Какой выбрать каркас для гаража: металлический или деревянный? Чертежи и фото-материалы
Строительство на каркасной основе — технологическая находка средневековых немецких строителей.
И, хотя истинными предпосылками были экономические трудности, эта технология в последующие столетия оправдала себя, выявила ряд бесспорных достоинств.
На её основе родились и приобрели популярность финская и канадская технология каркасного строительства.
Из этой статьи Вы узнаете о строительстве гаражей по каркасной технологии и какие есть особенности каркасного гаража из бруса и металлопрофиля.
Каркасный гараж: почему выбирают его?
Каркас для гаража, по сути — конструкция из линейных элементов, призванная взять на себя несущие нагрузки, обеспечить устойчивость и прочность сооружения. Каркас может быть выполнен из дерева или металла, но заполнение межкаркасного пространства — всегда на усмотрение проектировщика.
К сведению: В 15-17 веке немцы заполняли межкаркасное пространство своих домов рубленым камышом, замешанным на глине, строительными отходами, кирпичом-сырцом.
Современное производство позволяет использовать для этих целей любой утеплитель, а от погодных условий — закрывать стены термопанелями под камень или кирпич, профилированным листом или алюминиевым сайдингом. Актуален, по-прежнему, фасадный кирпич и штукатурка.
На вопросе, чем утеплять каркасные конструкции, принципиально разошлись финская и канадская технологии:
- в финской традиции утеплитель всегда — минеральная вата;
- в канадской — СИП-панели (материал, имеющий трёхслойную структуру).
По способу создания каркаса различают:
- каркасно-панельные сооружения — наиболее дешёвые, которые можно возводить собственными руками;
- каркасно-щитовые конструкции, в которых используются заводские заготовки, предполагающие сборку на месте строительства.
Преимущества, которые делают каркасную технологию привлекательной:
- небольшой вес каркаса, и, как следствие — небольшие затраты на создание фундамента;
- простота работ и очевидное ускорение процесса монтажа;
- устойчивость к деформации, способность сохранять геометрию конструкции при любой усадке грунта;
- высокий коэффициент энергосбережения (при деревянном каркасе) при толщине стен в 15см;
- внутренняя отделка листовым материалом не требует выравнивания стен;
- для наружной отделки подходит листовой материал, не требующий дополнительной обработки;
- при повреждениях стены возможен фрагментарный ремонт.
И, всё же, почему существует недоверие к строительным технологиям этого вида:
- неуязвимость к превратностям погоды, не делает каркасное сооружение неприступным для злоумышленников;
- степень огнестойкости ниже, чем у сооружений из кирпича или пеноблоков;
- монтаж каркаса требует профессиональных навыков и точного соблюдения технологии сборки;
- каркас для гаража из дерева нуждается в обязательной пропитке антипиренами.
Важно: Каркасная технология — идеальный вариант для экономичного строительства небольшого отдельно стоящего сооружения без привлечения грузоподъёмной техники.
Каркасный гараж — фото:
Что выбрать — дерево или металл?
Поскольку гараж — постройка типовых размеров (3х6х2.5), и крыша у него чаще — односкатная, об особой прочности каркаса заботиться не стоит.
А вот для гаража на 2 машины, да ещё с рабочим местом, для несущей нагрузки лучше выбрать как основу профиль для каркасного гаража с антикоррозийным покрытием.
Правда, ещё надо учитывать архитектурный стиль всей застройки участка, чтобы гараж не выбивался из общей картинки. Каркасная технология, при любом каркасе, позволяет сохранить внешнее сходство построек, подобрав соответствующий отделочный материал для облицовки.
Залогом долговечности задуманной конструкции будет правильно выбранное место, с учётом уровня грунтовых вод, климата, соседства с коммуникациями. К периоду проектирования относится определение типа строения, въездной зоны, способа открывания ворот.
- :
- выполняется из клеёного бруса или оцилиндрованного бревна, или того и другого вместе; в работу идут доски и рейки с допустимой влажностью не более 18%;
- используют линейные конструкции 3-х видов: доска 100х50мм — для нижней обвязки; брус 100х100мм — для углов, стропил и перекрытий; брусок 50х50мм — для продольных элементов;
- в процессе установки, каркас гаража из бруса требует временной фиксации стоек;
- для усиления жёсткости стойки укрепляются перемычками с соединением саморезами на металлический уголок; количество таких распорок корректируется видом листового материала для отделки;
- оцилиндрованное бревно как дорогостоящий материал используют при возведении гаража только для нижней обвязки, и то, если все остальные постройки на участке бревенчатые; чаще в таких случаях облицовку делают из блок-хауса (имитация бревна), что создаёт иллюзию бревенчатой стены;
- основой гаража из деревянного каркаса будет плитный фундамент, который может служить черновым полом;
- односкатная крыша (с наклоном назад) поверх деревянной обрешётки покрывается досками под рубероид, шифером, профнастилом, металлочерепицей;
- каркасный гараж из дерева пропитывается антисептиками и антипиренами.
Деревянный каркасный гараж — чертежи:
- выполняется из профильной трубы 2-х видов: 40х20х1 мм — для нижней и верхней обвязки, стоек, стропил 2-скатной крыши; 20х20х1,5 — для горизонтальных элементов;
- каркас собирают с помощью болтов и нагелей (соединение — каждые 1,5 метра), лучше воспользоваться сваркой;
- для надёжности крыши увеличивают частоту стропильных элементов и ригелей;
- стойки каркаса укрепляют укосами (внизу, вверху, посередине);
- над въездом устанавливают дополнительную балку для подъёма металлических ворот;
- фасадная облицовка и крыша делаются из профнастила С10; лист укладывается внахлёст, крепится саморезами;
- чтобы получить теплый каркасный гараж используют пенополистирол, лучше — минеральную вату;
- внутренняя отделка каркасного гаража из металлопрофиля выполняется на усмотрение владельца: гипсокартон, вагонка, сайдинг; для заделки стыков продаются отделочные детали;
- при любом покрытии двухскатной крыши (металочерепица, ондулин, профнастил) делается широкий конёк из листового металла;
- совокупность массы конструкции и автомобиля требуют надёжного фундамента со стяжкой; по углам в бетон закладываю анкеры для крепления обвязки каркаса.
Металлический каркасный гараж — чертежи:
Если деревянный каркас собирается быстрее и легче, то каркас гаража из металлического профиля будет прочнее и долговечней. Кроме того, в отличии от каркаса гаража из бревен, он пожаробезопасен и не поддаётся гниению, а от коррозии его может защитить специальное покрытие, оцинковка или покраска.
Фундамент
- — это фундамент из забиваемых, установленных или ввинченных свай, заглубленных в грунт, на которые по периметру уложены поперечные балки. Далее каркас крепится на болты, либо для большей прочности оголовки свай заливаются в опалубке.
Достоинства:
- устройство свайного фундамента не зависит от времени года;
- весь процесс занимает 1-7дней;
- это самый дешёвый способ формирования основания.
Недостаток:
- для установки свай необходима спецтехника: пресс, копёр, или ворот.
- отливка в опалубке (на глубину 70см);
- укладка в ленту бетонных блоков.
Достоинства:
- для каркасного строительства подходит даже мелко заглубленный вариант;
- усиленный арматурой, он может с лёгкостью выдержать нагрузку металлического каркаса;
- для готовности заливного фундамента достаточно 1-2 недель, из блоков — на 3-ий день;
- экономическая выгода работ.
Недостаток:
- кропотливая подготовка с рытьём траншеи и устройством опалубки;
- «грязные» этапы работы с приготовлением и заливкой раствора.
- нужно решить вопрос с разводкой всех коммуникаций;
- продумать способ гидроизоляции и утепления пола.
