Архитектурные элементы фасада здания в современном строительстве : описание и особености, фото

Архитектурные детали фасадов зданий

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство — искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, — имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ордер». Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть — стилобат — служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера — колонна — один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера — антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя — база — опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст — ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

Рис. 1.16. Архитектурный ордер и его части

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь — горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя — придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат — наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб — отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней — карниз или капитель. Пилон — мощный столб квадратного или прямоугольного сечения (рис. 1.17) обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть — базу, и верхнюю — капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Рис. 1.18. Пилястра

Колонна — декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра (рис. 1.18), имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада — это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, — капитель (рис. 1.19).

Рис. 1.19. Капитель архитектурных ордеров: а — дорического; б — ионического; в — коринфского

Дорический ордер (см. рис. 1.19, а). Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер (см. рис. 1.19, б). Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер (см. рис. 1.19, в). Характерное отличие коринфского ордера — утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз — гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров — воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии

Рис. 1.20. Собор Сан-Марко в Венеции

античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам — Византии, Италии, Испании, Франции.

Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре (рис. 1.20). Церковь возводилась на протяжении века.

Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль (рис. 1.21). Архитектурные сооружения романского периода (XI—XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Рис. 1.21. Романский стиль:

а — фриз из полуциркульных арок; б — двойной арочный фриз из кирпича; в — кубическая капитель; г — капитель из пальметт

Готика. В XII—XV вв. новый архитектурный стиль получил название — готика. Характерная особенность готического стиля — стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг (рис. 1.22).

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент (рис. 1.23). В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Рис. 1.22. Вход в католический собор (готика)

Ренессанс (XV—XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450—1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

Рис. 1.23. Готическая сводчатая базилика

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Палаццо (дворец-особняк). Арх. А. Палладио (1566)

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Классицизм (XVIII—XIX вв.) — направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Рис. 1.25. Окна. Стиль барокко

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек (рис. 1.27). Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Рис. 1.26. Орнамент. Стиль рококо ленности и скопление рабочего

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Рис. 1.27. Ротонда. Внутренний интерьер

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Балкон в стиле модерн

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Рис. 1.29. Интерьер конференц-зала здания ЮНЕСКО. 1957 г.

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю — конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов (рис. 1.29).

Архитектурные детали фасадов зданий В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Архитектурные элементы фасада здания

Современные технологии дают возможность изготовить самые разные элементы для декора зданий от балясин до фигурных розеток на фронтоне. Помимо эстетической функции такие конструкции имеют и прикладное назначение:

  • декор стен;
  • защита от разрушающего воздействия воды, температурных скачков, УФ-излучения;
  • предотвращают появление на здании плесени, грибка и вредителей;
  • длительное время сохраняют привлекательный вид жилья снаружи, а заодно добавляют дому красоту и презентабельность.

Какой материал используется для фасадного декора?

Современные материалы для украшения фасада представлены в широком ценовом диапазоне, их эксплуатационные характеристики также различаются.

Пенопласт

Пенопласт является одним из наиболее популярных материалов при производстве лепнины. Современные технологии позволяют изготавливать из этого материала детали самых разных размеров и форм.

Отделка фасада пенополистиролом

Фигурная резка пенопласта активно применяется для отделки фасада здания

Плюсы пенопластовой лепнины:

  • Легкие, не вызывают проблем при хранении, транспортировке и монтаже, можно использовать без учета несущей способности дома;
  • Долговечна, надежна;
  • Противостоит внешним воздействиям, но только при наличии спецпокрытия;
  • Не разрушается от влаги;
  • Стойкость к деформации;
  • Широкий выбор цветов/фактуры;
  • Нет проблем при резке и креплении;
  • Детали соединяются бесшовно и не заметны;
  • Самый доступный вариант из всех имеющихся на рынке.

Минусы:

  • Монтажные работы проводятся в теплое время года – температуры выше 0˚;
  • Точность рисунка лепнины не идеальна и уступает гипсовым изделиям.

Пенополиуретан

Декоративные элементы для фасада из пенополиуретана делают в специальных формах, куда заливается жидкая полимерная смесь. После застывания изделия грунтуют и наносят цветное покрытие.

Полиуретановый декор

Фасадная лепнина из пенополиуретана

Плюсы:

  • Мало весят и могут использоваться для украшения фасада любых строений;
  • Прочные, нечувствительны к воздействию окружающей среды;
  • Хорошая имитация разных текстур – дерево, камень и пр.;
  • Высокая технологичность – можно создавать любые формы;
  • Нет проблем при монтаже, транспортировке.

