для производства дорожных смесей должен иметь в своем составе определенный процент фрагментов плоской (лещадной) формы, количество таких фрагментов в зависимости от марки состава может составлять от 15 до 35%.

Вывод

Конечно, в рамках небольшого обзора сложно охватить все нюансы, касающиеся смесей для устройства дорожных и других покрытий, это скорее краткая инструкция, позволяющая понять основы данной темы (см.также статью «Железобетонные опоры ЛЭП – особенности и виды данного типа конструкций»).

Видео в этой статье поможет разобраться в некоторых вопросах более детально.

Цветной асфальт

Классификация и область применения асфальта (асфальтобетонных смесей), выпускаемого АО «АБЗ КАПОТНЯ»

Таблица 1 (Классификация асфальтобетонных смесей)

Классификация асфальтобетонных смесей, выпускаемых по ГОСТ 9128-2009(-2013)

Особые виды асфальтобетонов и асфальтобетонных смесей

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС)

  • ЩМА-20 (с наибольшим размером зерна до 20 мм)
  • ЩМА-15 (…до 15 мм)
  • ЩМА-10 (…до 10 мм)
  • ЩМА-5 (…до 5 мм)

Литая асфальтобетонная смесь

Полимерасфальтобетонная смесь (на полимерно-битумном вяжущем)

Цветная асфальтобетонная смесь

  • для устройства разделительных полос и выделенных полос движения общественного транспорта;
  • для выделения пешеходных переходов и остановок общественного транспорта;
  • для создания велосипедных дорожек.

Кроме этого, цветной асфальтобетон может применяться в декоративных целях при оформлении площадей, парковых дорожек и аллей, тротуаров и пешеходных дорожек, спортивных площадок и других объектов.

Стеклоасфальтобетонная смесь

Резиноасфальтобетонная смесь

Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь

Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь — высокопористая асфальтобетонная смесь (остаточная пористость от 14 до 25 %) в которой в качестве вяжущего используется материал содержащий:

  • резино-полимерно-битумное вяжущее на основе вязкого нефтяного битума;
  • вторичный линейный полиэтилен низкой плотности;
  • резиновую крошку (с размером зерна до 1 мм).

Главной особенностью резинированного дренирующего асфальтобетона является наличие системы сообщающихся пор, которая позволяет быстро отводить воду с асфальтированной поверхности, осушая ее и тем самым, повышая безопасность дорожного движения.

Сероасфальтобетонная смесь

Сероасфальтобетонная смесь — асфальтобетонная смесь с добавлением технической серы (комовой, жидкой или молотой). В составе асфальтобетонной смеси техническая сера может выполнять несколько функций:

Виды асфальтобетонных смесей и их описание

Асфальтобетонная дорога

Материалы

Асфальтобетонная дорога

Асфальтобетон применяется в различных видах строительных работ, направленных на формирование дорожного покрытия. Способ применения зависит от того, из чего состоит асфальт и как он укладывается.

Асфальтобетонная смесь — что это такое

Под АБС (асфальтобетонная смесь) подразумевают состав из битумного связующего вещества и минерального наполнителя различной природы и фракции. Производство асфальтобетона строго регламентируется ГОСТом. Область применения материала включает все виды дорожного строительства. Покрытие допускается к эксплуатации сразу или через несколько часов после окончания монтажных работ.

Особенности и основные характеристики асфальтобетона

Асфальтобетонное покрытие характеризуется высокой прочностью и жесткостью. Эти свойства обеспечивает минеральный наполнитель. Полотно слабо поддается деформациям от разного рода нагрузки за счет специальных инертных присадок. Появление дефектов возможно в процессе эксплуатации только в результате аварийных ситуаций.

Производство продукта совершенствуется, но существует ряд традиционных операций. Начинается процесс с подготовки сырьевой базы. Зерновой твердый наполнитель проходит стадию очистки от биологических примесей. Резина (вторсырье) измельчается до состояния порошка с фракцией не более 1 мм. Она придает смеси гибкость и устойчивость к влаге.

Компоненты в сухом виде просеивают и высушивают методом нагревания массы до +200℃. Это необходимо для качественной связки компонентов посредством битумного связующего.