К сведению: Плитный фундамент обойдётся застройщику дороже всех других, но даст гарантированную надёжность гаражу с учётом веса автомобиля.
Для гаража, расположенного неподалёку от дома, на огороженной территории, каркасный способ постройки — оптимальный вариант. Необходимые строительные материалы доступны, не понадобится серьёзных материальных вложений, а результат всегда будет стопроцентным воплощением проекта.
Полезное видео
Смотрите видео о том, как построить каркас металлического гаража:
Как построить каркасный гараж из дерева своими руками
Разбираем плюсы и минусы каркасной конструкции, выбираем правильное расположение на участке и даем пошаговую инструкцию по строительству гаража.
Построить каркасный гараж своими руками несложно. Для этого не нужно обладать особыми навыками. Чтобы провести технический расчет, достаточно иметь под рукой калькулятор, лист бумаги и карандаш. Составлять проект с чертежами в масштабе и подробным описанием всех деталей тоже нет необходимости. Обычно рисуют схему, на которой указывают размеры составных частей. Основой является обрешетка, воспринимающая нагрузку от крыши и собственной массы. Ее обшивают изнутри и снаружи, укладывая в ячейки утеплитель и звукоизоляцию. Постройка может быть частью здания или стоять отдельно от него.
Делаем деревянный каркасный гараж
Преимущества и недостатки конструкции
Плюсы
- Небольшая масса по сравнению с сооружениями из камня, железобетона, бревен и кирпича. Это позволяет использовать легкий фундамент и упрощает технологию строительства. Для монтажа сборных элементов не нужен подъемный кран, спецтехника и площадь, на которой их приходится размещать. Следует заметить, что массив тяжелее, чем профильная труба или уголок из стали.
- Высокая скорость проведения работ. Полые стены из крупных деталей возводятся за 2-4 недели. Нет необходимости ждать, когда схватится цементный раствор. Секции легко устанавливать, как и металлическую обрешетку с винтовыми соединениями. При этом мягкие края проще подогнать по размерам.
- Долговечность — срок эксплуатации при правильно выбранной технологии составляет несколько десятков лет.
- При отделке достаточно положить один слой шпаклевки. Оштукатуривание поверхности не нужно.
- Отсутствие усадки, позволяющее сразу после завершения строительства перейти к внутренней облицовке. Железобетонные стены дают заметную усадку в течение трех лет. В этот период лучше не заниматься шпаклеванием и оштукатуриванием — покрытие отслоится из-за деформации основания.
- Паропроницаемость древесины и фанерной обшивки — когда стены «дышат», находиться внутри гораздо комфортнее.
- Возможность провести качественную тепло- и звукоизоляцию без увеличения толщины ограждающих конструкций. Бетон и кирпич лучше проводят холод, чем ячейка, заполненная волокнистыми плитами.
- Монтаж можно проводить в любое время года. Тогда как кирпичную кладку, заливку ленточного фундамента и другие работы, связанные с использованием цементного раствора, стараются проводить при положительной температуре, иначе смесь не наберет марочную прочность. Чтобы решить проблему, необходим постоянный прогрев в процессе схватывания.
Минусы
- Низкая влагостойкость древесины — под воздействием сырости она начинает гнить и быстро разрушаться. Чтобы защитить ее от внешних воздействий, массив пропитывают антисептиками и покрывают лаком или краской. Чтобы сделать непроницаемыми нижние опоры, которые находятся постоянной сырости, применяют особые пропитки для свай и других деталей, контактирующих с водой и грунтом. Полная обработка занимает несколько дней. Уголок и профильную трубу обрабатывают за один день.
- Пожароопасность — массив горит даже после пропитки антипиренами — добавками, снижающими горючесть. Это свойство может оказаться решающим, ведь внутри находится машина и легко воспламеняющиеся вещества.
- Обшивка не способна выдержать тяжелую полку — ее нужно крепить к внутренней опоре, найти которую нелегко. Она занимает небольшую площадь.
- Низкая прочность по сравнению с массивными сооружениями из кирпича, бетона и бревен.
Требования к расположению постройки
На этапе подготовки схемы важно учесть расположение объекта на участке. Он не должен мешать соседям, перекрывать проезд, создавать другие неудобства. Кроме того, существует ряд требований, приведенных в СНиП 2.07.01-89:
- Расстояние до соседних окон — от 6 м.
- До границ территории — от 1 м.
- До стен основного одноэтажного здания — 3 м, двухэтажного — 5 м. Замер ведется от цоколя либо от стен, если цоколь отсутствует.
- До проезжей части — не менее 3 м.
Расстояние от здания взято с учетом требований пожарной безопасности. Если объект имеет выступающий кровельный скат, замер ведут от его проекции. Требования касаются только капитальных сооружений с фундаментом. Легкие постройки, которые можно перенести, к ним не относятся.
Дополнительные ограничения может вводить администрация регионов, если они не противоречат законодательству и техническим нормативам.
Требования носят рекомендательный характер, и за их нарушение хозяин участка не несет ответственности. В случае, когда постройка мешает соседям, они в праве обратиться в суд. Если она находится возле детской площадки или закрывает окна жилого дома, решение суда будет в пользу истцов.
Чтобы уменьшить дистанцию до соседнего дома, необходимо заключить официальный договор с его владельцами. Этот документ обновляют каждые три года. Такое соглашение станет возможным, если постройка соответствует правилам пожарной безопасности. Ее следует снабдить ящиком с песком и резервуаром с водой, а на стену повесить щит с инвентарем и огнетушитель. Проводка должна находиться в гофрированных шлангах. Лампы нужно будет закрыть плафонами и решетками. Питание производится от отдельного распределительного щитка. Запрещается использование открытого пламени и отопительных радиаторов с незащищенными нагревательными элементами.
При продаже участка соседями договор аннулируется, и его придется заключать с новыми владельцами.
Ограничения по размерам
Согласно санитарно-техническим нормам и правилам каркасный гараж из бруса, расположенный на территории кооператива, должен быть не менее 7 м в длину и 5 м в ширину. Минимальная высота — 3 м. Эти нормативы также касаются крытых парковок на участках, специально предназначенных для их строительства.
Если сооружение является частью жилого дома, высота потолка принимается не менее 1 м от крыши машины. Такое же расстояние берут по бокам до стенок и стеллажей. Оно необходимо, чтобы дверцы автомобиля свободно открывались в обе стороны.
Подготовка материалов для стен
Как правило, применяют брус с сечением 15х15 или 10х10 см. При необходимости его можно склеить из досок. Они также служат для создания основы легких стен, обшивки и напольного покрытия. Используют доски с сечением 5х15, 2,5х15 и 5х10 см. Стандартная длина заготовок — 6 м.
При подборе заготовок следует уделить внимание их качеству. Не допускаются к работе изделия с механическими повреждениями, выпадающими сучками и смоляными подтеками. На поверхности не должно быть следов плесени. Если они есть, их необходимо счистить и провести пропитку антисептиками. Иногда плесень проникает слишком глубоко. От таких деталей проще избавиться, чем пытаться их спасти.
Массив должен быть сухим. Влажные волокна подвержены сильным деформациям при высыхании. Просушивать придется даже партию, соответствующую всем нормативам, но такие изделия практически не меняют свою форму и размеры. После просушки и лакировки они сохраняют ее в процессе эксплуатации.
В строительстве часто используют металлические уголки и пластины, которыми скрепляют деревянные детали по бокам. Высокой прочностью обладает сталь, но под воздействием атмосферной влаги она быстро ржавеет. Грунтовка и краска не способны обеспечить длительную защиту, поэтому лучше монтировать оцинкованные детали — им коррозия не грозит. Снаружи и внутри хорошо смотрятся крепежи из кованого железа. Они не ржавеют и по прочности не отличаются от высококачественной стали.
