Трубы железобетонные и бетонные для укладки в канаву
В процессе благоустройства своего участка каких-то незначительных работ не может быть. К примеру, на въезде на территорию было бы неплохо установить дренажную трубу. Ведь нередко владельцы участков вдоль его периметра выкапывают яму, которая будет отводить талую и дождевую воду. Что из себя представляет канава, расположенная на заезде частного участка, посёлка? Первым делом, это реальное препятствие. Фактически засыпать её не представляется возможным, поскольку её расположение стратегически обусловлено — уборка осадков с дороги и предотвращение заболачивания. Но с другой стороны — она же мешает проехать транспортному средству на территорию. Тем более, если это будет грузовик. Но есть идеальное решение данной задачи — проложить трубу. Полученное сооружение не будет препятствовать стокам и осадкам, а так же никоим образом не будет мешать движению машин.
Выбор труб для укладки в канаву
Поскольку попросту засыпать выкопанную канаву нельзя, ведь она из-за этого просто размоется водой, приходится использовать дренаж, обеспечивающий отвод стекающей воды. Для дренажа выполняется укладка трубы в канаву, пространство над которой засыпается грунтом, и по полученной конструкции можно будет спокойно проехать на автомобиле.
Несмотря на кажущуюся простоту, канава с дренажом является инженерным сооружением, поэтому конструкцию приходится грамотно рассчитывать и обустраивать с соблюдением ряда правил, которые нужно изучить перед тем, как уложить дренажную трубу в канаву.
Выбирая трубы для проезда через канаву, нужно отталкиваться от следующих показателей:
- Механическая прочность и надежность. Данный фактор важен хотя бы по той причине, что на участок при строительстве может заезжать тяжелый транспорт весом в несколько десятков тонн, поэтому конструкция должна выдерживать существенные нагрузки.
- Габариты канавы. От габаритов канавы напрямую зависит проходящее через нее количество воды. Чтобы вода в полном объеме могла уходить из канавы, нужно подбирать трубы достаточного диаметра.
- Доступный бюджет. На рынке представлено большое количество разнообразных материалов, поэтому выбор зачастую ограничивается имеющимися в распоряжении финансами. Кроме того, стоимость доставки материалов и монтажа конструкции также варьируется в очень широких пределах, и это нужно учитывать.
Материалы для устройства дренажа через въезд на подворье
Выбирая, какую трубу положить в канаву, отделяющую проезжую часть дороги от подворья, в первую очередь необходимо узнать о ее возможности выдерживать существенные нагрузки. Даже если у вас имеется только легковой автотранспорт, нельзя исключать возможность появления необходимости загнать во двор «КАМАЗ», нагруженный стройматериалами. Поэтому первое правило требует выбирать трубы с максимальной жесткостью и несущей способностью.
Металлическая дренажная труба в канаву
На сегодняшний день можно выбрать конструкции из различных материалов, способные организовать эффективный и безопасный пропуск воды через насыпь перед въездом на подворье.
Чаще всего применяют следующие варианты:
- Металлическая дренажная труба в канаву — такое устройство применялось уже достаточно давно. Даже учитывая склонность металла к коррозии, такие водопропускные устройства способны служить 30-40 лет. Это объясняется тем, что для этих целей используют толстостенные элементы большого диаметра, а дополнительная гидроизоляция трубы сможет обеспечить надежную защиту от коррозии. Основное преимущество материала — способность выдерживать существенные нагрузки. Такая труба не будет пережата даже при проезде тяжелой груженой техники.
- Не менее часто используются бетонные трубы на заезд, обеспечивающие пропуск большого количества воды без нанесения ущерба дорожному покрытию. Такие элементы имеют значительный вес, поэтому их установка в бытовых условиях не всегда целесообразна, так повлечет дополнительные расходы на подъемную технику.
- Гораздо проще устроить самодельные железобетонные трубы в канаву. Для этого понадобится обычная пластиковая канализационная труба (диаметр лучше выбирать самый большой, или использовать несколько труб, это зависит от предполагаемого водопритока в канаве). Монтаж такой водопроточной системы осуществляется следующим образом. На подготовленное основание укладываются пластиковые трубы, которые будут играть роль своеобразной гильзы. Вокруг труб увязывается армирующий каркас из металлического прута, желательно чтобы он располагался вокруг всей поверхности основного пластикового элемента. В этом случае после заливки бетона получится монолитная конструкция, способная выдержать существенные нагрузки.
- Бетонная труба в канаву может быть заменена железобетонными лотками, но это возможно только при небольшой глубине. Такие лотки закрываются декоративными решетками и достаточно часто используются как элементы ландшафтного дизайна. Монтаж такой системы особенно актуален для устройства отвода через дорожное полотно дождевых осадков. Следует отметить, что подобные конструкции могут отличаться хрупкостью, поэтому их монтаж достаточно трудоемок и требует применения специальных приемов установки конструкции. Обычно технология монтажа рекомендуется непосредственно производителем таких железобетонных изделий.
На сегодняшний день самым оптимальным вариантом устроить въезд на участок через канаву является применение специальных гофрированных дренажных труб.
Применение пластиковых дренажных труб для устройства проезда
Гофрированная пластиковая труба в канаву может использоваться даже при существенных нагрузках.
Гофрированная пластиковая труба в канаву
Профиль ее сечения позволяет распределить все создаваемые при наружных воздействиях усилия на всю поверхность изделия. Благодаря этому несущая способность такой трубы существенно увеличена.
Кроме того, такие элементы обладают и другими преимуществами перед бетонными и металлическими конструкциями:
- Небольшой вес при существенной несущей способности и прочности.
- Простая технология монтажа, существуют разнообразные фитинги, упрощающие сборку магистрали.
- Невысокая стоимость по сравнению с другими элементами.
- Устойчивость к коррозии и агрессивным жидкостям.
- Такая труба через канаву прослужит не менее 50 лет (при соблюдении технологии монтажа).
Гофрированная пластиковая труба для укладки в канаву
Достаточно популярным и эффективным материалом для укладки в канаву являются пластиковые гофрированные трубы. Их габариты могут варьироваться в очень широких пределах: диаметр стандартных изделий составляет от 200 до 1000 мм, толщина стенки – от 22 до 140 мм, а длина – от 1 до 6 м.
При изготовлении пластиковых труб соединяется несколько слоев сырья, в результате чего получается монолитная конструкция. В качестве сырья для гофрированных изделий используется первичный полиэтилен или полипропилен высокой плотности. Очень важно, чтобы в процессе производства в материал не добавлялось вторичное сырье – такое смешивание является причиной существенного снижения упругости готовых изделий.
Для определения упругости гофрированной трубы достаточно надавить на ее ребро – при наличии примесей материал не вернется в исходное состояние, в то время как изготовленные из первичного сырья изделия примут первоначальный вид. Также нужно знать, что внешний слой таких труб, по сути, является легким защитным кожухом, при помощи которого удается достичь высокого показателя жесткости и необходимой толщины стенок, не утяжеляя конечные изделия. При возникновении нагрузки пластиковая труба для въезда на участок через канаву слегка прогибается, но именно за счет этого качества данный материал удерживает форму и целостность.
Роль упругости данного материала нельзя недооценивать, ведь именно этот показатель дает возможность трубам при необходимости изгибаться, не испытывая деформирующих внутренних нагрузок. При уменьшении внешней нагрузки труба возвращается в прежнее состояние, не прекращая выполнять свои прямые функции. Правильное обустройство канавы с уклоном даст возможность трубопроводу очищаться самостоятельно, но даже при отсутствии уклона труб будет гораздо проще чистить – пластик очень гладкий, и различные твердые примеси к нему не прилипают.
Читайте также: Инструмент для стяжки досок пола: способы стягивания с разными видами инструментов для монтажа
Жесткость трубы обозначается символами SN и может составлять 4, 6, 8 и 16 kH/м2. Числовое значение демонстрирует прочность трубы, которая выражается в давлении на один квадратный метр, и допустимую глубину прокладки (от 2 до 8 м). Вариативность жесткости позволяет использовать гофрированные пластиковые трубы на заезд через канаву в самых разных местах – от загородных участков до аэродромов.