Готовые компоненты смешивают до однородного состояния вместе с функциональными присадками. Композит с нефтепродуктами соединяют под воздействием разных температур. На основании этого различают холодный, теплый или горячий асфальтобетон. В первом случае нагревают только битумный раствор, в других двух весь состав. Минимальное воздействие происходит при температуре +160℃. Хранение готового к укладке продукта осуществляется в аналогичных условиях (+150-+180℃).

Чем отличается от обычного асфальта

Плотный и пористый асфальт

Что такое асфальт и в чем его отличие от асфальтобетона? Поверхностный взгляд на материалы говорит о том, что они одинаковы. Это объяснимо битумным связующим и применимостью в дорожном строительстве. При детальном изучении все сведется к тому, что асфальтобетон является усиленной модификацией асфальта.

Основное отличие модернизированного покрытия от более однородного аналога заключается в рецептуре приготовления. В первый включен щебень или гравий крупной фракции. Дополнительно могут быть добавлены песок и каменная мука. Асфальт по составу более натуральный материал. Он может содержать не менее 70 % нефтяного битума.

От природы покрытия зависит его предназначение. Асфальт – это материал, способный выдержать значительные нагрузки, поэтому его используют для благоустройства пешеходных зон. Асфальтобетон – более прочное покрытие. Он допустим для строительства дорожного полотна под любой транспорт.

Сферы применения асфальтобетонных смесей

Широкое распространение асфальтобетонной смеси обосновано простотой укладки, высокими техническими показателями и разнообразием готовых составов. Прописанные в стандартах требования для производства материала обеспечивают соответствие заявленных характеристик проверенным на практике.

Готовые смеси используют для формирования пола в складских помещениях и на крупных промышленных предприятиях. С помощью асфальтобетона закатывают площади, автомобильные парковки, возводят дорожные покрытия общественного характера. Кроме того, допустимо строительство транспортных магистралей, взлетной полосы, аэродрома в целом.

Что входит в состав асфальтобетона по ГОСТ

Состав асфальтобетона

Из чего делают асфальт? Главными компонентами композитного материала являются битумный связующий и минеральный наполнитель. Последний делят на три группы:

  1. Порошок. Его доля в составе достигает 20 % от общей массы. По природе это могут быть измельченные до пылеобразного состояния осадочные породы, доломитовые, промышленные отходы, зольные шлаки. Их применение положительно сказывается на снижении водонепроницаемости, повышает прочность и плотность асфальта.
  2. Песок. Он выступает в роли заполнителя пустот, способствует образованию однородной массы с высокой плотностью. Содержание зерен регламентируется, чтобы не снизить износостойкость.
  3. Гравий и щебень. Камни добавляют в количестве от 30 до 60 % от общей массы. По природе это осадочные или вулканические породы, отходы металлургических предприятий. Форма и свойства заполнителя определяют технические характеристики покрытия.

С целью удешевления асфальтобетона за границей начали добавлять в состав резину. Как правило, это переработанные автомобильные шины. Такое решение на качественных показателях смеси в результате практически не сказывается.

Для повышения прочностных характеристик добавляется целлюлоза. Такой природный стабилизатор дополнительно способствует улучшению связки между компонентами.

Если нужно придать цвет асфальтовому покрытию, то это делают на этапе приготовления смеси. В состав могут добавлять подсвеченный битум, крошку из мрамора или керамики, кварцитовый или гранитный щебень. Обновлять разметку или рисунок в этом случае не нужно, так как природный краситель сохраняет цвет на протяжении всего срока эксплуатации велодорожки, спортивной или детской площадки.

Виды и типы асфальтобетонных покрытий, технические характеристики

Виды асфальтобетонных покрытий

Технические характеристики зависят от состава. Свойства покрытия также определяются условиями, в которых проводятся монтажные работы. Так, предел прочности на сжатие нормируется ГОСТом на композитный асфальт в зависимости от температуры. Выглядит это так:

  • 0℃ –от 9 до 13 МПа;
  • + 20℃ – от 2 до 2,5 МПа;
  • + 50℃ – от 0,9 до 1,5 МПа.

Прочность на растяжение или трещиностойкость равна 2-7,5 МПа. Коэффициент водостойкости составляет 0,6-0,95, водонасыщение с высокой плотностью асфальтобетона – 1-4 %, у пористого – 4-10 %. Сдвигоустойчивость или коэффициент трения должен быть в пределах 0,62-0,87. Морозостойкость составляет от 15 до 50 циклов.