Детали рамы крепятся на саморезы — гвозди имеют гладкую поверхность, которая плохо держится в материале. Их используют для обшивки, которая не воспринимает больших механических нагрузок. Гвозди, шурупы и другие крепежи должны иметь оцинкованное покрытие, защищающее их от воздействия атмосферной влаги.
Материалы для кровли и фундамента подбираются в зависимости от их конструкции.
Варианты кровли
Ее конструкцию определяют на стадии подготовки проекта каркасного гаража. Для пристройки подойдет односкатная крыша. Если делать несколько плоскостей, они должны спускаться от главного здания — иначе образуется углубление, где будут постоянно скапливаться вода и мусор.
Отдельно стоящее сооружение обычно закрывают двумя скатами — иначе одну стену придется делать выше. Это приведет к перерасходу материалов. С плоской поверхности приходится чаще убирать снег.
Выбор фундамента
Для деревянной рамы подойдут облегченные конструкции со средней несущей способностью:
Каркасный гараж: пошаговая инструкция по строительству
Один из самых простых и доступных способов строительства гаража – возведение каркасной постройки. Такой вариант все чаще предпочитают собственники загородных домов и дач ввиду значимых преимуществ сооружения. Основные аргументы «за»: ценовая доступность и простота возведения. Разберемся, как построить каркасный гараж своими руками, какие материалы лучше использовать, и какой технологии стоит придерживаться.
Плюсы и минусы каркасных гаражей
Популярность каркасных гаражей из дерева объясняется целым рядом значимых преимуществ:
- Низкая себестоимость. По сравнению с традиционными кирпичными или бетонными постройками каркасный гараж отличается демократичной стоимостью.
- Легкость конструкции. Благодаря небольшому весу материалов для сооружения небольшого гаража не надо привлекать спецтехнику. Некоторые типы построек проектируют так, чтобы была возможность их транспортировки на новое место.
- Простота возведения. Изучив технологию строительства, даже начинающий мастер с небогатым опытом слесарных работ сможет соорудить каркасный гараж своими руками.
- Универсальность. Для работы можно задействовать различные материалы – каркас возводят из металлических профилей или брусьев. Гараж можно использовать на дачном участке или соорудить функциональную пристройку к частному дому.
- Всесезонность сооружения. Строительные работы можно проводить даже в холодное время года, если позволяет технология закладки фундамента.
- Скорость постройки. Это немаловажный аргумент в пользу каркасной технологии. Весь процесс может занять не более месяца.
Среди минусов быстровозводимого гаража выделяют:
- гигроскопичность древесины, подверженность материала гниению и порче вредителями;
- пожароопасность;
- необходимость обработки пиломатериалов антисептическими составами и антипиренами;
- сложность фиксации навесных элементов (шкафов, полок).
Как построить каркасный гараж своими руками: пошаговая инструкция
Строительство каркасного гаража начинают с проектирования и составления детального чертежа.
Разработка проекта
Подготовить схему постройки и рассчитать расход материалов вполне реально самостоятельно. Для начала следует определить такие параметры:
- месторасположение автостоянки – отдельно стоящее сооружение или пристройка к дому;
- требуемая вместительность – площадь определяют исходя из габаритов транспорта, наличия свободного места на участке;
- количество окон в гараже;
- размер ворот, необходимость обустройства отдельной входной двери;
- материал каркаса, обшивки стен, кровли и способ утепления;
- необходимость подвода инженерных коммуникаций – помимо света некоторые «заводят» в гараж воду и отопление.
Для легкового автомобиля достаточно выделить площадь 6 на 4 м, внедорожника – 6 на 6 м. Если планируется размещение двух машин, то надо проектировать каркасный гараж 8 на 8 м.
Подготовка инструментов и материалов
Чтобы построить каркасный гараж, необходимо составить смету материалов:
- для обустройства фундамента: бетон М300, песок, металлические прутья, рубероид, доски для опалубки;
- каркас стен, перекрытий, стропильная система – брусья 150*150 мм, доски 50*150 мм;
- материал для обшивки стен – подойдет ОСП толщиной 9 мм;
- обрешетка крыши – доски 25*150 мм;
- материал для облицовки кровли – профнастил, ондулин, шифер или черепица;
- теплоизоляционный материал – базальтовые маты толщиной 150 мм;
- огнебиозащита, крепежи.
Список необходимых инструментов:
- циркулярная пила;
- шуруповерт;
- бетономешалка;
- УШМ;
- торцевая пила;
- точило;
- строительный уровень, рулетка, стремянка, малярная шнурка;
- ножовка по дереву;
- набор стамесок.
Выбор и обустройство фундамента
Возможно три варианта основания:
- монолитное;
- столбчатое;
- линейное.
Чаще всего для гаража выбирают ленточный фундамент – он достаточно прост в обустройстве и обеспечивает хорошие прочностные характеристики постройки. Столбчатое основание подойдет для мягких грунтов.
Технология возведения ленточного фундамента стандартна:
- Очистить территорию от мусора, растительности. При необходимости – выровнять площадку.
- Нанести разметку, выставить колышки и натянуть веревку.
- Вырыть траншею глубиной около 1,5 м.
- Монтировать опалубку, засыпать дно слоем гравия и песка.
- Установить в арматурный каркас поперечные распорки.
- Замесить бетонный раствор и залить смесью ров.
- Выровнять горизонтальную поверхность ленты, накрыть полиэтиленом.
Когда фундамент застынет, его необходимо гидроизолировать – застелить рубероидом или обработать битумной мастикой.
Возведение каркаса гаража из бруса
Перед тем, как построить каркасный гараж, необходимо обработать все пиломатериалы средствами защиты. К монтажным работам приступают только после полного высыхания фундамента.
Весь процесс сборки каркаса для гаража можно разбить на следующие этапы:
- Крепление нижней обвязки. По периметру фундамента зафиксировать брусья сечением 100*100 мм. Состыковать элементы в углах посредством врубок и шпонок.
- Монтаж стоек. С помощью нагелей зафиксировать угловые столбы, усилить крепеж металлическими уголками.
- Установка верхней обвязки. Для крепления применяют нагели с металлическими уголками.
- Монтаж промежуточных опор и перемычек. Дистанция между вертикальными столбами должна быть не более 2 м. Поперечины крепят перпендикулярно опорным балкам, для фиксации используют саморезы и металлические уголки.
- Обустройство перекрытия пола. Для настила используют доски толщиной 40 мм.
Обустройство крыши постройки
Часто для гаража выбирают односкатную конструкцию кровли из-за простоты ее сооружения. В состав такой крыши входят следующие элементы:
- Стропильная система. Это каркас крыши, к которому крепятся остальные составляющие конструкции. Стропильную систему собирают из досок. Важно уделить внимание скреплению элементов – каркас принимает на себя основные нагрузки, поэтому должен быть прочным.
- Обрешетка. Система досок является опорой для кровельного покрытия.
- Изоляционный слой. Гидробарьер препятствует проникновению осадков в помещение. В качестве гидроизоляции часто используют рубероид или пленку. При строительстве теплого гаража дополнительно утепляют чердачное перекрытие, используя теплоизоляционный материал (минвату, опилки, пенополиуретан и др.).
- Кровельное покрытие. Выбор материала зависит от климатических условий региона и финансовых возможностей.
Для обустройства крыши чаще всего используют:
- Профнастил. Преимущества: высокая прочность, ценовая доступность, возможность повторного использования, вариативность расцветок.
- Шифер. Уступает по прочности профнастилу, но способен прослужить около 40 лет. Минус – высокая стоимость.
- Металлочерепицу. Материал имитирует натуральную черепицу, смотрится красиво, но стоит дороже профнастила.
- Рубероид. Бюджетный вариант кровельного покрытия. Рубероид прост в монтаже, но не прослужит дольше 10-15 лет.