В целом, гофрированные пластиковые трубы имеют массу положительных качеств:
- Небольшой вес, упрощающий транспортировку и монтаж трубопровода;
- Устойчивость к коррозии и большинству агрессивных химических веществ;
- Устойчивость к температурным перепадам (рабочая температура может варьироваться от -35 до 75 градусов);
- Высокая механическая прочность и сопротивляемость деформации;
- Высокая кольцевая жесткость;
- Длительный срок службы (при правильной укладке пластиковые трубы могут работать до 50 лет);
- Простой монтаж и универсальность (при необходимости трубы без проблем разрезаются или наращиваются);
- Небольшая стоимость.
Из недостатков можно отметить разве что боязнь открытого огня и полное неприятие ультрафиолетовых лучей, при попадании которых гофрированные пластиковые трубы начинают очень быстро разрушаться.
Как выбрать трубу для канавы для заезда на участок?
труба в канаву на заезд своими руками
Первостепенная ваша задача — это правильный выбор трубы. Основное значение, на которое вы должны опираться в этом случае, это какую нагрузку способна она выдержать. В случае владения одним легковым автомобилем применять легкие конструкции не рекомендуется. Для подобных работ подходящим будет далеко не любой материал. Познакомимся с самыми удачными вариантами.
Бетон
Строение разнится большим диаметром. Но есть значительный минус — бетонное изделие со временем начнет рушиться.
Применение бетонных и железобетонных труб в канаву для заезда на участок
Железобетон
Перед тем как сооружать подобное строение, надо заблаговременно создать песочную подушку. Верхний слой тоже желательно организовать из песка и щебня. Тогда вы сократите риски того, что сооружение поломается под действием силы тяжести. Из минусов стоит отметить трудоемкий монтаж.
Рекомендуем: Диаметр водосточной трубы
Применение железобетонных труб в канаве на участке
Дренажная железобетонная конструкция
Пользуется большой популярностью. Что касается недостатков, то это большая цена и внушительный вес.
Устройство заезда на участок через дренажную канаву (2.0х3.0м)
Гофрированная пластиковая конструкция
Отличается легким весом, умеренной стоимостью, надежностью, стойкостью к искажениям и ржавчине. Изделия обладают высокой пропускной способностью. Их легко устанавливать, они выдерживают большой вес, безопасны. Кроме этого, их отличает высокая кольцевая жесткость. Чтобы произвести их установку, вам не надо будет тратить много средств. Все потому, что для установки таких конструкций совсем не требуется какое-либо вспомогательное оборудование. Работа может быть выполнена и собственными силами.
Применение пластиковых гофрированных труб в канаве для заезда на участок
Стальная дренажная конструкции
Отличительными особенностями является прочность и надежность. Если говорить о недостатках, то такая конструкция подвержена действиям коррозии, разрушающей изделие. При этом, срок службы достаточно продолжительный. Выбирать трубу надо исходя из ваших собственных предпочтений, материальной базы и условий использования материала. Ознакомиться с разными типами конструкции вы можете по фотографиям. Когда будете совершать покупку, то смотрите на ценник, потребительские особенности, вес и прочность.
Применение металлической трубы в канаву для заезда на участок
Есть ещё такой вариант как пластиковое изделий
Их можно найти на рынке. Представляет из себя специальную гофрированную трубу с большим диаметром. Строение этого материала устроено таким образом, что конструкция с легкостью выдержит большую нагрузку. Да и срок эксплуатации у пластика завидный. Ему не почем процессы коррозии и воздействие агрессивной среды. Установить такие изделия несложно, а главное — стоит недорого.
Преимущества применения пластиковых труб в канаву на заезд
Если сравнить с тем, о чем речь шла ранее. Бывает и так, что владельцы участков своими руками изготавливают конструкцию для пропуска воды.
- Берется самая обычная пластиковая труба с большим диаметром.
- Её укладывают в канаву.
- Дальше вокруг неё необходимо создать пояс, для изготовления которого понадобится армирующая сетка.
- И вся эта конструкция заливается бетоном. Денег потратите немного, а срок эксплуатации растянется не на одно десятилетие.
Рекомендуем: Самостоятельная установка редуктора давления в системе водоснабжения
Железобетонные трубы для укладки в канаву
Еще один хороший материал для укладки в канаву – трубы из железобетона. Они тоже достаточно популярны в строительстве и имеют солидный спрос. Конструктивно жб труба для канавы состоит из армирующего металлического каркаса, который заливается бетоном, в результате чего получается монолитное изделие. Бетонный слой, находящийся снаружи, обеспечивает хорошую защиту металлического каркаса от коррозии. Производство железобетонных труб осуществляется методом центрифуги и вибропрессовки. В последнем случае удается достичь максимальной прочности и качества продукции.
Алгоритм укладки трубы в канаву
Главной задачей, ради которой трубы укладываются в канаву, является прохождение воды только через трубопровод, без попадания в грунт. Чтобы добиться такого результата, нужно четко соблюдать технологию монтажа трубопровода и следить за качественным выполнением всех пунктов.
При обустройстве заезда над канавой обычно используются трубы диаметром 350-500 мм – таких размеров будет достаточно для прохождения воды, при этом особых сложностей в прочистке трубопровода не будет. Укладывать трубы под дорогу под заезд, которые до этого уже где-то использовались, не рекомендуется – проверить их состояние крайне проблематично, поэтому никаких гарантий эффективности собранной системы не будет. Читайте также: «Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов».
Пластиковая или стальная труба в канаву укладывается по следующему алгоритму:
- Подготовка к работе. Данный этап включает в себя проектирование будущей системы, проведение замеров, разметку участка и комплекс работ по расчистке канавы от грунта. Также на этом этапе нужно подобрать и приобрести необходимые материалы.
- Подготовка канавы. Дно и стенки канавы застилаются геотекстильной тканью, которая предотвратит размывание конструкции. На дне канавы обустраивается песчаная подушка толщиной около 20 см. Если грунт слишком зыбкий, стоит сначала прокопать его примерно на 10 см и заполнить это пространство щебнем. Канава должна иметь постоянный уклон в 2 см, чтобы вода не застаивалась.
- Укладка трубы. Выбранная труба для канавы на дачу укладывается ровно посредине траншеи. Возле краев трубы можно сделать небольшие ямки, заполненные гравием – это защитит трубопровод от заиливания. По обоим краям заезда стоит установить деревянную опалубку, которая будет удерживать насыпь во время работы. Позже эти места нужно залить бетоном.
- Обустройство насыпи. Собранный трубопровод засыпается песком, толщина слоя которого в утрамбованном состоянии должна превышать 30 см. Следующим этапом будет засыпка щебневого слоя толщиной около 20 см. Сверху засыпается гравий, а на самом верху должен быть песок или мелкая щебенка. В итоге уложенная в канаву дренажная труба должна закрываться насыпью толщиной не менее полуметра, иначе конструкция не выдержит массы проезжающего по ней транспорта. Асфальтировать или заливать бетоном заезд можно только после того, как насыпь немного осядет.
- Заливка боковин заезда. При бетонировании сторон заезда нужно следить за тем, чтобы торцы труб были открытыми. Чтобы предотвратить попадание мусора в трубопровод, установленная на заезд труба должна оборудоваться металлической сеткой.
Заключение
Укладка трубы в канаву – процесс трудоемкий, но вполне реализуемый. Путей решения проблемы много, а неизменной остается лишь цель – предотвратить подтопление участка и создать надежный заезд для транспорта. Стоит заметить, что существует и безканавный способ прокладки труб — метод ГНБ, то есть, технология горизонтально направленного бурения.
Бетонные трубы – виды, характеристика и использование
Мы настолько привыкли разного рода объектам по сторонам дорог и в городе, что порой просто их не замечаем. Сегодня в статье поговорим о канализационной системе, часто использующей для отвода различных стоков бетонные трубы б у или новые. В данном случае речь пойдет о дорожном варианте и раструбном виде.