Минусы:

  • Нестойкие к огню;
  • Дорогая оснастка – делают только большими партиями, под индивидуальный заказ – не делают вообще;
  • Для монтажа нужен специальный клей.

Стеклофибробетон

СФБ обладает хорошими эксплуатационными свойствами при малой толщине изделий, а потому превосходит традиционные недорогие материалы.

Фасад отделан стеклофибробетоном

Архитектурный декор из стеклофибробетона для фасада

Плюсы:

  • Негорючий;
  • Дешевле/прочнее/меньше весит по сравнению с изделиями из архитектурного бетона;
  • Можно сделать любые сложные формы – профиль будет четким;
  • Помимо декора укрепляет, утепляет, звукоизолирует фасад;
  • Высокая прочность на сжатие и растяжение;
  • Высокая ударная вязкость – противостоит образованию трещин.

Полимербетон

Декоративные фасадные изделия из полимербетона по фактуре напоминают каменные под мрамор, малахит, гранит – высокие эстетические свойства.

Декор фасада из полимербетона

Фасадный декор из полимербетона

Положительные свойства:

  • Водонепроницаемость – зимой не растрескивается от влаги;
  • Устойчив к скачкам температур;
  • Ремонтопригоден – поврежденные участки восстанавливаются реставрационной смесью;
  • Стоек к химическим реагентам – можно использовать любые моющие и защитные
  • Высокая прочность;
  • Небольшой вес;
  • Относительно невысокая себестоимость (в основном, зависит от стоимости вяжущего вещества).

Недостатки:

  • Не отличается пожаростойкостью – разрушается.

Выбирая декор для фасада дома, требуется ориентироваться на имеющийся бюджет и параметры самого дома и эксплуатации экстерьера.

Выбор фасадного декора

Если бюджет позволяет, стоит остановить свой выбор на декоративных элементах фасада из композита, полиуретана или гипса – эти материалы относятся к среднеценовой категории. Низкоценовую категорию наполняют изделия из бетона и пенополистирола, что, впрочем, не мешает им быть популярными и востребованными для декора многоквартирных и частных домов.

Основные элементы

Перечень основных элементов фасада довольно обширный и включает следующее:

  • Русты – декоративная архитектурная отделка углов зданий.
  • Пилястры – вертикальные выступы (фальшколонны) могут быть как плоскими, так и филенчатыми, каннелированными, имеют базу, тело и прочие составляющие настоящих колонн.
  • Фасадные подоконники – деталь для отделки оконного проема, обязательно выходит за пределы наличника.
  • Отделка окон на фасаде – такие составляющие фасада дома дает возможность быстро обновить экстерьер здания.
  • Декоративные колонны – не самый распространенный вариант украшения фасада частного дома, чаще используется для многоэтажных зданий.
  • Балюстрады — ряд фигурных столбиков с горизонтальными перилами, ограничивающие террасу или балкон.

Архитектурные профили

Архитектурные элементы фасада здания позволяют реализовать задуманный дизайн. По форме они могут различаться очертанием профиля и могут быть как прямо, так и криволинейными:

  • Фронтон – верхняя часть здания под крышей.
  • Арка – перекрытие в форме дуги.
  • Замковые камни – деталь в форме клина или пирамиды, венчающий арку или свод, такой камень принимает основную нагрузку стены на свод.
  • Угловые элементы – накладные фрагменты в форме угла.
  • Балюстрада – ограждение как балконов или террас, так и лестниц.
  • Розетты – объемное украшение в форме цветка с симметричными лепестками.

Оформление окон и дверей

Для украшения имеющихся проемов можно задействовать следующий варианты:

Декоративная имитация дерева

Для отделки частных домов пользуются спросом как классические декоративные элементы для фасада, имитирующие камень, так и имитация натурального дерева. Получение нужной текстуры обеспечивается как с помощью специальных форм, так и соответствующей окраски всех составляющих экстерьера. Натуральная древесина используется редко, что связано с высоко трудоемкостью отработки и дороговизной натурального сырья.

Декоративная штукатурка под дерево

Имитация дерева на фасаде здания

Советы

Разнообразие декоративных элементов фасада позволяет как украсить дом, сделав его уникальным, так и обеспечить ряд технологических функций от укрепления стен, до защиты, улучшения тепло и звукоизоляции особенно это касается проемов. Недорогие арки, балюстрады и откосы – отличный способ обновить экстерьер, тем более что его можно выполнить своими руками.