Утепление и облицовка гаража
Отделка заключается в креплении облицовочного материала на деревянный каркас. Для работы используют: сайдинг, профилированный лист, цементно-стружечные плиты.
Утепление каркасного гаража выполняют изнутри. Среди теплоизоляционных материалов наиболее востребованы:
- Пенопласт. Доступный утеплитель с хорошими термоизоляционными качествами, минус – высокая горючесть материала.
- Минеральную вату. Маты укладывают между элементами каркаса – благодаря упругости вата заполняет отведенное пространство, предупреждая появление мостиков холода. Минус – высокая цена по сравнению с пенопластом.
- Напыляемый пенополиуретан. Самый дорогой и наиболее эффективный способ теплоизоляции. Нанесение пены требует специального оборудования и навыков работы.
Финишный этап строительства каркасного гаража своими руками – установка ворот. Выбор предстоит между распашными, секционными, подъемно-поворотными или роллетными моделями.
Каркасный гараж из дерева своими руками
Оптимальный способ строительства гаража «в одни руки» – возведение каркасника. При этом вовсе не обязательно иметь опыт выполнения таких работ или досконально знать технологию. Она проста и интуитивно понятна. Пошаговые инструкции по строительству каркасного гаража из дерева помогут разобраться во всех её нюансах.
Конструктивные особенности каркасников
Каркасник – строение, полностью возведённое из дерева. Металлические здесь только крепежи и соединительные элементы (перфорированные уголки и пластины). Название технологии «говорящее», информирующее о том, что основа строения – каркас. После его обшивки выбранным материалом получают полноценное здание с несущими и ненесущими стенами, стропильной системой и перекрытиями.
Различают три технологии возведения построек этого типа:
- Канадская. Отличительная особенность – в применении СИП-панелей. Эти изделия состоят из толстого (10-20 см) пенополиуретана, с обеих сторон оклеенного полотнами ОСП (ориентированно-стружечной плиты) толщиной 9-12 мм.
- Каркасно-щитовая, подразумевающая сборку крупногабаритных панелей из досок и последующую их установку в проемы каркаса.
- Каркасно-рамочная. Наиболее простая в реализации, позволяющая выполнять весь комплекс работ своими руками, без привлечения помощников и грузоподъёмной техники. Далее будет рассмотрен именно этот способ строительства гаража.
Основные элементы каркасного строения
Каркасная постройка состоит из следующих элементов:
- фундамента;
- нижней обвязки;
- каркаса стен из вертикальных рядовых и угловых стоек;
- обшивки;
- верхнего перекрытия;
- стропильной системы (отсутствует у строений с плоскими кровлями);
- крыши.
Используемый в строительстве пиломатериал – брус сечением 100х100 или 150х150 мм и доски сечением 15х50 мм и 25х20 мм. Обшивка – плиты ОСП толщиной 9 мм.
На заметку! Пиломатериал далеко не всегда имеет правильные геометрические параметры. Часто доски и брус в той или иной степени искривлены. Для калибровки материалов рекомендуется использовать рейсмус. Поскольку инструмент достаточно дорогой, его можно взять в аренду и за 1-2 дня выполнить все работы по выравниванию пиломатериала.
Нужен ли брус?
Технология позволяет заменить брус пакетом досок, уложенных на ребро и соединённых между собой гвоздями и металлическими шпильками сечением 6-8 мм. По цене цельный брус и сборный примерно одинаковы. Но у второго есть одно неоспоримое преимущество: сборную балку практически не ведёт.
В остальном она уступает брусу. При проектировании учитывают, что для неё допустимы нагрузки на 15% меньше, чем для цельного пиломатериала. Но гараж – лёгкое строение, не предполагающее солидного давления на фундамент и перекрытия. Поэтому в целях экономии и удобства собственноручной переноски пиломатериалов можно безбоязненно использовать балки из пакета досок.
Плюсы и минусы каркасного гаража
Как и любая другая технология строительства зданий, каркасная имеет свои достоинства и недостатки. Причём первых намного больше, чем у всех остальных способов возведения гаража.
Плюсы:
- Высокая скорость строительства. При наличии хороших погодных условий каркасник размером 4х6 м можно собственноручно выстроить за 3-4 недели.
- Долговечность. Возведённый по всем правилам гараж прослужит не менее 50 лет.
- Внутренние и внешние стены не требуют дополнительной отделки в виде оштукатуривания и выравнивания, так как представляют собой ровные и гладкие поверхности.
- Возможность устройства облегчённого недорогого фундамента.
- Минимальная усадка или её полное отсутствие при условии применения качественно высушенного пиломатериала.
- Экологическая чистота.
- Более низкая теплопроводность, чем у кирпичных и бетонных построек.
- Способность выдерживать значительные и частые перепады температур.
- Всесезонное строительство.
- Благоприятный для здоровья человека микроклимат внутри помещений.
Минусы:
Из недостатков каркасной технологии прежде всего отмечают гигроскопичность древесины, её подверженность гниению и порче насекомыми-древоточцами. Риски минимизируют обработкой пиломатериалов специальными растворами – антисептиками. Один из наиболее популярных – «Сенеж». Рекомендуется наносить 2-3 слоя раствора.
Второй недостаток каркасников – пожароопасность. Для того чтобы повысить устойчивость древесины к воздействию высоких температур, разработаны специальные средства – огнебиозащитные. То есть они одновременно являются и антисептиками, что позволяет экономить на покупке этих растворов. Наиболее популярны и эффективны:
- «Сенеж Огнебио»;
- «Сенеж Огнебио Проф»;
- NEOMID от «Неохим»;
- «Пирилакс» от «НПО НОРТ»;
- «Вудмастер» от «НПП Рогнеда».
К числу недостатков строений каркасного типа относят и сложность крепления навесных элементов (полок, шкафов, зеркал и др) к стенам. Для того чтобы гвоздь или саморез надёжно выдерживали нагрузку, их необходимо вогнать в брус или доску.
В каркасниках значительна площадь поверхностей – полости, заполненные утеплителем (минватой или пенопластом/пенополиуретаном). Поэтому при проектировании строения необходимо заранее предусмотреть наличие балок в тех местах, где будут устанавливать навесные элементы интерьера.
Составление проекта и сметы расходов
Прежде чем приступить к проектированию каркасного гаража, изучают особенности используемых в его строительстве материалов. Длина стандартных досок и бруса – 6 м. Можно заказать изделия других размеров, но за это придется доплатить.
На заметку! Выбрав габариты строения, соответствующие 3 и 6 метрам, упрощают процесс строительства, сокращают его сроки и минимизируют количество отходов.
В целях максимальной экономии средств при проектировании учитывают и геометрические параметры облицовочных и кровельных материалов.
Для гаража 3х6 с высотой стен 3 м потребуются:
- брус 150х150 мм – 1,6 м 3 ;
- доски 50х150 мм – 2,1 м 3 ;
- доски 25х150 мм – 1,9 м 3 ;
- доски 50х100 мм – 0,7 м 3 (для пола, если он будет деревянным).
Выгодность каркасника и в том, что можно экономить на пиломатериалах для устройства опалубки. Её сооружают из имеющегося, но для его сохранности укрывают щиты плотной полиэтиленовой пленкой. После демонтажа опалубки доски используют по назначению: для возведения каркаса.
Обязательные позиции сметы
Назначение | Материалы |
Фундамент из монолитной ж/б плиты | — гидростеклоизол или рубероид для устройства гидроизоляции; |
— песок для отсыпки «подушки» толщиной 20-30 см;
— доски 50х150 мм;
В среднем стоимость материалов для строительства гаража 4х6 м с высотой стен 2,7 м составляет 278 тыс. руб. (данные актуальны на начало 2018 г). Работа специалистов по возведению строения – 180-200 тыс руб.