Расход смеси вычисляют исходя из слоя в 10 мм:

  • мелкозернистый А, Б, В– в среднем 25 кг/кв.м;
  • крупнозернистый – около 24 кг/кв.м;
  • щебеночный –почти 26 кг/кв.м.

Вес асфальтобетона в 1 м3 при демонтаже составляет от 2000 до 2800 кг.

Одной из важных характеристик считается коэффициент уплотнения. От него зависит качество укладки и долговечность покрытия. Для холодного типа показатель должен превышать 0,96, для горячих – 0,99.

Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке

Классификация материалов в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ асфальтобетонные смеси 9128-2013) ведется на основании минерального наполнителя. Это могут быть песчаные, гравийные или щебеночные смеси. Также разделение ведется по размерам минералов:

  1. Первый тип включает в себя зерна фракцией до 10 мм. Дорожное покрытие отличается высокой плотностью и гладкой поверхностью. Такой продукт используют для строительства полотен для велосипедистов, роллеров, пешеходов, им покрывают детские площадки.
  2. Мелкозернистый тип включает минералы размером до 20 мм. Материал пригоден для формирования внешней оболочки городских дорог, автомагистралей и аэродромных площадок. Чтобы исключить расслоение или образование колеи, добавляют различные функциональные присадки. Удельный вес кубического метра асфальта составляет около 2300 кг.
  3. Крупнозернистой смесью называют асфальтобетон с наполнителем фракцией до 40 мм. Песок здесь выступает в роли заполнителя пустот между гравием. Такой продукт используют для формирования основы дорожного пирога под оболочку.

Щебень по фракциям

Минеральный состав асфальтобетонной смеси для удобства отражен в маркировке. Определяющим для этого критерием является содержание твердого наполнителя крупных фракций:

  • А – 50-60 %;
  • Б – 40-50 %;
  • В – 30-40 %.

Если минеральную часть составляет только песок, то маркируют как «Г» и «Д». Наполнитель может быть добыт в природных водоемах или являться отсевом продуктов дробления горных пород.

В совокупности с технологией производства асфальта на основании используемого сырья различают три марки готовой к укладке смеси. Первую составляют горячие плотные смеси типа А, Б, Г и холодные Б, В, Г с щелочной природой и пористой структурой. Во вторую входят горячие и холодные Б, В, Г, Д (пористые, песчаные). В третий вариант могут входить только горячие Б, В, Г, Д.

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

Укладку асфальтобетона производят на подготовленную площадку. С нее снят верхний слой почвы, проведено предварительное выравнивание. Для отвода воды устраивается дренажная система. Для компенсации нагрузки на грунт основание покрывают трехслойной подушкой:

  • щебень фракцией до 60 мм;
  • гравий размером до 40 мм;
  • песок.

Различия в методах проведения монтажных работ заключаются в том, как делают асфальт. Укладкой асфальтобетона занимаются при температуре свыше +5℃.

Технологий проведения работ три, выбор зависит от характера смеси:

  • Под холодное основание рекомендуется пропитать битумом. Покрытие трамбуют и посыпают песком или цементом. Это позволяет снизить липкость сформированного полотна.
  • Горячую смесь производят из заполнителя, присадок и расплавленного битума. Продукт доводят до однородного состояния и выкладывают на подушку. Формирование покрытия проводится трамбованием или с помощью катков. Ездить по дороге можно через 6 часов.
  • Третий вариант подразумевает использование литого асфальта. Его нагревают до температуры + 235℃ и перемешивают в специальном оборудовании. Из бункера асфальтоукладчика смесь подается на рабочую площадку. Дополнительное трамбование или укатка покрытию не требуется.

Асфальтобетон в отличие от асфальта в составе содержит твердый минеральный наполнитель различной фракции: порошок, песок, гравий или щебень. Благодаря этим компонентам продукт приобретает улучшенные показатели прочности и плотности. Такие свойства актуальны при строительстве дорожных покрытий, которые подвергаются сильным нагрузкам: дорога под грузовой транспорт, магистраль, аэродром.

Ссылка на основную публикацию