Безнапорные трубы различного использования
Дорожные
Данный тип ЖБИ предназначен для укладки автомобильных и ж/д покрытий, поэтому они и получили свое название. Если брать во внимание классификацию, такие трубы относят к безнапорным конструкциям.
С их помощью удается создавать:
- канализационные водоотводы;
- ливнестоки;
- подземные коллекторы;
- отводы производственных неагрессивных жидкостей.
Свойства и производство
В связи с тяжелыми условиями эксплуатации бетонные дорожные трубы под покрытием должны иметь:
- Стойкость к деформациям, образованию трещин и изгибанию;
- Устойчивость к грунтовой и атмосферной влаге;
- Высокую удельную прочность:
- в отличие от других подобных безнапорных трубных конструкций она усилена. Тем самым им удается выдерживать нагрузки различного автотранспорта, товарных поездов и пассажирских вагонов;
- для этого применяют армирование труб проволокой из высокопрочной стали марок Вр-II и В-II;
- в производстве изделий применяют тяжелый бетон.
- Трубы водопропускные, применяемые в дорожном строительстве, обозначают «ТВ».
- Первые две цифры маркировки указывают на размеры (в см – длина и в дм – внутренний диаметр), а последняя на класс.
К примеру, ТВ 200.70-4 расшифровывается следующим образом: - безнапорная труба дорожная водопропускная длиной 2000 мм;
- внутренний Ø700 мм;
- используется в насыпях высотой до 20 м (четвертый класс).
- В дорожном строительстве безнапорные трубы применяют для возведения насыпей.
- Из них делают водостоки под автомобильными трассами и ж/д полотнами.
- Проводят с их помощью прокладку дорог над небольшими ручьями, речками, каналами и поверх оврагов.
- В коммунальном хозяйстве их применяют для микротоннелирования.
- В населенных пунктах сооружают тоннели для кабельных сетей, теплотрасс, подачи воды и отвода стоков.
- Применяются для сооружения напорных подземных трубопроводов.
- Они могут быть не только раструбными, но и цилиндрическими.
- Инструкция разрешает производить прокачку по ним неагрессивную жидкость температурой до 400˚С.
- Сечение — круглое.
- Метод соединения — встык, уплотнением служит резиновое кольцо.
- Аббревиатура – ТН. При оснащении изделия сердечником из полимера — ТНП, из стали – ТНС.
- Для производства используется бетон класса В25.
- В комплекте есть резиновые уплотнительные кольца.
- Диаметр – 400-1600 мм.
- Применяются для прокладки подземных самотечных коллекторов в широком спектре хозяйствования и промышленности.
- прочностью;
- морозостойкостью;
- высокой устойчивостью к коррозии;
- способностью оставаться гладкими не менее полувека.
- Т-уплотнены герметиком;
- ТБ – уплотнены резиновыми кольцами, на конце есть упорный бортик;
- ТС – поверхность стыка ступенчатая;
- ТФП- имеется подошва для сопряжения в области стыков.
- подземные трубопроводы, неподверженные водяному давлению изнутри;
- системы ливневых канализационных стоков и отвода процессов жизнедеятельности человека на работе и в быту;
- дорожное строительство;
- водостоки различной конструкции;
- ливневую канализацию;
- мелиорационные работы;
- устройство инженерно-технических коммуникаций, проходящих под автотрассой или ж/д путями.
- использование таких труб в дорожном полотне не только решает проблему отвода воды, но и позволяет укрепить дорожную насыпь. Благодаря этому прочность дороги повышается и уменьшается риск разрушения насыпи.
- бюджетность устройства водопропускного трубопровода, по сравнению с мостом, позволяет сэкономить на строительстве дороги.
- наличие возможности монтажа водопропускного канала после окончания строительства насыпи. Установка моста в таком случае чаще всего попросту невозможна или обходится гораздо дороже.
- повышенная скорость монтажных работ.
- металлические;
- бетонные;
- железобетонные (ЖБИ изделия);
- из полимерного материала.
- прямоугольные;
- круглые;
- овальные.
- одноочковые;
- двухочковые;
- многоочковые.
- безнапорные;
- полунапорные;
- напорные.
- 500 мм — длина таких труб зависит от конкретного случая и рассчитывается исходя из ширины автомобильной дороги;
- 750 мм — такие трубы могут иметь длину до 15 м;
- 1000 мм — конструкция, имеющая такой диаметр, не должна иметь длину выше, чем 30 м.
- каждый составляющий элемент (звено) трубы должен в обязательном порядке проходить необходимую проверку на соответствие стандартам ГОСТа. По ГОСТу длина звена может иметь отклонение от 0 до 10 мм. Толщина стенок тоже может быть с некоторым отклонением — от 5 до 10 мм. Другие показатели могут иметь погрешность до 10 мм;
- места стыков всех элементов должны быть очищены от наплывов, а также брызг бетона, которые могли образоваться в процессе производства. Чистота стыков является необходимым параметром, который влияет на герметичность соединения звеньев;
- сортировка отдельных элементов должен осуществляться в соответствии с маркой. После этого все отсортированные элементы необходимо переместить в одно место.
- В первую очередь необходимо изготовить или приобрести уже готовую опалубку.
- Далее подготавливается необходимый для заливки бетонный раствор.
- На третьем этапе подготовленный заранее бетонный раствор заливается в опалубку.
- Когда раствор застынет, необходимо демонтировать опалубку и залить образовавшиеся пазухи.
- Конструктивные элементы, которые обладают плоскими гранями, монтируют на цементный раствор. Цилиндрические части водопропускного трубопровода устанавливаются на специальные деревянные подкладки. После этого, под цилиндрические звенья заливают раствор.
- Заливка раствора проводится с одной стороны до того момента, пока он не появится с другой стороны. Благодаря этому достигается выравнивание и полное заливание всех швов в конструкции. В случае если бетонирование проводится для каждого звена отдельно — используется раствор с подвижностью по эталонному конусу в 12 см.
- После того, как работы по бетонированию водопропускного канала завершены, осуществляется его гидроизоляция. Ее проводят с помощью мастики.
- санация;
- технология SPR;
- релайнинг;
- Внутри ремонтируемого канала навивают профиль. Профиль, как правило, изготавливается из поливинилхлорида (ПВХ) и армируется специальными вставками.
- Производится заливка раствора в зазор между ремонтируемой трубой и корпусом.
- Способ производства:
- Безнапорные (ТБ). Разделяются на раструбные и фальцевые.
- Напорные (ТН).
- Квадратные.
- С круглым сечением.
Безнапорный вид применяют, когда необходима транспортировка стоков самотеком, т. е. без осуществления давления. Соответственно названию, напорные — под давлением, используемые для строительства сточных, ливневых и канализационных систем. Труба железобетонная этого класса способна выдержать внутреннее давление в несколько атмосфер.
Область применения бетонных трубопроводов
Трубопроводы конструируют для перемещения атмосферных осадков и бытовых жидкостей.
Железобетонные трубы производят для подземной прокладки трубопроводов, для перемещения на очистные сооружения бытовых жидкостей и атмосферных осадков. Помимо этого, их используют для транспортирования производственных жидких отходов, которые не могут разрушительно воздействовать на бетонный слой. В основном их применяют при устройстве ливневой сточной канализации, а также при обустройстве водопропускных сооружений на автомобильных трассах.
Использование дорожных труб
Помимо прямого назначения, а именно водоотведения талых и осадочных вод, укрепляют насыпь ж/д и автополотна. Их используют как мосты, чтобы преодолеть небольшие водные препятствия. Большинство видов этих бетонных сооружений способны выносить нагрузку при землетрясении в 9 баллов, что важно для сооружения путепроводов.
Основные плюсы и минусы
Неоспоримое достоинство этого изделия — долгий срок службы, не менее 70 лет. Обусловлена такая долговечность устойчивостью бетона к неблагоприятным влияниям окружающей среды, отсутствием коррозии арматурных прутьев, устойчивостью к химическим и биологическим средам. Экономичность, прочность, невысокая цена, удобство установки, короткие сроки производственного процесса — это главные качества бетонных труб. При необходимости заново перекладывают уже использованные трубы, на качество это не влияет. К недостаткам относят значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона, а также их нельзя использовать для транспортирования агрессивных химических веществ. Истончение стенок и наросты приводят трубу в негодность или необходимость ее снятия для санации.