Для выяснения точного количества материалов, необходимых для строительства каркасного гаража, можно воспользоваться онлайн-калькулятором, выполняющим расчёты в соответствии с СП 31-105-2002.
Для этого необходимо указать параметры строения:
- длину;
- ширину;
- высоту;
- шаг между балками перекрытий (рекомендовано 400 мм);
- шаг между рядовыми стойками каркаса (рекомендовано 600 мм);
- толщина утеплителя (100-200 мм).
Совет! Каркас желательно собирать на гвоздях, так как они эффективно предотвращают смещение материалов в любом направлении. Саморезы лучше работают на отрыв.
Необходимые инструменты
При возведении каркасника используют древесину, что определяет выбор инструментов.
Электроинструменты
- Циркулярная (дисковая) пила. Наиболее выносливой считают «Хитачи С7MFA–4800».
- Шуруповерт с двумя аккумуляторами мощностью не менее 19W. Оптимальный выбор – «AEG BS 12 X-R LMB–3200».
- Бензопила. Лучшая из бюджетных – «Echo CS-3500-14». Средняя цена 7100 руб.
- Бетоносмеситель ёмкостью не менее 140 л. Необходим для заливки плитного или ленточного фундамента. Для возведения столбчатого будет достаточного ручного замеса бетона.
- УШМ (болгарка), 125 мм.
- Торцевая пила, необходимая для выполнения распила под определённым углом. Циркулярная не справится с этой задачей. Приобретение торцовой пилы быстро окупается скоростью и точностью выполнения работ.
- Пневматический молоток для гвоздей (не обязательно).
- Точило для заточки ручного инструмента.
Совет! Те, кто имеет опыт самостоятельного строительства каркасников, не рекомендуют покупать электролобзик. Этот инструмент бесполезен при выполнении большинства работ и вполне заменяем имеющимся ручным и электрическим.
Ручной и измерительный инструмент
- Качественные пузырьковые уровни длиной 200 и 60 см.
- Рулетка с длиной ленты не менее 8 м.
- Меловая малярная шнурка.
- Молотки на 500 и 1000 г.
- Два топорика, маленький и средний.
- Монтировка.
- Клещи (средние и большие).
- Сапожный нож.
- Набор стамесок.
- Ножовка по дереву.
- Ёмкости и лопаты для выполнения земляных работ и бетонирования.
Выбор фундамента
Все каркасники – легкие постройки и не требуют устройства солидного основания. Для гаража этого типа подойдет любой фундамент:
- плитный;
- МЗЛ (мелкозаглубленный ленточный);
- столбчатый;
- на винтовых сваях.
Альтернатива традиционным фундаментам
Для небольших одноэтажных строений подойдет самый бюджетный вариант – фундамент Семыкина. Он возводится из автомобильных покрышек, которые являются бросовым материалом. Это существенно удешевляет смету. Внутренние полости покрышек на ¾ заполняют песком и гравием, заливают бетоном.
Фундамент Семыкина запатентован и зарекомендовал себя на практике исключительно с положительной стороны. Он способен выдерживать весовую нагрузку от одно- и двухэтажных строений.
В числе преимуществ основания из автомобильных покрышек:
- амортизирующие свойства, предотвращающие перекос строения при подвижках грунта в периоды его замерзания-оттаивания;
- долговечность;
- дешевизна;
- высокая скорость возведения.
Критерии выбора фундамента
Оптимальным решением для любого типа строения является плитное основание. Но при его выборе необходимо заранее решить несколько важных вопросов:
- где будет находиться смотровая яма, и каковы её габариты;
- где и как будут расположены коммуникации (электропроводка, водопровод, канализация, вентиляция);
- определить местоположение станков, стеллажей, верстака.
Не всегда удаётся заранее предусмотреть все нюансы обустройства гаража, и в этом случае выбирают ленточный или столбчатый фундаменты. Они предоставляют простор для выбора местоположения всех перечисленных выше элементов строения и его интерьера.
Строительство столбчатого фундамента
Столбчатый фундамент представляет собой комплекс заглублённых в землю опор, расположенных по периметру здания. Возможны несколько способов устройства столбов.
- Из кирпичей, уложенных на цементно-песчаный раствор.
- Посредством заливки бетоном асбестовых труб сечением 200-350 мм;
- Из бетонных блоков.
- С помощью монтажа опалубки, армирования и заливки бетона.
- Из металлических труб с толщиной стенки более 2 мм и заполненных гравием и цементно-песчаным раствором.
Независимо от выбранного способа устройства опор, потребуется сформировать для них углубления в грунте. Ямы можно выкопать лопатой или пробурить мотобуром. Для фундамента под каркасный гараж оптимальное сечение углублений – 20-25 см.
Этапы строительства:
Шаг 1. Выбор места. Важно, чтобы строение находилось на расстоянии не менее 1,5 м от деревьев, любых ограждений и построек.
Шаг 2. Разметка. На этом этапе с помощью лазерного уровня находят угловые точки будущего гаража и отмечают их колышками. Соединяют бечёвкой или полипропиленовым шнуром. Проверяют прямолинейность углов и убеждаются в том, что диагонали прямоугольника равны.
Шаг 3. Подготовка участка. При необходимости выравнивают рельеф выбранного места, срезая возвышенности и убирая грунт за пределы разметки.
Шаг 4. В местах установки столбов натягивают шнурку «от стены к стене». Оптимальное расстояние между опорами (без учета их сечения) – 80-120 см. Чем тоньше столбы, тем меньшую дистанцию между ними выбирают.
Шаг 5. В найденных точках выкапывают или иным образом формируют отверстия в грунте глубиной 100-120 см.
Шаг 6. Из досок сечением 15х150 мм изготавливают опалубку в виде полых коробов требуемого размера.
Шаг 7. На дно каждой ямы насыпают слой песка толщиной 5-10 см и 10-15 см слой щебня. Тщательно утрамбовывают каждый.
Шаг 8. Устанавливают опалубку в ямы, выравнивают по уровню.
Шаг 9. Из прутков арматуры связывают прямоугольные стержни и устанавливают их в опалубку.
Шаг 10. Вручную или в бетоносмесителе готовят цементно-песчаный раствор с наполнителем из гравия.
Шаг 11. Заполняют опалубку бетоном с уплотнением каждого его слоя.
Шаг 12. После застывания столбов разбирают опалубку.
Шаг 13. Проверяют ровность расположения опор по горизонтали. Используют двухметровый пузырьковый уровень. Допустимы отклонения не более 5 мм.
Монтажные работы
Следующий этап работ после устройства фундамента – монтаж нижней обвязки из бруса сечением 150х150 мм:
- на каждый столб укладывают 2-3 листа рубероида;
- каждую балку запиливают с торцов так, чтобы в угловых точках получилось соединение шип-паз;
- усиливают стыки металлическими уголками, закреплёнными саморезами;
- устанавливают промежуточные балки, торцами упирающиеся в столбы на противоположных стенках обвязки;
- соединяют балки с обвязкой уголками и саморезами.
Далее возможны два варианта действий:
- настилают на нижнее перекрытие пол (если не планируют устройство смотровой ямы;
- возводят каркас стен и стропильные фермы.
Чаще всего после монтажа нижнего перекрытия приступают к установке угловых и промежуточных опор стен каркаса, которые объединяют верхней обвязкой. Шаг между вертикальными стойками – 60-80 см. После чего обшивают внешние стены листами ОСБ. Заполняют проёмы между стойками каркаса пенопластом или плитами минеральной ваты и приступают к обшивке внутренних стен гаража.