Про волюту на поребрике

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Антаблемент

Антаблемент

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Аттик

аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

Балюстрада

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Балясины

Балясины

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер

Бельведер

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Волюта

Волюта

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

галерея

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда

Гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень

Гребень

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Закомара

Закомара

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Капитель

Капитель

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Контрфорс

Контрфорс

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка

Наборная колонка

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Пилястра

Пилястра

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Поребрик

Поребрик

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Портал

Портал

Архитектурно оформленный вход в здание.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!

Портик

Портик

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Прясло

Прясло

Участок стены между двумя пилястрами.

Ротонда

Ротонда

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Сандрик

Сандрик

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Ширинка

Ширинка

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Эркер

Эркер

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

Понравилось?

Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?

Архитектура фасадов

вентфасад элкон

В архитектуре фасад – один из важнейших внешних элементов здания. Он задает стиль и определяет дизайн всей конструкции. Его проектирование включает выбор и описание типа (мокрый, сухой), типа облицовки, утеплителя.

Фасад является декоративным элементом здания, но следует также отметить роль, которую он играет в снижении энергопотребления, улучшении естественного освещения и обеспечения вентиляции.

«Бетонные джунгли» окружают нас повсеместно, и теперь архитекторам нужно искать более целостную стратегию, когда дело доходит до проектирования фасадов. За последние пару лет фасадная инженерия приобрела большое значение и популярность, все больше проектных организаций теперь включают систему облицовки в свой дизайн-проект. Правильная конструкция фасадных систем чрезвычайно важна: она определяет освещение, отопление и вентиляцию, ветрозащитные функции.

Хотя есть много факторов, которые учитывают при проектировании, одним из самых важных является выбор материала. Решение должно быть принято с учетом ряда факторов, таких как:

  • защита от воды;
  • энергоэффективность;
  • эстетика: цвет, текстура;
  • экологичность;
  • долговечность;
  • противопожарные свойства;
  • стоимость.

Архитектурные элементы

Архитектурная композиция фасадов состоит из форм, деталей, материалов, текстур и отделки. Характер и дизайнерскую тему здания, а также его технические характеристики определяют следующие элементы:

вентилируемый фасад элкон

  • Элементы облицовки: включают карнизы, наличники, оконные и дверные проемы.
  • Декоративные детали – это характерные черты, которые подчеркивают эстетику и придают ему стилистический характер. Детали фасадов могут иметь отношение к архитектурному стилю: модерн, постмодерн, классика, готика и так далее. Например, колонны, белясины.
  • Облицовка – материалы, используемые в строительстве фасадных систем. Варианты: кирпичная кладка, металл, стекло, штукатурка, фиброцемент, плитка из камня.
  • Состав архитектурных деталей: дерево, металл, керамика, бетон, композиты, камень искусственный или натуральный, пластик и другие.
  • Фактура – это показатель гладкости, мягкости, шероховатости поверхности или структурный характер твердого объекта или гранулированного материала. Узор на стенах также можно рассматривать как фактуру.

Стиль здания определяют дизайн, форма, расположение архитектурных конструктивных элементов: окон, куполов, колонн, дверей, карнизов.

Окна и двери могут занимать большую площадь по сравнению с другими элементами. Простые минималистичные окна могут добавить привлекательности фасаду, а расположение окон и дверей влияет на итоговый результат строительства.

Хорошо спроектированная облицовка должна соответствовать архитектурному характеру. При планировании освещения необходимо заранее выбрать элементы, к которым нужно привлечь внимание. Мигающий, пульсирующий свет привлекает внимание к окнам, дверям, деталям отделки.

Варианты отделки

Этап проектирования – это лучшее время для подбора материалов и техник архитектурной отделки.

Цвета и эстетика должны гармонировать с окружающей средой и соседними зданиями, в то же время важно принимать во внимание предпочтения владельцев. Отделочный материал должен играть роль защитного слоя, обеспечивая теплозащиту, оптимальную влажность и акустическую изоляцию.

Отделка зависит от типа фасадной системы. Есть два варианта – мокрые вентилируемые фасады. Мокрый состоит из утеплителя, армирующего слоя и финишной отделки: декоративной, фактурной, цементной штукатурки.