Производство бетонных изделий
Технология производства изделий предполагает использование влагоустойчивого бетона и применение армирования.
Для изготовления элементов используют влагоустойчивые и биостойкие марки бетона, которые производятся методом вибропрессования с армированием (прутком Вр-1 и В1) или без него. В состав цементного теста добавляют примеси для исключения обрастания отложениями и загнивания. Основные правила и нормы продукции определяет ГОСТ 6482–88, напорные изготавливают по ГОСТу 24983—81. Длина таких труб варьируется до 2,5 м, а максимальный диаметр до 1,5 м. Бетонолитная труба изготавливается за 3—12 минут, это зависит от типа оборудования и размера. Лаборатория обязательно должна проверять качество продукции и соответствие маркировкам на выходе.
В начале производственного процесса подготавливают форму, очищают и смазывают. Если трубу предполагают армировать, тогда вставляют железные прутья в форме каркаса, далее устанавливают дно и фиксируют. Перемещают конструкцию в центрифугу, и медленно осуществляют подачу бетонного раствора, который заполняет все пустоты изделия. Далее ее отправляют в камеру пропарки для набора прочности. По окончании форма разбирается по частям, а готовую трубу перевозят в складское помещение. А также существует 2-й метод производства — вибрационное уплотнение, которое также после формировки и наложения вибрации поступает в пропарочную камеру.
Трубу безнапорную изготавливают со специальным раструбом, который находится только с одной ее стороны. Этот элемент нужен для стыковки изделий.
Подбор: как осуществляется?
Дорожные трубы подбираются согласно групповой классификации:
- I группа. Используют на высоту не более 2 м от верхнего конца.
- II гр. Верхний край поднят не больше, чем на 4 м от дальней стороны конструкции.
- III гр. До 6 м от верха.
Эксплуатационные характеристики
Проверку на трещиностойкость считается пройдено, если при давлении на образце проявился скол не более 0,2 мм.
ГОСТ определяет возможность деформаций и прочностных характеристик при укладке труб в канаву. Прочность трубы рассчитывается исходя из глубины ее закладывания. В нормативном официальном документе описано контрольное напряжение по следующим характеристикам:
- Прочность. Этот параметр характеризует качество изделия, которое не может вынести нагрузку и не выполняет свои первоначально определенные функции.
- Трещиностойкость. Показатель считается в норме, если на поверхности трубы при давлении, на исходном образце обнаруживается скол, который не более 0,2 мм. Потери ее эксплуатационных показателей в таком случае отсутствуют.
Особенности монтажа сетей водоснабжения
Этапы монтажа железобетонных водонапорных конструкций:
- Вырывают траншею с дополнительным углублением на 30 см для уклона.
- Засыпают запасной проем песком с гравием для обеспечения высокой несущей способности.
- Трубы краном укладывают в вырытые ямы, соединяя их. Через каждые 50—100 метров трубопровода необходимо оборудовать смотровые камеры.
- Проверяют правильное положение. Если раструбные элементы нарезаны на мерные отрезки планетарной пилой, тогда их соединяют враструб с прокладыванием резиновых уплотнителей. А также можно применять и фальцы — саморасширяющийся уплотнитель для герметизации.
- Все стыки заделываются пеньковой прядью. Раструб конопатится 3-мя витками просмоленной и пропитанной битумом пряди.
- После выполнения стыковки подбивают трубы грунтом на необходимую высоту с послойным трамбованием.
Изделия подвозят на место установки специальной техникой с прицепами. Зачастую вмещается 2 шт. в 1 машину. Краном, с тягами для подъема габаритных грузов, выполняют выгрузку. Специальные пригрузы используют для фиксации элементов в одном положении, которые находятся на заболоченных или любых водных участках. Бетонные утяжелители не загнивают, не обрастают и служат дольше. Стоит отметить, что если трубу прокладывают в месте с постоянным водотоком, тогда строят запруды или русло речки отводят в сторону, а воду откачивают насосом или выполняют сооружение канавы для слива.
Какие бывают, для чего и где используются бетонные трубы
Чаще всего при изготовлении трубопроводов используются надежные металлические или полимерные материалы. Вместо них при выполнении дорожных и строительных работ применяют трубы железобетонные, обладающие жесткостью и способностью выдерживать большие нагрузки.
При выполнении дорожных и строительных работ применяют трубы железобетонные, обладающие жесткостью и способностью выдерживать большие нагрузки.
Сфера применения
Для изготовления бетонных труб используется сверхпрочный бетон. В результате полученные детали способны проводить различные жидкости. Построенный из них трубопровод стоит относительно недорого, отличается большими сроками эксплуатации и не требует сложного ухода. Применяются ЖБ-трубы во многих сферах производства и в частных хозяйствах. Без бетонных труб трудно обойтись при:
- организации магистрального коллектора, отводящего промышленные стоки и нечистоты на производстве, в быту;
- сооружении ливневых стоков;
- обустройстве водоотведения под автодорогами;
- строительстве магистральных линий, транспортирующих жидкости на большие расстояния.
Цилиндрические раструбные детали отличаются высокой прочностью, используются при строительстве фундаментов, опор и других элементов зданий.
Область применения
Ввиду того что железобетонные трубы намного дешевле своих оппонентов, они востребованы в строительстве. Дренажная система, ливневая, хозбытовая и промышленная канализации, а также водопропускные конструкции на автотрассах и железнодорожных переходах зачастую монтируются из таких труб.
В устройстве магистральных трубопроводов железобетонные изделия являются основным конструкционным элементом и чем больше диаметр водовода, тем использование бетонных труб предпочтительнее. Это связано с тем, что полимерные материалы плохо выдерживают давление грунта на магистральную линию. А также при чистке трубопровода от отложений выполняется прокачка системы под повышенным давлением, которую зачастую не выдерживают пластиковые коллекторы.
Водопропускные железобетонные сооружения широко применяют в строительстве автострад и путепроводов. На них возлагается дренажная функция, с образованием тоннелей, проходящих под дорожной насыпью. Часто их габариты позволяют устроить подземный переход, служащий альтернативой мосту.
Основные характеристики ЖБ-труб
Конструктивные материалы из бетона выполняются с соблюдением нормативов ГОСТ (государственных стандартов), которые предусматривают следующие параметры:
- отсутствие трещин на стенках снаружи и изнутри;
- детали с обозначениями ТС, ТСП, ТБП, ТБ комплектуются резиновыми уплотнительными кольцами для обеспечения герметизации стыкового соединения.
Маркировка изделий наносится на поверхность у конца детали. Они выпускаются с раструбами и без них, отличаются друг от друга различными диаметрами круглого или овального сечения и длиной. Вес изделий большой, поэтому требуется спецтехника для монтажа коммуникаций.
Маркировка изделий наносится на поверхность у конца детали.
Производство железобетонных изделий с раструбом для трубопроводов
Завод ЖБИ-4 производит бетонные трубы с раструбом нескольких типоразмеров и двух типов нагрузки:
- второй, предполагающей глубину залегания до 4 м,
- третьей – глубина залегания до 6 м.
Производство железобетонных изделий под маркой ЖБИ-4 – это не только гарантия качества, но и долговечность обустроенных с их помощью коммуникаций и ощутимая экономия от отсутствия необходимости часто ремонтировать и заменять вышедшие из строя участки. Трубы безнапорные раструбные изготавливаются строго в соответствии с нормативами ГОСТ 6482-88.
Достоинства и недостатки железобетонных труб
Цилиндрические раструбные детали из железобетона получили большое распространение и часто используются в сборке магистралей различного назначения. Отдельные звенья легко стыкуются друг с другом и служат в качестве безнапорных сооружений для удаления канализационных отходов естественным путем (самотеком).
К достоинствам следует отнести:
- высокую прочность;
- способность работать при низких и высоких температурах;
- в соединении отдельных звеньев помогают специальные фальцы и раструбы;
- внутренние поверхности ЖБ-труб гладкие;
- бетон имеет антикоррозийную стойкость и не боится гниения;
- материал изделий является диэлектриком и сопротивляется воздействию в почве блуждающих токов;
- пожаробезопасность;
- длительный срок эксплуатации (50-70 и более лет).