Стропильную систему монтируют в соответствии с выбранным типом крыши. Обшивают кровлю листами ОСБ и поверх них устраивают обрешетку для укладки облицовочного материала. Завершающий этап строительства каркасного гаража – отделка внешних стен и крыши. После чего приступают к устройству отмостки и подъездного пути.
Уход за каркасным гаражом из дерева в процессе эксплуатации
Правильная эксплуатация каркасного гаража – залог его долговечности. Поскольку строение деревянное, для него губительна повышенная влажность воздуха. С внешней стороны здание обшивают облицовочными материалами, защищающими стены и крышу от осадков. Внутри помещения необходима качественная вентиляция, естественная или приточно-вытяжная.
Уход за строением состоит из нескольких регулярно повторяемых действий:
- осмотр фундамента и его своевременный ремонт;
- осмотр отделочных покрытий стен и кровли, устранение обнаруженных недостатков;
- поддержание чистоты и сухости внутри помещения;
- устройство дренажа, отводящего грунтовые и поверхностные воды от фундамента.
Для того чтобы построить каркасный гараж из дерева, необходимо правильно выбрать материалы и тип фундамента, изучить инструкции по выполнению каждого этапа монтажных работ. Собственноручно возведённое строение – гордость владельца. Соблюдение требований технологии гарантирует надёжность и долговечность гаража.
Как построить каркасный гараж: материалы и особенности, этапы работ, примеры на фото
При необходимости построить гараж, зачастую оказывается, что затраты на капитальное строительство слишком велики, поэтому многие находят выход в устройстве каркасной конструкции. В статье рассказывается, как разрабатывается проект каркасного гаража, и какие материалы для него лучше использовать. Представлены варианты готовых схем, из которых можно выбрать наиболее подходящий.
Каркасный гараж хорошая альтернатива капитальному сооружению из кирпича Источник qalyduc.sazirot.ru.net
Основные аспекты для составления проекта
Перед составлением проекта каркасного гаража необходимо разобраться во всех особенностях его устройства. Одно из главных достоинств – скорость возведения. Время, затраченное на выполнение работ, в разы сокращается в сравнении с капитальными строениями. Кроме этого, выделяют такие преимущества:
- Возможность выполнения постройки в любое время года.
- Выполнение крепежа с помощью болтов, что сокращает время проведения работ.
- Отпадает необходимость привлечения к выполнению работ дорогостоящей тяжёлой техники.
- Малое количество мусора и отходов, что также экономит время.
Единственным проблемным вопросом, к которому необходимо отнестись с большей серьёзностью – фундамент под каркасный гараж. Существует несколько вариантов:
- мелкозаглублённый плитный фундамент;
- площадка, предварительно покрытая асфальтом;
- монолитная незаглублённая плита;
- лента неглубокого заложения.
Определяясь с фундаментом, нужно учитывать тип грунта. Здесь понадобится консультация специалистов.
Важный момент – выбор материала для конструкции. Следует помнить, что деревянный каркасный гараж имеет один существенный недостаток – высокая степень возгораемости. На этапе составления проекта продумывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Разновидности каркасных гаражей
Тип каркасного гаража зависит от материала, который используется в строительстве. Вариантов существует несколько. Самыми распространёнными являются брус и металлопрофиль.
Материал имеет множество преимуществ:
- он является экологичным и паронепроницаемым:
- высокие показатели энергосбережения;
- возможность проведения отделки любого вида.
Гараж из дерева имеет свои преимущества, но материалу требуется хорошая защита Источник rmnt.mirtesen.ru
Гараж из бруса уместно будет смотреться на фоне любого ландшафта и удачно дополнять как небольшой домик, так и огромный коттедж.
Наряду с достоинствами отмечают и некоторые недостатки:
- стоимость материалов немалая по сравнению с другими вариантами;
- необходимость проведения ряд мероприятий по защите бруса от гниения, паразитов и обеспечению пожаробезопасности.
Металлопрофиль
Возвести каркасную конструкцию из металлопрофиля можно очень быстро. Выигрывает и в себестоимости. Такой каркасный гараж можно установить без фундамента, так как вес его незначителен.
Отмечают и минусы:
- очень легко поддаётся механическому воздействию, быстро появляются вмятины;
- степень теплопроводности очень высокая, что создаёт неудобства пребывания в нём летом и зимой.
Разработка проекта
Определившись с типом гаража, переходят к следующему этапу – составление проекта. На этом этапе специалистам нужно как можно подробнее выразить свои пожелания. Проектанты должны обладать следующей информацией:
- Определение бюджета. После выполнения расчётов и получения определённой суммы, необходимо накинуть небольшой запас денег. Теоретические показатели почти всегда не совпадают с практической реализацией.
- Уточнение функциональности строения. Гараж нужен только для автомобиля или же планируется дополнительное хранение других вещей. Возможно, в нём будет мини мастерская. От этого зависят габариты постройки и устройство коммуникаций.
- Продумывание перспективы.Планируется ли в семье покупка ещё одного автомобиля. При положительном решении нужно проектировать гараж на два места под авто.
Готовые проекты
Строительство каркасного гаража по своей технологии проще, но без составления проекта не обойтись. Чтобы понять, каким должно быть будущее строение, можно позаимствовать идеи уже с готовых схем. Для облечения задачи представим несколько проектов, которые пользуются наибольшей востребованностью у потребителей.
Простые варианты
Вариантов каркасных гаражей предназначенных для одного автомобиля с небольшим запасом для хранения вещей и инструментов существует много. На рассмотрение будут представлены самые удобные проекты с разным функциональным наполнением:
- Построить каркасный гараж можно из досок размерами 6×4 м – простейшая конструкция с двускатной крышей. Фундамент монтируется из бетонных плит. В проекте предусмотрено наличие небольшого окна для обеспечения дневного освещения. Кроме гаражных ворот, устраивается дверь для выхода на улицу.
- Гараж с дополнительной кладовой. В проекте учтено место для одного автомобиля и подсобного помещение, обустраиваемое под кладовую. Запланировано окно в одной из боковых стен и дверь, через которую можно попасть в подсобку.
- Лаконичное строение с плоской крышей. Один из экономичных и простых в сооружении вариантов. Устраивается на основе мелкозаглублённого ленточного фундамента. Кровля имеет односкатную конструкцию с оптимальным углом уклона. В схему включено окно и дверь для выхода на улицу.
- Вариант эконом. Строение 6×4 м. В нём предусмотрено место для одного авто. В таком помещении можно распланировать место для полок для хранения инструментов и размещения стола-верстака. Входные двери и окна не предусморены.
- Гараж, совмещённый с домом, что позволяет сэкономить материал на постройке одной стены. Преимуществом является тот факт, что предусмотрен ход из дома в гараж. Дополнительной двери на улицу и окон нет. Размеры позволяют разместить не только автомобиль, но и маленькую мастерскую или хозблок.
Двуместные гаражи
Во многих семьях, особенно живущих за городом, имеется в обиходе два автомобиля. В этой ситуации вполне логично сооружать гараж по каркасной технологии на две единицы техники. Ниже рассмотрены несколько вариантов:
- Простой проект каркасного гаража 6×8 м. По себестоимости недорогой, но надёжный для сохранности автомобилей. В нём предусмотрена перегородка для разъединения мест для техники. Дверь для выхода из постройки отсутствует, но спроектированы окна на боковых стенах. Конструкция, рассчитанная для хранения двух автомобилей с дополнительным подсобным помещением. В нём может устраиваться как кладовка для хранения вещей, так и мастерская. Обязательно предусматривается входная дверь через кладовую. Места для машин не разделяются перегородкой. Ворота раздельные.
- Двуместный гараж больших размеров, с устройством нескольких окон и входных дверей. Конструкция ворот общая. Его выполняют из бруса для обеспечения тепла. Возможна замена на металлопрофиль, но с последующим утеплением и обеспечения отопления.