Второй вариант, вентилируемые или навесные системы, представляют собой многослойные конструкции. В их случае облицовку закрепляют на стену с помощью специальных креплений.

Пожарная безопасность

Архитектура фасадов должна соответствовать правилам пожарной безопасности. При устройстве конструкций должны использоваться негорючие материалы отделки, утеплителя (например, минеральная вата IZOVER в составе систем ELLKON).

Важно, чтобы утеплитель в системе не требовал наличия ветрозащитной мембраны, при ее использовании необходимо предусмотреть противопожарные рассечки. Это элементы, которые препятствуют распространению огня в случае возгорания.

Фасадные системы

вентфасад

Современные фасады представляют собой комплексные, часто многослойные системы, которые не только определяют дизайн, но и утепляют здание, защищают его от воздействий.

Разновидности таких систем:

  • многослойные из сэндвич-панелей;
  • стеклянные светопрозрачные;
  • мокрые;
  • слоистая каменная кладка;
  • НВФ.

Материалы для отделки фасадов

Декоративная штукатурка – самый популярный и простой вид отделки. Используется в фасаде мокрого типа. Штукатурка доступна в многих оттенках, водо- и паронепроницаема, обеспечивает отличную тепловую и акустическую изоляцию. Однако оштукатуренные фасады необходимо регулярно освежать: на поверхности появляются пятна, оттенок выцветает, со временем материал отшелушивается.

элкон вентфасад

Камень – самый надежный и прочный материал отделки.

Поскольку натуральный камень довольно дорогой, часто его используют для украшения только частей фасада. Искусственный камень используется в качестве основного в фасаде (покрывает большую площадь), что помогает снизить расходы и нагрузку на стены.

Кирпич – еще один популярный вариант. играет важную роль в перечне отделочных материалов. Конечно, лицевой кирпич отличается от общего строительного кирпича, так как он разрабатывается с учетом различных свойств.

Керамическая фасадная плитка – еще один популярный вариант отделки. Материал известен своей большой стойкостью и декоративными качествами.

Стекло обычно используется для офисных и торговых зданий или торговых центров. Бытовое применение возможно в творческих проектах с необычной архитектурой.

Популярные варианты отделки вентфасадов: панели из металла, композитных материалов, керамическая или каменная плитка. Например, в системах ELLKON используется уникальная плитка на основе мраморной крошки на цементном вяжущем. Материал имеет уникальную фактуру натурального камня, обладает влагоотталкивающими свойствами. Такую плитку можно использовать в классической, неоклассической и современной архитектуре.

Оставить заявку

Качество проверенное годами и заслужившее доверие не только среди своих соотечественников, но так же и среди иностранных партнеров.

Фасады. Архитектурные элементы. Варианты отделки.

1

Фасад – это «лицо» любого здания. Он несет

на себе функцию не только эстетическую, но и защитную, и энергоэффективную: сохранение микроклимата в помещении – удерживает тепло в холодное время года и сохраняет прохладу в зной.
Фасады различают на главный, боковой и задний

Архитектурные элементы фасада

6.jpg

Декор – один из вариантов придания фасаду индивидуального стиля. Самое интересное в декоре и в архитектуре, что каждый временной период истории характеризовался наличием того или иного элемента практически во всех новых постройках. Например, в 18 веке было распространено декорировать фасад лепниной или обрамлять парадный вход колоннами.