Высокая прочность позволяет бетонным магистралям выдерживать большие нагрузки. Благодаря этой способности их прокладывают под железными и автомобильными дорогами. Резистентность к перепадам температур дает возможность использования железобетонных труб в условиях жары и холода. Они применяются в создании трубопроводов в условиях повышенной влажности.
Железобетонные напорные и безнапорные трубные изделия имеют и недостатки:
- большая масса;
- разрушение материала в агрессивной среде.
При большом весе невозможно обойтись без специальной техники при укладке каналов и трасс.
Применение труб из железобетона
Большие города имеют развитую инфраструктуру подземных канализационных и водоотводных сетей. Для их устройства используют различный трубный материал:
Читайте также: Плитка бетонная для дорожек: обзор моделей, методов производства, советы по самостоятельному изготовлению и укладке
- из металла (стали или чугуна);
- из керамики;
- из асбестоцемента;
- из пластмассы.
Прокладку придомовых трубопроводов небольшого диаметра (до 250мм) допускается выполнять из пластика, но для магистральных сетей с размером поперечного сечения трубы от 300мм и более выбор останавливают на железобетоне, керамике или бетоне.
Чем больше размер диаметра трубопровода, тем предпочтительнее становится использование железобетонных труб, жесткость которых позволяет не прогибаться под массой грунта даже на большой глубине или изгибаться при его вспучивании.
Железобетонным трубам не страшны прокачки под большим давлением, использующиеся для избавления от отложений и наносов. Пластик при подобных воздействиях деформируется и теряет герметичность, а железобетонные изделия не меняют ни формы, ни размеров.
Разновидности железобетонных труб
Сегодня в продаже можно найти трубы из ЖБ:
- напорные;
- безнапорные;
- безнапорные раструбные;
- раструбные.
трубы из ЖБ безнапорные трубы из ЖБ напорные трубы из ЖБ безнапорные раструбные
Каналы для транспортировки жидкостей прокладываются из безнапорных изделий. Процесс их изготовления происходит с применением тяжелых марок бетона (В25 и выше). Водонепроницаемость бетонной смеси — W6, морозостойкость — F300. Чаще всего длина выпускаемых изделий колеблется в пределах 2,5-5 м, внутренний диаметр — 400-1600 мм. Применяются звенья из бетона в различных областях гражданского и промышленного строительства, кроме прокладки каналов под автомагистралями I и II категории.
По несущей способности ЖБ-изделия делятся на классы:
- прочность 3 группы — выдерживает засыпку грунтом на высоту 6 м;
- 2 группа выдерживает нагрузку слоя грунта толщиной 4 м;
- изделия прочности 1 группы — 2 м.
Жидкость в них транспортируется за счет небольшого (2-3º) наклона системы. При расчетах следует помнить: сечение потока жидкости меньше диаметра конструкции на 5%.
Раструбные детали в качестве соединительного элемента имеют раструб, представляющий собой расширение трубы. Другой конец изделия сужен. Такие детали используются в строительстве подземных сооружений для транспортировки жидкостей. Чаще всего это сооружение ливневой канализации и водопропускных объектов под автомобильными и железными дорогами.
Раструбные изделия производятся методами центрифугирования и вибропрессования из бетона тяжелых марок. Размеры труб: длина — от 2,5 до 5,5 м, внутренний диаметр — 400 — 2000 мм. Такие ЖБ-детали имеют наибольшее распространение в силу легкости их соединения при обустройстве самотечных каналов. Поверхность раструба и втулочный ступенчатый элемент соединяются друг с другом с помощью резиновых колец, обеспечивающих высокую степень герметизации стыка.
На изготовление напорных изделий тоже расходуется высокопрочный бетон. Содержимое в таких конструкциях передвигается под давлением, создаваемым специальными насосами. Напорные трубы имеют толстые стенки (до 10% от диаметра). Используются изделия при строительстве водоотводящих систем под транспортными магистралями. В частных хозяйствах не применяются.
На изготовление напорных изделий тоже расходуется высокопрочный бетон.
Маркировка ЖБ-труб
Железобетонные изделия маркируются в зависимости от функционального назначения. Маркировка, состоящая из букв и цифр, наносится на поверхность раструба или на конец трубы.
Маркировка детали Характеристика изделия Т Цилиндрическая деталь в форме конуса, имеющего втулочный элемент. Комплектуется резиновым уплотнительным кольцом. ТН Для напорных каналов с установкой дополнительных насосов. ТП Изделия, напоминающие Т-трубы. Стыковка происходит с помощью раструбов. ТБ Выпускаются с упорным буртиком и комплектуются кольцами из резины для герметизации стыков. ТБП Имеют в составе подошву. ТС Изделия со ступенчатой поверхностью и резиновыми уплотнителями. ТСП Трубы из ЖБ с подошвой. ТФП Фальцевые детали с резиновыми уплотнителями. ТБФП Фальцевые с подошвой изделия ТО Напоминают ТБФП, имеют отверстие овальной формы. ТЭ Отверстия в форме эллипса. Цифры в маркировке изделий обозначают:
- первая — характеризует внутреннее сечение изделия;
- вторая — длина железобетонного трубного изделия в дециметрах;
- последняя — несущая способность трубы.
Например, в маркировке ТБ 40.25-2 буквы и цифры обозначают следующее:
- ТБ — имеется соединение в форме раструба;
- 40 — внутренний диаметр равен 40 см;
- 25 — полезная длина изделия 2,5 м;
- 2 группа, означающая высоту грунта не более 4 м.
Иногда применяется дополнительная буква, характеризующая проницаемость труб и стойкость к некоторым веществам:
- О — проницаемость особо низкая;
- П — пониженная;
- Н — нормальная проницаемость;
- Щ — стойкость к щелочным средствам;
- К — стойкость к кислотам.
Цифровая и буквенная маркировка дает представление об изделии, о его габаритах и свойствах.
Стоимость
Средний уровень финансовых издержек, которые можно понести при покупке изделий, складывается так:
- труба железобетонная 400 – цена составит 6.8 т.р;
- труба железобетонная 500, труба бетонная 500 – цена3 т.р;
- труба бетонная диаметром 800 мм – цена5 т.р;
- на ж/б трубы для канавы цена начинается от 1200 р;
- на бетонные трубы большого диаметра цена начинается от 12 т.р. Максимальные затраты на трубы большого диаметра составят 40 т.р.
Несмотря на значительный вес и необходимость использования техники при монтаже, железобетонные трубы остаются одними из самых надежных материалов для прокладки трубопроводов.
Как делаются трубы железобетонные большого диаметра показано в видео:
Особенности монтажа железобетонных труб
При монтаже железобетонная деталь располагается так, чтобы совпадали торец и метка. Уплотнительное резиновое кольцо устанавливают на конец трубы на минимальном расстоянии от соединительной муфты. С помощью специальных инструментов труба перемещается до стыковки с муфтой. Одновременно выполняется закатка уплотнительного элемента.
При монтаже железобетонная деталь располагается так, чтобы совпадали торец и метка.
Трубы в местах стыков дополнительно заделываются пеньковой прядью, которая предварительно просмаливается битумным составом. После заделки стыки для большей плотности, надежности и герметичности можно зачеканить асбесто-цементным составом, в который входит 30% асбеста и 70% цемента.
Подобные изделия выпускаются многими предприятиями. Вместе с трубами круглого сечения производятся прямоугольные и квадратные элементы, применяемые в качестве перекрытий и опор строительных конструкций, лотков для стока воды. Заводы выпускают специальные кольца колодезные для облицовки водяных скважин, плиты лестницы и аэродромные. Из отдельных видов ЖБ-труб изготавливают сваи забивные для возведения фундаментов. Схемы использования изделий разные.