Видео описание
Строительство каркасного дома наглядно в видео:
Отображение проекта на бумаге
Ознакомившись с нюансами профессиональных проектов и выбрав интересные моменты, приступают к накидыванию идей на бумаге. Для начала определяются параметры гаража и наносятся на схему. Стандартные размеры:
Последний вариант выбирается для постройки двуместного строения. Если требуются большие габариты, то можно увеличить любой параметр вдвое.
После нанесения периметра, отмечают перегородки, размещение окон дверей и прочих желаемых элементов. В случае устройства подсобного помещения, для него отводиться место площадью около 2 м 2 . Потолочный уровень для удобства монтажа ворот планируется не ниже 2 м.
В зависимости от установленных размеров, рассчитывается количество материала.
Заключение
Каркасная конструкция отличная альтернатива капитальному строению, если есть стеснение в финансах. Кроме того, многие потребители предпочитают его из-за значительного сокращения времени на постройку. Но, нельзя игнорировать такой процесс, как составление подробного плана с нанесением всех соответствующих обозначений. Соблюдение технологии – гарантия качества будущего строения.
Проект гаража из бруса своими руками
Трудно представить гараж из бруса в условиях плотной городской застройки. Основная причина такой не популярности — низкая пожарная безопасность деревянных строений и ограничения по минимальным расстояниям между ними. Обычно гаражи из бруса ставят на достаточно больших участках при условии, что дом и остальные постройки возведены из такого же материала. И хотя основные причины выбора бруса продиктованы требованиями ландшафтного дизайна, у деревянных гаражей есть и свои преимущества.
Достоинства и недостатки бруса в качестве материала для гаража
Помимо привлекательного внешнего вида, достоинством гаража из бруса считается более низкая стоимость. Это определяется двумя факторами: ценой стройматериалов и затратами на фундамент.
Дерево в России всегда считалось наиболее доступным стройматериалом. Это утверждение справедливо и сейчас, если речь идет о сосне. В качестве примера можно сравнить два наиболее популярных материала: сосновый брус I сорта и рядовой керамический кирпич.
Для гаража обычно выбирают брус сечением 100х100 мм, цена которого лежит в пределах 7000-8000 руб/м 3 . Нетрудно посчитать, что для 1 м 2 стены, с учетом затрат на межвенцовый утеплитель и крепеж, стоимость стройматериалов составит 750-850 руб.
Если строить гараж из рядового кирпича формата 1НФ, то с учетом толщины швов, на 1 м 2 кладки в один кирпич, их понадобится 106 штук. Из расчета цены 7 руб./шт., затраты только на кирпич составят 742 руб. Но, чтобы сложить такой участок стены, надо еще 60-65 л кладочного раствора, а это еще около 200 руб., если использовать готовые смеси. И в итоге стоимость материалов для 1 м 2 стены из кирпича составит 940-950 руб. А если внешний ряд класть из облицовочного кирпича, то затраты вырастут минимум на 10-20%.
Можно утверждать, что гараж из шлакоблока обойдется дешевле. Конечно, его цена за 1 м 3 дешевле на 20-30%, чем у кирпича. А с учетом кладки в один блок, затраты на материалы обойдутся дешевле приблизительно на 30-40%. Но, что хорошо для городского гаражного кооператива или товарищества, не подходит для участка частного дома — шлакоблок надо чем-то облицевать. А даже у отечественного производителя ТЕХНОНИКОЛЬ плитка под кирпич стоит от 450 руб./м 2 , что приводит к увеличению итоговой цены материалов для одного «квадрата» стены до 900 руб. и выше.
И о фундаменте. Вес постройки из дерева гораздо меньше, чем из кирпича. И если не использовать сборный фундамент из ФБС, то для заливки монолитной ленты марку бетона можно брать пониже, а диаметр арматуры поменьше. Это же справедливо и для плитного основания. И это не считая того, что толщину и ленты, и плиты делают меньше, чем для такого же строения из кирпича.
Основной недостаток у гаража из бруса — большая продолжительность строительства. От закладки фундамента до ввода в эксплуатацию проходит от трех месяцев для сухого бруса до года для бруса естественной влажности. Это время необходимо для окончания активной фазы усадки.
Также к недостаткам можно отнести более строгие требования к монтажу электропроводки по горючим основаниям.
Размеры гаража и выбор места
Размер гаража зависит от размеров автомобиля и дополнительных опций, которые желательны для этой постройки. Но, если в настоящее время в распоряжении семьи седан среднего класса, а тем более малолитражка, вряд ли стоит отталкиваться от габаритов такой машины. Лучше сразу, с перспективой на будущее, в проекте учесть размеры более крупного авто, например минивэна или джипа.
Гараж из бруса на две машины
Внутренне пространство в гараже только для одной машины определяют так:
- Ширина. К ширине авто надо добавить минимум по 0.5 м с каждой стороны, чтобы можно было открыть двери салона, пройти между машиной и стеной. Но лучше, когда этот запас делают немного больше: например, как размер межкомнатной двери — 0.7-0.9 м. Это позволит водителю допускать определенные «вольности» при заезде в гараж и создаст более комфортные условия для посадки/высадки пассажиров внутри гаража при плохих погодных условиях.
- Длина. Перед машиной надо оставить свободными не менее 0.5 м, чтобы можно было обойти капот, поднять крышку и, при необходимости, провести мелкие профилактические работы. Со стороны багажника седана также достаточно, если будут свободны 0.5 м, но для хэтчбека, универсала или внедорожника лучше оставить свободными около 1 м.
- Высота. Для сложившегося «стандарта» гаражных кооперативов минимальной считается высота бокса с односкатной крышей 2.2 м, но оптимальной считается высота 2.5-3 м.
Список дополнительных опций, которые влияют на размеры гаража, довольно обширен:
- Всевозможные системы хранения: стеллажи, полки, шкафы, антресоли.
- Рабочее место (верстак) для выполнения «мелкого» ремонта небольших узлов и деталей.
- Подъемник, балка для лебедки или полиспаста, чтобы можно демонтировать крупные узлы.
- Приборы обогрева или система отопления.
- Пристройка под одной крышей для хранения садовой техники и инструмента, спортивного инвентаря, велосипедов, колясок и т. п.
Довольно часто гараж объединяют с другими хозяйственными строениями, что позволяет сэкономить на материалах и снизить «потери» полезной площади участка.
При выборе места для гаража из бруса, если это не пристрой к дому, учитывают расположение ворот на участок и возможность устройства подъездного пути. Также надо принимать в расчет нормативы по расстояниям между: постройками в пределах участка, строениями на соседнем участке, забором, красной линией, точкой водозабора.
Фундамент для гаража
Фундамент для гаража из бруса может быть двух видов: ленточный и плитный. Выбор конкретного вида зависит от особенностей грунта и дополнительных функций постройки. Например, для гаража с подвалом нужен заглубленный ленточный фундамент, а для простого бокса для одной машины достаточно плиты, и в этом случае можно использовать сборное основание из дорожных или аэродромных плит (в том числе бывших в употреблении, но без видимых следов разрушения).
Ленточный фундамент
Для гаража с подвалом и для сильно пучнистых грунтов глубину ленты фундамента закладывают на 15-20 см ниже линии промерзания грунта. В остальных случаях допускается использование мелкозаглубленного ленточного фундамента, даже если грунты относятся к средне пучнистым. А, чтобы уменьшить силы пучения воздействующие на фундамент, глубина подошвы должна находиться не ниже 60 см. Считается, что вес постройки будет компенсировать силы выдавливающие фундамент из грунта.
В зависимости от вида грунта глубину мелкозаглубленного фундамента выбирают в пределах 40-60 см. Такой тип основания нельзя использовать на слабых грунтах. В этих случаях выбирают другой тип мелкозаглубленного фундамента — плиту.