  • Балясина – вертикальный элемент ограждения.
  • Баллюстрада – чаще всего невысокое ограждение лестниц, балконов, террас и т. д., состоящее из фигурных столбиков (балясин), соединённых между собой перилами или горизонтальной балкой.
  • Цокольный карниз – горизонтальный выступающий элемент по периметру цоколя.
  • Колонна – столб цилиндрической или круглой формы, который может являться как декоративным, так и несущим элементом. Стоит отдельно от здания.
  • Пилястра – плоский прямоугольный выступ стены, повторяющий пропорции колонны.
  • Сандрик – карниз над оконным проемом.
  • Русты – широкие прямоугольные накладки на углах стен.
  • Междуэтажный карниз или молдинг – выступ по периметру межэтажного перекрытия.
  • Венчающий карниз – выступ по периметру здания под крышей.
  • Подоконник – карниз под оконным проемом.
  • Откос – свободная часть пространства между оконной/дверной коробкой и выступом стены. Он есть как снаружи (на фасаде), так и в помещении.
  • Кронштейн – опорный элемент подоконника.
  • Арка – это криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема. Арки могут выполнятся в виде рельефа как декор или являться архитектурной частью здания (дверной или оконный проем).
  • Замок или замковый камень – выступ в верхней части арочного свода, имитирующий замыкающий камень. На картинке можно увидеть замок в качестве декоративного элемента на плоской перемычке.
  • Наличник – декор оконного или дверного проема. Может быть выполнен из разных материалов. Функция наличника – скрыть расстояние между стеной и коробкой окна/двери.
  • Розетка – круглая накладка на стене;
  • Узор – плоский или объемный орнамент на фасаде (рельеф, барельеф);
  • Филенка – узкий линейный элемент с обрамлением или немного заглубленный. Филенка может обрамлять даже часть стены (окна, двери)
  • Фриз – полоса, обрамляющая или венчающая различные элементы фасада, не исключает наличие узоров, украшений, в том числе рельефных;
  • Внутренний угол;
  • Наружный угол;
  • Торец – узкая сторона постройки. Но есть исключения: если эта сторона является лицевой и в ней находится главный (парадный) вход, тогда термин «торец» не применим;
  • Цоколь – часть фундамента, находящаяся выше уровня земли. Цоколь несет на себе функцию распределения веса здания. Он может быть выступающим, западающим и на одном уровне (заподлицо) по отношению к несущим стенам здания;
  • Противопожарные рассечки – выполненные из негорючих материалов элементы, препятствующие распространению пламени. Чуть ниже будет рассказано о них подробнее;
  • Деформационные швы – такие швы закладываются как в системах «мокрых» фасадов, так и в бетонных конструкциях при постройке. Эти швы снижают нагрузки в местах возможной деформации, тем самым уменьшая риск трещин и преждевременного разрушения.

Пожарная безопасность

10.jpg

При устройстве фасадов среди мероприятий, способствующих повышению безопасности при пожаре, являются:

  • применение негорючих материалов (НГ) в качестве утеплителя – каменная вата;
  • использование в фасадных системах утеплителя, не требующего наличия ветрозащитной мембраны;
  • если используются ветрозащитная мембрана или ЭППС-плиты предусматриваются противопожарные рассечки.

Что такое противопожарная рассечка? Этот элемент предотвращает распространение пламени при возможном возгорании. К его монтажу тоже предъявляются специальные требования.
В вентилируемых фасадах при наличии мембран используются перфорированные рассечки из металла (оцинкованная сталь, алюминий) с перфорацией или без. Такие элементы перекрывают воздушный поток в зазоре (при перфорации обеспечивает необходимую циркуляцию воздуха) и препятствует распространению огня внутри фасада.

Фасадные системы

Чтобы продлить эксплуатационные характеристики здания и защитить стены от атмосферного воздействия используются фасадные системы, которые позволяют утеплить здание и разительно изменить его изначальный вид. Это актуально и при реставрации здания. Например, в частных секторах старые дома часто «одевают» в сайдинг, что позволяет обновить внешний вид здания.
К фасадным системам предъявляются особые требования, которые в обязательном порядке должны соблюдаться:

  • стойкость к механическому воздействию;
  • химическая стойкость:
  • длительный период эксплуатации;
  • ремонтопригодность.

Среди фасадных систем выделяют следующие разновидности:

Система на основе сэндвич-панелей (многослойные панели)
8.jpg
Светопрозрачная (стекло)
7.jpg
Система мокрого типа (штукатурная, облицовка искусственным и натуральным камнем)
4.jpg
Слоистая каменная кладка
3.jpg
Навесная вентилируемая (сайдинг, блок-хаус, фасадные панели, плитка)
2.jpg

Материалы для отделки фасадов.

Внешние стены фасада могут являться несущими или просто ограждающими. От этого чаще всего зависит выбор материала для отделки. Еще одним фактором можно назвать назначение постройки. К примеру, стеклянные фасады можно увидеть в современной городской архитектуре (офисные центры, торговые площади), а в частных домах такие фасады встречаются редко.
Также учитываются шумовые параметры материала. Известно, что металлические панели могут «гудеть» от ветра и «шуметь» во время дождя.
Среди популярных материалов для отделки можно выделить:

16.jpg

Фасадная плитка, металлические листы – используется в вентилируемых фасадах.

Строительство дома всегда связано с обустройством фасадов. Если у вас появились вопросы или требуется рассчитать какую-либо из фасадных систем, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам или посмотреть варианты в разделе «Строительные системы».

Ссылка на основную публикацию