Эксплуатационные характеристики
Надежность эксплуатации бетонных труб, уложенных в канаву, зависит от их показателей прочности и способностью к деформации определенные ГОСТом. Значения прочности труб напрямую связаны с глубиной прокладки. ГОСТом определяется контрольное напряжение:
- на прочность – труба не способна вынести приложенное усилие и в результате этого не может выполнять свои функции;
- на трещеностойкость – при воздействии тяжести на образце появилась трещина размеры которой не превышают 0,2 мм и это не привело к потере эксплуатационных возможностей.
Конструкция и материал, применяющийся в производстве железобетонных труб, обладает достаточной жесткостью, чтобы выдержать внешние нагрузки без деформационных изменений.
Надежность швов
Определяющим фактором в бесперебойной работе железобетонного трубопровода имеет качественная стыковка элементов после укладки в подготовленную канаву. Традиционным методом герметизации соединительных швов является зачеканка уплотняющим составом либо пенькой с последующей отделкой цементным раствором.
Такой способ показал высокую надежность стыков. В последнее время на смену трудоемкому способу зачеканивания стыков приходит уплотнение с помощью специальных резиновых колец, поставляющихся в комплекте с трубами.
В мягком грунте надежность стыковочных соединений больше зависит от качественной сборки системы, что подразумевает комплекс мероприятий для профилактики внутригрунтовых смещений во время работы. Другими причинами течи в соединительных швах может быть только некачественная работа по герметизации либо непредвиденные обстоятельства.
Бетонные дорожные трубы: характеристики изделий и требования к ним
Трубопровод под автодорогой
Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.
Что такое водопропускная труба
Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?
- Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
- В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
- Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
- С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.
Структура водопропускной трубы
Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.
Труба железобетонная в канаву
Для заезда во двор можно использовать и полимерную гофротрубу – и цена ниже, и проще установить своими руками
Параметры и типоразмеры
Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.
Какие именно — можно видеть в таблице:
Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:
- 500 мм;
- 750 мм;
- 1000 мм;
- 1250 мм;
- 1500 мм;
- 2000 мм.
Длина всего в трёх вариантах:
Цилиндрическое звено
Для этого вида звеньев предусмотрены те же типоразмеры, что и для круглых.
Звено круглое с подошвой
Так как это входные элементы водопропускной трубы, их параметры подбираются по промежуточным звеньям.
Конические звенья устанавливаются на входе в трубу
Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:
- 500 мм;
- 750 мм;
- 100 мм;
- 1250 мм;
- 1500 мм;
- 2000 мм.
На фото труба арочной формы
Типоразмеры овоидальных звеньев такие же, как и у арочных, только здесь учитывается не горизонтальный, а вертикальный диаметр.
Водопропускная труба овальной формы
В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:
- 1000;
- 1250 мм;
- 1500 мм;
- 2000 мм
- 2500 мм;
- 3000 мм;
- 4000 мм.
Длина в пяти вариантах:
Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.
Трубы прямоугольные
Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.
Прочие характеристики, условия поставки
По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.
Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:
Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.
Трубы небольшого диаметра могут поставляться в сборе
Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.
Маркировка
Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.
Пример маркировки звеньев
В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:
Читайте также: Поделки из пластиковых и полипропиленовых труб — креативные фото идеи и популярные мастер классы
- М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
- К – кислотная среда;
- Щ – щелочная среда.
Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.
На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.
Труба железнодорожная бетонная: цена и качество
Цены труб для дорожного строительства определяются их прочностными свойствами и качеством изготовления. Чем выше прочность и размеры, тем больше стоимость железобетонного изделия. Для того чтобы купить трубу дорожную по оптимальной цене, необходимо отталкиваться от минимальной проектной прочности.
Прочность труб определяется характеристиками применяемых материалов и технологией изготовления. Современное европейское оборудование обеспечивает требуемое качество строительных бетонных элементов. Мы предлагаем дорожные трубы, цена которых оптимально соответствует их качеству: обеспечивает уровень свойств прочности и влагостойкости при сравнительно небольшой стоимости.
Требования к изготовлению и монтажу
Согласно стандарту, при изготовлении звеньев водопропускных труб должны применяться стальные формы. Неметаллический вариант разрешается только в том случае, если он способен обеспечить соблюдение всех требований ГОСТ.
Прочность изделий должна обеспечить возможность эксплуатации под расчётной толщиной насыпного грунта и правильно подготовленным основанием. Что касается стыкования и герметизации звеньев в процессе монтажа трубы, то качество данных операций должно соответствовать требованиям стандарта 6485 (п 4.5), которые предъявляются ко всем безнапорным трубам.
Требования ГОСТ 6485 к соединениям безнапорных труб
Для изготовления элементов водопропускных труб согласно стандарту должен использоваться только тяжёлый бетон:
- класса минимум В25;
- морозостойкостью F200;
- с коэффициентом водонепроницаемости W6 (а для северных регионов W8).
Его отпускная прочность в обычных условиях составляет 70%, а для изделий, эксплуатируемых при критически низких температурах – 100%.
Нюансы устройства водопропускных труб
На монтаж труб метрового диаметра существует технологическая карта. Это неплохая инструкция для тех, кто собирается установить такую трубу самостоятельно. Можете так же посмотреть видео в этой статье. Мы же предложим лишь краткий обзор процесса.
Использование безнапорных труб из железобетона
Такой тип труб рассчитан на транспортировку разных веществ самотеком. В основном таким образом транспортируют сточные воды. Основное достоинство железобетонных безнапорных труб — их низкая себестоимость по сравнению с подобными изделиями из других материалов. Данный тип используют для прокладки ливневой канализации. Изделия изготавливаются из бетона марки не ниже В25.
Материал, из которого производят трубы безнапорные раструбные железобетонные, должен отвечать жестким требованиям, относящимся к водонепроницаемости и морозостойкости. Особые требования предъявляются и к транспортируемым по трубам железобетонным напорным веществам.
В первую очередь такие вещества не должны быть агрессивны к бетону. Это означает, что по трубопроводу, собранному из железобетонных конструкций, нельзя передавать на расстояние кислоты и щелочные растворы. В противном случае срок службы такого трубопровода закончится намного раньше проектного. И кислоты, и щелочи вызывают разрушение бетона.
По своему воздействию на трубопроводы выделяют неагрессивные вещества, к которым относят ту же ливневую воду. Неагрессивные вещества не вызывают снижения прочности изделий. Слабоагрессивные вещества уменьшают их прочность на 5%. Среднеагрессивные снижают прочность от 5 до 20%. И сильноагрессивные вещества приводят к потере прочности более чем на 20%.
Скорость разрушения трубопроводов в случае попадания в систему агрессивных веществ, в том числе и растворенных в воде, будет разной, она зависит от многих факторов. По железобетонным трубам категорически запрещено транспортировать все типы кислот, в том числе и в растворах, запрещено использовать данный тип труб для транспортировки сульфатных вод.
Часто сульфаты могут встречаться в грунтовой воде. К агрессивным веществам, влияющим на ТБР, относятся концентрированные растворы солей, особенно поваренной соли.
По железобетонным трубам нельзя транспортировать креозот и смазочные масла. Поэтому список веществ, курсирующих по трубопроводу из железобетона, ограничен только неагрессивными жидкостями.
При массе положительных сторон от использования трубопроводов подобного типа есть и несколько отрицательных моментов. В первую очередь такие изделия имеют большую массу, поэтому возникают сложности при монтаже конструкций из них. Также модели из железобетона сложно транспортировать. Для перевозки и монтажа ЖБИ применяется специальная техника. Стоимость проводимых работ возрастает.
Производство железобетонных изделий с раструбом для трубопроводов
Завод ЖБИ-4 производит бетонные трубы с раструбом нескольких типоразмеров и двух типов нагрузки:
- второй, предполагающей глубину залегания до 4 м,
- третьей – глубина залегания до 6 м.
Производство железобетонных изделий под маркой ЖБИ-4 – это не только гарантия качества, но и долговечность обустроенных с их помощью коммуникаций и ощутимая экономия от отсутствия необходимости часто ремонтировать и заменять вышедшие из строя участки. Трубы безнапорные раструбные изготавливаются строго в соответствии с нормативами ГОСТ 6482-88.