Расчет
Ширину ленточного фундамента рассчитывают следующим образом:
- По типу грунта определяют его нормированные несущие способности (расчетное сопротивление). Но и эта величина не фиксированная, а «плавающая», и зависит она от степени насыщенности влагой грунта, пористости, плотности, пластичности.
- Вычисляют нагрузку на грунт, которая зависит от веса всей конструкции. Сюда входит вес стен, перекрытия, утеплителей, обшивки, ворот, навесного оборудования, крыши и самого фундамента (кроме автомобиля и веса полов по грунту). На этом этапе вычисления ширину фундамента принимают равной ширине стен.
- Учитывают давление снега на крыше, а оно в некоторых регионах может достигать 200 кг/м 2 . Ветровые нагрузки можно не учитывать, так как у строения ниже 5 м они не значительны.
- Суммируют все нагрузки и добавляют 10% для запаса прочности.
- Делят суммарную нагрузку на площадь подошвы фундамента. Сравнивают результат с нормативным расчетным сопротивлением грунта. Он должен быть меньше норматива.
- Если полученное значение давления на основание больше норматива, то увеличивают ширину основания и проводят расчет заново с учетом увеличения веса самого фундамента.
На практике самостоятельные застройщики обычно используют простое правило: ширина ленты для гаража должна быть больше ширины стены на 25-30%. Как правило, для всех типов грунта, которые допускают закладку монолитной армированной ленты, этого запаса хватает.
Нулевой цикл
Разметку котлована (траншей) делают с запасом. В зависимости от сыпучести грунта и глубины залегания фундамента, запас может составлять до 1 метра. Это позволит при необходимости укрепить стенки щитами, и обеспечит удобство установки опалубки и проведения работ по гидроизоляции.
Если у гаража будет подвал, а уровень грунтовых вод высокий, то котлован можно вырыть еще шире. Это надо, чтобы по периметру уложить дренажные трубы на расстоянии от подошвы фундамента чуть более, чем ширина отмостки. Трубы укладывают немного ниже уровня подошвы, с небольшим уклоном в сторону дренажного колодца.
Закладка ленты
Вначале на дно котлована (траншей) засыпают слой песка и щебня. Общая толщина подушки — 25-30 см. Далее работы проходят в такой последовательности:
- Устанавливают опалубку из обрезной доски. Можно использовать и необрезную доску, но изнутри стенки придется обшить рубероидом или пленкой, чтобы избежать потерю влаги из бетона. Толщина доски должна быть не менее 20 мм. Стенки опалубки фундамента полного профиля дополнительно укрепляют распорками. Для общей жесткости делают горизонтальную проволочную обвязку противоположных стоек опалубки.
- Вяжут из арматуры каркас. Закладывают шпильки для крепления первого венца сруба.
- Заливают слоями бетон. Каждый слой заливают по всему периметру за один прием высотой не более 20 см. Затем бетон уплотняют глубинным вибратором или штыкованием, заливают следующий слой.
- По окончании заливки бетона, сверху фундамента укладывают пленку или рубероид.
- Через 4 недели опалубку снимают.
- Проводят гидроизоляцию и (при необходимости) утепление фундамента.
- Закладывают элементы ливневой канализации (кольцевого дренажа).
- Делают обратную отсыпку грунта.
Фундамент плита
Для гаража из бруса можно использовать оба типа плиты — сборную и монолитную. Конечно, правильно было бы провести расчеты, но, как показывает практика, для такой легкой конструкции как гараж из бруса вполне достаточно, если размеры плиты совпадают или чуть больше габаритов строения.
Толщину плиты можно вычислить по достаточно несложной методике:
- Для армирования необходим каркас из двух сеток (по аналогии с дорожными плитами).
- Диаметр арматуры для плиты под легкие строения — не более 12 мм.
- Между сетками расстояние принимают равным 7 см.
- Толщина бетона от поверхности до сеток — 3 см.
Как видно, общая толщина плиты не превышает 18 см. Округляя в большую сторону (до 20 см), автоматически закладывают 10% для запаса прочности.
Закладка плиты проходит по стандартному алгоритму:
Монтаж стен из бруса
Перед началом монтажа необходимо провести ряд подготовительных операций: согласно проекту нарезать брус по длине, пронумеровать каждый элемент, сделать необходимые технологические зарубки для угловых соединений, обработать древесину антисептиком и антипиреном. Также надо выравнять по уровню поверхность цоколя или плиты (по периметру) цементно-песчаным раствором.
Технология возведения сруба имеет следующую последовательность:
- Цоколь промазывают битумной мастикой и укладывают первый слой рулонной гидроизоляции. Еще раз наносят битумную мастику и укладывают второй слой гидроизоляционного материала.
- Согласно шагу анкеров сверлят в брусе первого венца сквозные отверстия.
- В отверстиях сверлом большего диаметра делают углубления для гайки.
- Укладывают первый венец с угловым соединением согласно проекту. Проверяют уровень, при необходимости корректируют положение бруса с помощью подкладок из рубероида. Притягивают гайками обвязку к основанию.
- Раскатывают ленточный утеплитель и укладывают второй венец. Аналогичным образом монтируют остальные венцы. Для дополнительной жесткости конструкции, помимо угловых соединений, применяют деревянные нагели или металлические штыри.
Для соединения бруса по длине в пределах одного венца используют стык «шип-паз» с дополнительным усилением нагелем.
Внутреннюю перегородку для гаража совмещенного с другой хозяйственной, как правило, делают из бруса меньшего сечения или доски. Поэтому ее ставят после сборки общей коробки.
Гаражные ворота
Для установки любых ворот необходим монтаж коробки, которую к срубу крепят с помощью обсады, или окосячки. А гаражные ворота выбирают из следующего списка:
- Распашные. Этот тип наиболее распространенный, но для деревянного гаража не самый лучший. Конструкция — жесткий каркас плюс обшивка. Недостаток: створки гаражных ворот в распахнутом виде оказывают довольно большую нагрузку на коробку и окосячку, требуется свободное пространство между машиной и гаражом, автоматизированный привод довольно дорогой.
- Откатные. В классическом исполнении ворота делают из одной или двух створок, которые «ездят» параллельно внешней стене. Для работы механизмов надо, чтобы от проема до угла гаража расстояние было больше, чем ширина полотна или створки. Иногда полотно делают секционным. Недостаток — низкая герметичность и теплоизоляция.
- Подъемно-поворотные. Представляет собой одно полотно, которое полностью перекрывает проем. Подъем с поворотом осуществляется при помощи системы рычагов с фиксацией полотна параллельно потолку. Механизм подъема имеет автоматический привод (с возможностью работы в «ручном режиме»). Недостатки — плохая герметичность и обязательное наличие снаружи свободного пространства в 1 м между воротами и автомобилем.
- Секционные. Полотно состоит из нескольких секций, соединенных шарнирными стальными петлями. Это обеспечивает «гибкость» полотну, что позволяет плавно перемещать его в пространстве под потолком. Секция представляет собой сэндвич-панель из оцинкованной стали или алюминия с наполнением утеплителя в виде ППУ. Секционные ворота лишены большинства недостатков остальных видов.
- Гаражные роллеты. Этот тип чем-то напоминают секционные ворота, но с тонкими и узкими ламелями, которые наматываются на барабан в защитном коробе. Ворота значительно дешевле секционных, но имеют невысокую устойчивость к взлому и низкие теплоизоляционные свойства.
В заключение. Полы в гараже на ленточном фундаменте делают с обязательным армированием, и в принципе они почти не отличаются от плитного фундамента. Крышу у гаража из бруса делают либо односкатной, либо двускатной.
В остальном это обычная конструкция с деревянным каркасом и обрешеткой, вид которых определяется кровельными материалами.