Области применения раструбных труб
Трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром 1000 мм — простые и универсальные по своей конструкции ЖБИ, которые используются практически во всех строительных направлениях строительства:
- авто- и железнодорожном;
- промышленности;
- гражданском;
- сельскохозяйственном;
- при возведении гидромелиоративных и гидротехнических сооружений.
Основная цель труб и железобетонных безнапорных трубопроводов, это обеспечение свободного хода (самотеком) не или слабо агрессивных жидкостей в контролируемых условиях.
На фото — водопропускные изделия из бетона под дорожным полотном
Совет: чем мельче зернистость применяемых бетонов, тем удается более точнее получить геометрические размеры изделий и гладкую поверхность.
Этот параметр предотвращает заиливание внутренней поверхности трубы.
Улучшить морозоустойчивость и водостойкость изделий помогает вибропрессование, благодаря которому удаляются воздушные поры. Между данными параметрами есть прямая зависимость, основанная на том, что чем меньше материал будет пропитываться влагой, тем меньше будет уровень микроразрушений его поверхности при замерзании.
Вес дорожных бетонных труб значительный, что обеспечивает их стойкость к силам выталкивания при паводках и морозном пучении. Благодаря этим характеристикам изделия возможно устанавливать на глубине.
Укладка бетонного канализационного коллектора
Не последнюю роль играет и толщина стен, которая обеспечивает их износостойкость. Это дает возможность эксплуатировать конструкции более ста лет.
Цена труб, используемых в дорожном строительстве, напрямую зависит от их прочностных характеристик и качества изготовления – стоимость ЖБИ будет выше, чем выше их размеры и прочность. При выборе оптимального соотношения следует брать во внимание минимальную проектную прочность.
Использование
Совет: прокладка подземных тоннелей в будущем облегчает эксплуатационные осмотры и ремонты.
Вывод городских канализационных стоков
Раструбные
Один из видов труб из бетона — раструбные, хорошо зарекомендовавшие себя в строительных работах. С их помощью удается прокладывать подземные трубопроводы для сточных вод различного назначения.
Отличаются они тем, что в комплекте с ними идут специальные резиновые кольца, служащие уплотнением во время их стыковки. Благодаря ним существенно снижается трудоемкость и себестоимость монтажа.
Резиновый уплотнитель стыка обеспечивает герметичность соединения
Они дают возможность провести его качественно и за короткое время. Кроме того, вы будете уверенным, что трубопровод будет герметичным и надежным.
Промышленность предлагает два варианта данных изделий, которые ниже рассмотрим подробнее:
Их разрешается использовать для транспортирования агрессивных жидкостей, однако при этом прочностные показатели изделий должны быть на очень высоком уровне.
Раструб с одной стороны – основное отличие таких труб
Совет: монтаж лучше всего вести с помощью строительной техники, так как вес изделий значительный и своими руками это сделать не получится.
Преимущества, виды и использование
Данные изделия отличаются:
Глубина прокладывания или засыпка грунтом — до 2 , 4 или 6 м.
Различают 4 вида таких изделий согласно ГОСТа, все они цилиндрические и отличаются способом стыкования:
Бетонные изделия марки ТС
Свой авторитет изделия заработали на протяжении долгих лет, поэтому без них трудно представить:
Бетонный коллектор из раструбных труб
Вывод
В данной статье были рассмотрены бетонные трубы, которые используются в различных отраслях, в частности, дорожные и раструбные. Первые, благодаря своей специфике, являются усиленным вариантом стандартных изделий, что дает им возможность противостоять повышенным нагрузкам.
Вторые больше используются в общехозяйской деятельности. Оба варианта имеют массу достоинств, один из которых долговечность. Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.
Водопропускные трубы для автомобильных и железных дорог: виды и особенности
Водопропускные трубы — это искусственные сооружения, которые прокладываются под автомобильной магистралью или железнодорожным полотном и используются для пропуска стоков. Вода может проходить через такие трубы непрерывно или через определённые интервалы. Также такие трубы могут выполнять функцию проходного тоннеля для людей.
Водопропускные трубы чаще всего устанавливаются под автомобильными и железными дорогами для отвода воды и предотвращения размывания насыпи
Особенности и преимущества водопропускных труб
Водопропускной трубопровод позволяет организовать дренаж под автомобильной или железной дорогой. Чаще всего такую конструкцию монтируют в целях отвода ручья или русла небольшой реки. Такой трубопровод применяют и в случаях, когда необходим отвод дождевой и талой воды.
Важно! При небольшой высоте дорожной насыпи нет возможности организовать полноценный мост, поэтому водопропускной трубопровод в таком случае является единственным выходом из ситуации.
Рассмотрим основные преимущества использования водопропускного трубопровода:
Положительные моменты при монтаже этих конструкций во многом зависят от конкретного случая и от материала, из которого выполнен водопропускной канал.
Виды водопропускных труб
Все водопропускные трубы классифицируют по нескольким основным критериям.
Трубы для водопропускных сооружений могут быть из разных материалов, в том числе полимеров
Водопропускные трубопроводы могут быть изготовлены из следующих материалов:
По поперечным сечениям, в зависимости от их формы, водопропускные трубы бывают:
По количеству очков в сечениях:
Кроме этого, существует подразделение водопропускных труб по работе поперечного сечения. Однако такой параметр берут во внимание только в том случае, если проводится гидравлический расчёт труб.
Рассмотрим виды водопропускных труб по работе поперечного сечения:
Напорные изделия работают всей площадью своего сечения, тем самым создавая максимальные пропускные показатели. Полунапорные работают всем сечением только в области оголовка трубы. Безнапорные постоянно работают только частью своего сечения.
Безнапорные трубы пропускают небольшое количество стоков и устанавливаются там, где объемы воды небольшие
Размеры
Водопропускные конструкции с круглым сечением, монтируемые под автополотном или железной дорогой, могут обладать следующими диаметрами:
Конструкция для внутрихозяйственного типа дорог, может обладать сечением 500 мм и длиной до 10 м.
Особенности железобетонных труб
На сегодняшний день стоимость на бетонные и железобетонные конструкции считается наиболее бюджетной из всех возможных вариантов. Низкая цена на эти материалы является определяющим фактором для многих строительных компаний. Кроме этого, такие конструкции обладают отличными показателями прочности и герметичности.
Железобетонные водопропускные трубы более прочные, по сравнению с изделиями из бетона. Главным преимуществом железобетонных труб считается возможность организации их производства на месте монтажа (у дороги). В противном случае их транспортировка выполняется с использованием специальных грузоподъёмных машин.
Как уже было сказано выше, водопропускной трубопровод может служить не только для отвода вод, но и выполнять функцию пешеходного перехода. Диаметр канала может быть от 500 до 4000 мм. Кроме этого, стоит отметить тот факт, что водопропускные железобетонные трубы могут использоваться и в сейсмоактивных районах. Исследования показали, что независимо от показателей диаметра, водоотводный канал может выдерживать даже сильные землетрясения (до 9 баллов по шкале Рихтера).
Железобетонные трубы отличаются высокой прочностью и могут использоваться в сейсмически активных регионах
Производятся такие трубы в виде отдельных сегментов. Звенья железобетонные водопропускных труб могут иметь длину от 1 до 4 м. Железобетонные изделия регламентируются ГОСТом 24547–81.
Трубы из полимеров
На сегодняшний день изделия из полимеров становятся всё более популярными. Кроме этого, возможности современных производств позволяют выпускать полимерные трубы, которые обладают высокими прочностными характеристиками и могут заменить трубы из железобетона или металла. Вместе с тем вес полимерных изделий гораздо ниже в сравнении с другими материалами, что облегчает транспортировку и установочные работы.
Однако, несмотря на высокие прочностные характеристики, водопропускные трубопроводы из пластика монтируются в железные арки. Металлические конструкции позволяют обезопасить сооружение от обвала.
В некоторых случаях вокруг пластикового канала сооружают специальную каменную арку или короб — габион. В результате получается прочная конструкция, которая способна выдерживать большие нагрузки и обладающая устойчивой к коррозийным воздействиям полимерной сердцевиной. Эксплуатационный срок такой конструкции в нормальных условиях может достигать не один десяток лет.
Металлические водопропускные трубопроводы
Металлические конструкции обладают гофрированным корпусом и являются наиболее прочными. Такие водопропускные каналы способны выдерживать колоссальные нагрузки, однако, такие трубы обладают одним большим недостатком — они подвержены коррозии.
Металлические трубы подвержены коррозии, поэтому используются в качестве временных конструкций
Полезная информация! Из-за ржавления металлические водопропускные трубы, как правило, используются в качестве временных конструкций.
Наиболее популярный вариант использования таких труб — временный проход под автомобильной магистралью. Проходы производятся с целью отвода воды с одной стороны дороги на другую. Такая необходимость зачастую возникает в случае засорения или обвала основного водопропускного канала. Кроме этого, металлическую трубу могут использовать как защитный футляр для полимерного трубопровода, обладающего устойчивостью к коррозийным воздействиям.
Гофрированные железные водопропускные трубопроводы применяются и для армирования стенок буровых скважин. Иногда из таких труб всё же монтируют постоянную конструкцию, однако, это происходит крайне редко.
Собираются металлические водоотводные каналы из отдельных сегментов. Сборка, как правило, выполняется на месте установки. Стоит также отметить, что такие трубы могут иметь практически любую форму в готовом виде. Это связано с тем, что они имеют гофрированные стенки, которые способны сгибаться. Если металлические листы имеют защитный антикоррозийный слой, такая конструкция может прослужить до 50 лет. Затраты на обустройства водоотводного металлического канала на 20–30% ниже, чем железобетонного.
Технология производства
Предприятия, которые производят подобные трубы, придерживаются ряда важных правил:
Произведенные ЖБ трубы проверяются по многим параметрам, которые должны соответствовать стандартам ГОСТ
Таким образом выполняется производственная доработка и сортировка отдельных изделий для водопропускных трубопроводов.
Обратите внимание! Транспортировка этих элементов к месту, где будут проходить монтажные работы, проводится в соответствии с необходимыми нормами, чтобы не допустить порчу продукции. Вся продукция доставляется до места монтажа в таком же виде, в каком она после сортировки была доставлена на склад.
Перед монтажом в обязательном порядке проводятся подготовительные мероприятия.
Подготовительные работы перед монтажом
В самом начале, перед монтажом водопропускного канала, производится подбор площадки, на которой впоследствии развернётся строительство. После того, как необходимое место выбрано, выполняется его очистка от посторонних предметов (травы, веток, мусора и т. д.).
Далее все составляющие будущего водопропускного трубопровода раскладываются в правильной последовательности для последующей сборки. Перед сборкой необходимо провести соответствующую разметку и определить ось изделия, а также контур котлована. Кроме этого, перед подготовительными работами выполняются все необходимые расчёты (включая гидравлический расчёт). Всё это нужно для того, чтобы в процессе монтажа не возникло непредвиденных ситуаций, также от этого зависит нормальная эксплуатация водопропускного трубопровода в будущем.
Нюансы монтажа
Работы по рытью котлована проходят с применением специальной техники, однако, выравнивание стенок котлована выполняется вручную (при помощи лопат). В случае, если почва на дне котлована неустойчивая и мягкая, её прокладывают булыжником. Он прокладывается по всей площади дна котлована с применением специальных инструментов.
Подготовка котлована для труб производится при помощи техники
Рытьё котлована проводится без установки специальных ограждений, но в некоторых случаях ограждения всё-таки необходимы. Например, если в яму могут попасть водяные стоки. Довольно часто перед рабочими встаёт необходимость в укреплении стенок котлована. Подобное укрепление производится с учётом строительных норм и правил безопасности в тех случаях, когда поблизости с разрабатываемым котлованом находятся жилые или производственные постройки.
Размеры котлована, как правило, зависят от конкретного случая и определяются с учётом диаметра и формы сечения водопропускного трубопровода. Углы откосов такой конструкции имеют прямую зависимость от свойств конкретного грунта, в условиях которого осуществляются монтажные работы.
Важно! При обустройстве котлована под водопропускной канал необходимо заранее предусмотреть и удобно спланировать расположение трубы, чтобы в случае поломки водопропускной трубопровод был доступен для ремонтных работ.
Для проведения работ по установке гидроизоляционного покрытия или антикоррозийной защиты необходимо запомнить одно важное правило — расстояние между стенками фундамента и стенками котлована не должно быть меньше 70 см. Это нужно для удобства выполнения работ, ведь эти процедуры осуществляют рабочие. Если же использование людей не является обязательным — этот показатель снижается до 10 см. Стоит также отметить, что при отсутствии необходимости в обустройстве фундамента, котлован для водопропускного трубопровода роется точно по размерам трубы.
Монтаж фундамента
В случае, если фундамент состоит из сборных железобетонных плит, то в первую очередь проводится установка звеньев, которые составят оголовок будущей водопропускной трубы. Укладка блоков выполняется до уровня подошвы, а дальше проводится работа по заполнению пазух до того же уровня.
Для монтажа фундамента используют бетонные блоки или плиты
Рассмотрим основные этапы обустройства монолитного фундамента:
Монтаж водопропускной трубы
Перед проведением монтажных работ необходимо очистить все элементы конструкции (звенья, блоки и т. д.) от грязи. Если монтаж проводится зимой, то нужно очистить все изделия от снега и льда. После этого можно приступить непосредственно к монтажу. Монтаж выполняется в три этапа:
Ремонт водопропускных труб
На сегодняшний день существует несколько основных вариантов по ремонту водопропускных труб. Как правило, ремонт водопропускных трубопроводов выполняется безкотлованным методом. То есть, ремонтные работы проводятся без откапывания трубы из котлована. Котлованный метод используется гораздо реже — в тех случаях, когда необходима полная замена трубопровода.
Восстановление функций канала может проводиться при помощи новой трубы, которая просто вставляется в старую
Рассмотрим основные варианты по ремонту водопропускных коммуникаций:
Кроме этого, существует ещё один способ ремонта таких труб — микротоннельный, однако, он используется крайне редко из-за больших затрат на оборудование. К тому же, один комплект оборудования подходит только к определённому диаметру трубы с круглой формой сечения.
Санация
Санация — это способ, основанный на протаскивании рукава из пластика внутри ремонтируемого водопропускного трубопровода. После того, как протаскивание рукава закончено, в него закачивают воздух с целью создания избыточного давления. Рукав, накачанный воздухом, повторяет форму трубы изнутри. Затем его облучают ультрафиолетовыми лучами. В результате этого рукав затвердевает и образуется своеобразный дополнительный каркас, который не только ремонтирует трубу, но и усиливает прочностные характеристики конструкции в целом. Толщина стенок подобного рукава составляет примерно 8 мм.
Обр атите внимание! Все ремонтные работы занимают всего несколько часов, поэтому такой способ ремонта водопропускного трубопровода является очень популярным.
Технология SPR является способом ремонта водопропускных конструкций, которые отличаются большими показателями диаметра. Кроме этого, такая технология используется для ремонта труб не только с круглой формой сечения, но и для других.
Процесс ремонта по такой технологии проходит в 2 этапа:
После ремонта с использованием технологии SPR, несущие показатели конструкции увеличиваются в 2–3 раза.
Релайнинг
Релайнинг выполняется путём прокладки в старую водопропускную трубу новой, которая сделана из стеклопластика. Внутри происходит стыковка звеньев, а затем зазор между двумя стенками заливается, как и в прошлом случае, цементным раствором.
Стоит отметить, что в мире существует множество технологий по ремонту водопропускных труб, однако наиболее популярных, проверенных временем способов всего несколько и их применяют практически во всем мире.
Бетонная труба — характеристики и способы производства изделия для коммуникаций
Железобетонная продукция выпускается для строительства бытовых и промышленных объектов. Бетонные трубы применяют при прокладывании автомобильных дорог и связи инженерных коммуникаций в виде водопроводных систем. Их изготавливают из тяжелой разновидности бетона, который обеспечивает влагостойкость и способность материала сопротивляться старению и износу под действием агрессивной среды.
Виды бетонных труб
Водопропускные трубы классифицируются по следующим параметрам: