Вакуумирование системы кондиционирования своими руками

Вакуумирование системы кондиционирования своими руками

Установить сплит-систему можно не более чем за полчаса. Так могут сказать только те люди, которые не делают вакуумирование или производят ее неправильно. Так, основная ошибка установщиков климатического оборудования—это вытеснение воздуха фреоном. Сам процесс может и эффективен, но есть один большой недостаток. Производители кондиционеров запрещают проведение подобных вмешательств. Даже если получится вытеснить воздух таковым методом, то позже, это может привести к другим проблемам. В случае поломок устройства в период действия гарантийного талона, работники ремонтного сервиса выявят недостаток хладагента в системе. На утечку газа списать недостаток фреона вряд ли получится.

ТОП-3 лучших модели

На рынке сегодня представлено множество моделей вакуумных насосов. Большой популярностью среди покупателей в разных ценовых сегментах пользуются такие устройства, как Value VE115N, Value V-i220SV, Value VE-2100. Они собрали множество положительных отзывов и рекомендаций, что является своеобразным гарантом качества.

Лучшая бюджетная модель

В данной категории лидером признан насос Value VE115N. Это одноступенчатый бюджетный вакууматор от популярной компании с увеличенным сроком службы. Он обеспечивает высокую производительность – 51 л/мин, имеет компактные габариты и вес чуть менее 7 кг. Мощность прибора – 185 Вт, остаточное давление в системе – 150 микрон. Техника получила большую точность по отношению к предыдущим моделям линейки. Для проверки уровня масла предусмотрено широкое смотровое окно. Цена прибора – в пределах 5000 рублей.

Value VE115N на Яндекс Маркете

Лучшая модель среднеценового сегмента

В категории полупрофессионального оборудования среднего ценового сегмента побеждает модель Value V-i220SV. Серия VI обеспечивает самый глубокий вакуум среди оборудования компании Value. Данный насос имеет производительность 51 л/мин, остаточное давление 1,6 Па и мощность 250 Вт. Он оснащен собственным вакуумметром, помогающим отслеживать остаточное давление в магистрали. В конструкцию прибора входит электромагнитный клапан, в автоматическом режиме перекрывающий вход изделия после отключения электроэнергии. Цена – от 12900 рублей.

Value V-i220SV на Яндекс Маркете

Лучшая премиальная модель

По этому критерию многими специалистами лучшим признан вакууматор Value VE-2100. Это самый мощный 2-х ступенчатый насос данной марки в серии VE. Глубина вакуума составляет 2 Па, производительность – 288 л/мин, мощность – 750 Вт. Прибор работает от сети. Тип – пластинчато-роторный. Устройство используется для вакуумирования климатического и холодильного оборудования. Цена начинается от 23600 рублей.

Value VE-2100 на Яндекс Маркете

Для чего нужно вакуумирование кондиционера

Приветствую всех читателей и гостей сайта «Кондиционерщик». Сегодня мы поговорим о том, как производится вакуумирование кондиционера, и зачем требуется данная процедура.

Зачем нужно проводить данную операцию

Слово «вакуумирование» означает создание вакуума (отрицательного давления). Происходит это когда выкачивается воздух из закрытого контура. Где же создается вакуум в сплит-системе, и зачем он там нужен?

Для того чтобы кондиционер осуществлял свою основную функцию (перенос тепловой энергии), в нем циркулирует специальное вещество – хладагент. Изначально на заводе этот газ закачен во внешний блок сплит-системы (в компрессор и радиатор). Когда внутренний блок соединяется трубками с внешним блоком, то во внутреннем блоке и в медных трубках находится обычный воздух. И пока мы не откроем сервисные краны на внешнем блоке, хладагент не поступит во внутренний блок. Так вот, вакуумирование кондиционера проводится для того, чтобы удалить воздух и влагу из внутреннего блока и межблочных трубок (хладагент во внешнем блоке не должен смешаться с воздухом из внутреннего блока).

Если допустить такое смешивание, то состав хладагента будет нарушен, что приведет в лучшем случае к снижению эффективности теплообмена. А в худшем — к выходу из строя деталей кондиционера вплоть до компрессора.

Всё дело в том, что обычный комнатный воздух содержит в своем составе частицы воды, которые могут заледенеть, например, в капиллярной трубке кондиционера, что приведет к повышенной нагрузке на компрессор и дальнейшему выходу его из строя.

Вакуумирование: что нужно знать

Инструменты

Перед вакуумизацией необходимо подготовить набор инструментов. Вам понадобится вакуумный насос для кондиционеров, манометрическая станция, баллон с фреоном, шестигранная отвертка (а лучше комплект), разводной и газовый ключ.

Процесс вакуумирования

Здесь мы вкратце расскажем, как вакуумировать кондиционер. Если вас интересует более подробная инструкция, прочтите статью далее.

Вакуумирование состоит из двух этапов. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый этап. Вакуумный насос для откачки воздуха из кондиционера присоединяется к манометру, а затем к наружному блоку, и включается. Насос должен проработать не менее 10-15 минут. Длительность работы насоса зависит от его мощности. В среднем 15 минут достаточно, чтобы выкачать лишний воздух из наружного блока, но в некоторых случаях ожидают 20 минут.

Во время откачки воздуха ведется наблюдение за показателями манометра. Наблюдение продолжается еще 20-30 минут после отключения насоса. В течение этого времени показатель давления не должен меняться. Это будет означать, что фреоновая трасса абсолютно герметична.

Если после откачки воздуха стрелка манометра начала подниматься, значить в трассе произошла утечка. В этом случае мастер пытается найти место утечки и загерметизировать систему. В большинстве случаев утечка возникает из-за слабо затянутых гаек, неправильного вальцевания или повреждения медных трубок в процессе монтажа.

После система проверяется еще раз с помощью манометра. Если стрелка остается неподвижной и трасса полностью загерметизирована, мастер приступает ко второму этапу.

Второй этап. Холодильный агент запускается в систему. Вакуумный насос для кондиционера отключается от наружного блока, баллон подключается. Шестигранным ключом открываются краны для подачи фреона. Контур медленно наполняется хладагентом. После заполнения трассы фреоном проводится тестирование. Мастер проверяется работоспособность всех режимов работы. Если они работают исправно, значит мастеру удалось правильно вакуумировать кондиционер.

Вакуумирование кондиционера собственными силами

Стоимость работ по установке сплит-систем в специализированных организациях колеблется от 3000 до 6000 рублей. Если же вы решились на самостоятельный монтаж кондиционера, значит, без труда справитесь и с вакуумированием трассы. Для процедуры вам потребуется, как минимум, вакуумный насос и манометр.

Чтобы вакуумировать кондиционер своими руками следует подсоединить один из шлангов коллектора к заправочному клапану внешнего блока устройства, а второй – к вакуумному насосу. После процедуры соединения включите насос и откройте кран на коллекторе. Насос выкачивает из системы оборудования мелкие частицы, лишнюю влагу и воздух.

Дайте насосу поработать в течение 20 – 30 минут. После того, как на манометрическом коллекторе вы увидите нужный показатель (0 либо -1), вакуумный насос можно отключить. Подождите 30 – 45 минут. Если показатели не изменились, значит, система полностью герметична, воздух нигде не проходит, следовательно, можно начать запуск фреона. Для этого открутите клапан жидкостной трубы (тонкой) и клапан газовой трубы (толстой) с помощью шестигранного ключа. Не забудьте отсоединить коллектор. После этого можно протестировать устройство и насладиться плодами своего нелегкого труда.

Покройте мыльным раствором все стыковые соединения и посмотрите, где образуются пузырьки. Проверили, все подтянули. Попробуйте вакуумировать еще раз. Если после второго раза стрелка опять меняет положение, то есть поднимается, нужно осмотреть вальцовку.

Чаще всего проблема утечки возникает из-за гаек. Случаются такие ситуации, что какая-то гайка недотянута, либо перетянута (сорвана резьба, либо вальцовка). Тут следует заняться противоположным процессом — перекачиванием фреона в кондиционер. Для этого подсоедините коллектор к клапану для заправки, включите сплит–систему на холод и закройте кран на тонкой (жидкостной) трубке. Как только заметите, что началось разряжение, закройте кран на толстой (газовой) трубке и выключите кондиционер.

После устранения неполадок операция по избавлению трассы системы от влаги и воздуха повторяется заново. Очень хорошо, что существует такой процесс, как вакуумирование. Если его проигнорировать, утечку заметить невозможно. А фреон штука тонкая. Летом кондиционер работал отлично, зимой вы им не пользовались, а весной – он не работает, как следует. Причина – утечка хладагента.

Нюансы проведения вакуумирования

Вакуумирование сплит-системы не всегда проходит без проблем. Так, показания давления может скакать. Такие резкие и частые изменения указывают на потерю герметичности. Значит, постоянные скачки – это признак пробоины, плохо закрученной гайки шланга и др. Лучший метод диагностики – мыльный раствор. Этот старый, но до сих пор действенный метод, внешне покажет проблемную зону. Если в каком-то месте появились пузырьки, то необходимо подключить этот элемент заново, или просто подтянуть гайку ключом.

Этот вариант требует дополнительных действий со стороны мастера. Подключают коллектор к клапану для дозаправки фреона, включают кондиционер и перекрывают вентиль на тонкой трубе. Как только показатели на манометре начнут уменьшаться, следует перекрыть и соседний вентиль. После этого можно выключать кондиционер и отключать остальное оборудование.

После проведения дополнительных операций по перекачке хладагента, необходимо заново провести вакуумирование. Сам процесс удаления воздуха и влаги несложен, если его производить самостоятельно. Только есть один минус. Если вдруг что-то пойдет не по плану и не будут проведены определенные меры по защите устройства, то есть риск того, что охладительная система может повредиться или стать неисправной. А при вакуумировании кондиционера специалистами, риск того, что может произойти проблемная ситуация, минимальный. Дополнительным и важным фактором при пусконаладочных работах, проводимых специалистами – это гарантия на качество работы. При любых проблемах, возникших с ККБ после этого, повторный ремонт будет бесплатным.

Мыльный раствор поможет определить утечку газа

1 По какому принципу работает насос при откачке воздуха

Перед тем, как описать принцип работы вакуумных насосов для кондиционера, предварительно рассмотрим существующие виды и структуру устройства.

Вакуумный насос, предназначенный для откачки воздуха из кондиционера, разделяется на насколько видов.

Фото 1. Структура вакуумного насоса.

  1. 1. Пластинчатый роторный насос. Представлен четырьмя видами. По уровню производительности достигает шестидесяти литров в секунду. При этом максимальность давления составит половину Паскаля.
  2. 2. Водокальцевой вариант вакуумного насоса. Производитель вывел на рынок две разновидности. Для осуществления деятельности такого агрегата обязательно нужна вода. Отличается долговечностью в использовании и относительной дешевизной.
  3. 3. Насос мембранный. Вакуум создается относительно неглубокий. В своей деятельности требует частой замены таких элементов, как клапана и мембраны. Чаще всего область применения промышленность.
  4. 4. Очень глубокий вакуум создает золотниковая модель вакуумного насоса. Большой вес, приличный объем и повышенная стоимость делают возможным его применение только на предприятиях.
  5. 5. Насос, имеющий масляный уплотнитель. Специальное отделение для масла обеспечивает отличное действие аппарата.

Устройство насоса примерно одинаковое у всех производителей. Отличаются только по вышеперечисленным видам. Какая же у него структура?

  • Выполнен в горизонтальной плоскости.
  • Существуют два окна. Одно нагнетает газ, другое – всасывает.
  • Жидкостное кольцо служит для сжимания газа.
  • С помощью лопаточного колеса приводится в движение кольцо.
  • Набор мелких элементов.
  • Вакууматор для кондиционера произведен из чугуна.
  • Крышка содержит отверстие для подачи водного ресурса.

Что касается принципа действия, то его ключевая робота заключается в удалении воздушных масс из кондиционера. Такой прибор, также служит для удаления различных газов и паров воды. Одновременно создает низкий тип давления.

В результате воздушная смесь изолируется и перемещается к выходу через патрубок. Когда происходит процесс связывания газа, то его микрочастицы удаляются при помощи жидкости. Поэтому применение вакууматор имеет двойное значение для кондиционера. Одновременно исчезает жидкая и газообразная смесь.

Проведение ваккумизации кондиционера

Удаление воздуха или влаги с охладительной системы и последующая заправка ее фреоном всегда производится с помощью специальных инструментов и оборудования. Вакуумирование кондиционера невозможно провести без:

  • специального насосного оборудования;
  • коллектора, оборудованного манометрами;
  • баллона с жидким фреоном для функционирования сплит-системы;
  • ручные инструменты (ключи, пассатижи и отвертки).

О том, как вакуумировать кондиционер известно много информации. Существуют несколько отличающихся друг от друга алгоритмов действия. Но, без наличия инструментов и оборудования не обойтись.

Внешний блок кондиционера имеет специальный порт для обслуживания охладительной системы. К нему необходимо подключить коллектор с мономерами. А завершает эту цепочку вакуумный насос. Вакуумирование кондиционера проводится так:

  1. Открывают балластный кран насоса и перекрывают газовый вентиль на коллекторе.
  2. Включают насос и смотрят на манометр. Через несколько минут стрелка на измерительном приборе может поменять свое положение. При скопившемся воздухе показатель будет равен 1 атмосфере, а при влаге – меньше единицы. Идеальный показатель – 0.
  3. Насос отключают и закачивают азот. Этот газ связывает и стравливает посторонние продукты через вентиль на самом кондиционере.
  4. После этого процедура с вакуумированием повторяется.

Если пренебрегать такой последовательностью действий, то функционирование кондиционера не будет столь эффективной. При длительном использовании оборудования с таким недостатком, есть риск того, что компрессорно-конденсаторный блок выйдет из строя. А ремонт или покупка нового устройства, будет значительно дороже, чем даже вызов специалистов для вакуумирования кондиционера.

Вакуумирование системы кондиционирования своими руками

После покупки климатического оборудования важным моментом является монтаж сплит системы. От того, насколько качественно будет проведена работа, зависит, насколько долго и безотказно устройство будет эксплуатироваться. Поэтому сразу уточняются этапы монтажа – установка внутреннего блока, нюансы монтажа внешнего, вакуумирование системы кондиционирования.

Подключение, вакуумирование и замена радиатора кондиционера своими руками – это достаточно сложные процедуры, требующие специальных навыков и знаний.

Подключение кондиционера

Перед подключением кондиционера следует подготовить необходимый инструмент, навесить наружный и внутренний блоки. Последовательность действий:

  • Для прокладки труботрассы и электрических кабелей в стене между блоками сверлят отверстия диаметром около 6 сантиметров.
  • В качестве трубопроводов используют медные трубки, характеристики которых указаны в мануале. Трубы нарезают специальным инструментом, исключающим появление металлической стружки, развальцовывают и сгибают с помощью трубогиба.
  • Трубу подсоединяют к месту крепления, предварительно обработанному герметиком.
  • Производят вакуумирование.
  • Открывают сервисный клапан.
  • Подсоединяют электрические провода.
  • Монтируют дренажный шланг.
  • Все трубопроводы и дренажную трубку перематывают утеплительной лентой.

Когда необходимо вакуумирование

При монтаже оба блока соединяются между собой медными трубами для циркуляции хладагента. Это и есть контур кондиционера. После прокладки медной магистрали все трубы герметично соединяются и затягиваются во избежание попадания атмосферного воздуха внутрь. Даже при большом старании удалить воздух из труб продуванием, полностью избавиться от него не удастся.

Вакуумирование кондиционера – обязательная процедура как для бытовых устройств, где длина магистрали не превышает 2 метров, так и для офисных или промышленных инсталляций, где длина фреоновых труб может достигать десятков метров.

Для чего это нужно:

  • пары воздуха растворяются в масле, которое отвечает за смазку деталей компрессора, это приводит к изменению характеристик смазочного материала и оно хуже выполняет свои функции: не образует плотную пленку на поверхности трущихся деталей; механизм быстрее изнашивается и повышается риск заклинивания компрессора;
  • влага изменяет химические показатели охлаждающей жидкости, что грозит снижением производительности кондиционера, на контуре будут заметны признаки обмерзания.

Вакуумирование проводится перед первым включением, чтобы не допустить контакт масла с остатками воздуха или воды.

Оборудование для вакуумирования и дозаправки

Для работы нужны следующие инструменты и приборы:

  • Вакуумная станция для кондиционеров. Перед заправкой хладагента подключается к контуру и осушает его. Манометры на приборе показывают уровень вакуума. В работе мастера используют двухступенчатые модели, которые экономичны в плане расхода электроэнергии, просты в монтаже. Хорошую очистку дают гетерионные вакууматоры для кондиционеров, но редко применяются, так как стоят дорого.
  • Манометрический коллектор.
  • Набор отверток и ключей для работы со штуцерами.
  • Баллон с фреоном для последующей заправки.

Самым важным прибором является насос, который будет герметизировать трубопровод. Удобство в работе создает вес устройства – чем оно легче, тем проще. Модели, которые имеют резиновую опору для снижения уровня вибраций, более удобны в эксплуатации.

При работе насос расходует масло, поэтому индикация его уровня – полезная функция для человека, который постоянно работает с прибором.

Для удаления паров должен быть предусмотрен клапан, а также комплект штуцеров, предназначенный для внешнего блока, через которые происходит эвакуация воздуха.

На рынке лидирует техника немецких, американских, швейцарских производителей оборудования для климатической техники различного ценового уровня. Некоторые китайские фирмы поставляют продукцию, которая не уступает по качеству европейским аналогам, но гораздо дешевле.

Профессиональные ремонтники используют большие баллоны с хладагеном, так как часто проводят монтаж, заправку и дозаправку трубопроводов клиентов сервиса. Для одноразового применения достаточно купить небольшой объем фреона, чтобы не переплачивать.

Подготовка сплит системы

Перед началом работы вакуумного насоса его подключают через манометрическую станцию к крану наружного блока кондиционера. Манометрическая станция нужна для контроля уровня вакуума, после достижения которого прибор отключается. Некоторое время после окончания процесса вакуумирования мастер наблюдает за показателями приборов. Если они не меняются, проводится работа по заполнению контура хладагентом – система герметична, ненужные пары удалены. В случае, если показания манометра меняются, магистраль проверяется на трещины – фреон будет вытекать из труб, что потребует ремонта вскоре после монтажа.

Перед заполнением контура охлаждающей жидкостью насос отсоединяют. При помощи ключа-шестигранника открывают фреоновые краны, жидкость поступает в контур кондиционера, издавая шипящий звук. Сколько хладагента необходимо заправить и какого типа, описано в инструкции производителя.

После заполнения труб хладагентом за показаниями манометра наблюдают полчаса. За это время не должны меняться показатели давления. В противном случае ищут протечку и заново вакуумируют и заполняют магистраль. Утечки возникают из-за слабого или очень сильного зажима гаек на штуцерах, плохой пайки или развальцовки медных труб. Заломы на трубах также могут быть причиной утечки фреона, так как излишнее натяжение металла образует трещины.

Как долго идет процесс вакуумирования

Процесс вакуумирования кондиционера длится от 10 до 20 минут. Это зависит от мощности сплит системы, толщины труб. Для промышленных или офисных систем вакуумирование и заправка фреоном длится дольше, так как длина трубопровода достигает нескольких десятков, а иногда и сотен метров. На таких объектах наблюдение за показателями глубины вакуума после герметизации длится около часа. Иногда требуется повторное включение устройства.

Когда показатели в трубопроводе перестают меняться в определенный промежуток времени, можно переходить к заполнению их фреоном.

Вакуумирование кондиционера своими руками

Чтобы вакуумировать кондиционер самостоятельно, необходимо запастись шлангами низкого и высокого давления.

Конец шланга без выступа подсоединяется к насосу. Противоположный конец, снабженный штырьком, крепится к золотнику газового порта, после чего насос запускается на 10 минут. По окончании вакуумирования необходимо приоткрыть клапан для запуска фреона и тут же закрыть его, отсоединив шланг. Небольшое количество хладагента будет потеряно, но это нормально, потеря возможна и при замене радиатора кондиционера.

Во время продувки трасс длиной больше 6 метров метод вакуумирования используется для сохранения фреона, который в противном случае будет выпущен, а дозаправка не представляется возможной.

После выкачивания воздуха и влаги из трубопровода следует отвинтить клапаны жидкости и газа до упора (все семь оборотов). Соединения обрабатываются мыльной пеной для выявления возможных утечек.

Вакуумирование кондиционера: как правильно сделать своими руками

Приобретая новую сплит-систему, мы рассчитываем на покупку качественного и надежного устройства, которое прослужит многие годы. Но, к сожалению, долговечность зависит не только от качества сборки на заводе, но и от монтажа. Зачастую мастера-монтажники пренебрегают таким важным процессом, как вакуумирование, из-за длительности процесса и дороговизны специального насоса-вакууматора.

Содержание статьи:

Стоит отметить, что игнорирование этого процесса существенно влияет на долговечность сплит-системы. Разберемся в том, что такое процесс вакуумации кондиционера, а также во всех обстоятельствах, которые сопровождают данное мероприятие.

Кака и зачем вакуумировать кондиционер: задача и ее решение

Что такое вакуумирование и в какой момент оно выполняется

Снижение температуры внутри помещений обеспечивается конструктивной особенностью любой сплит-системы, которая заключается в оснащении фреоновой магистралью. Магистраль состоит из двух теплообменных элементов – конденсатора и испарителя, а также медных трубопроводов, компрессора, терморегулирующего вентиля, хладагента (фреон) и компрессорного масла.

Важно! Фреоновая магистраль в обязательном порядке должна быть полностью герметичной для исключения попадания в фреон воды, масла или мелких инородных частиц.

Их включение в охлаждающее вещество со временем приведет к поломке оборудования:

  • Попадание воздуха приведет к неизбежному увеличению давления в магистрали, которое заставит механизмы работать под избыточной нагрузкой.
  • Вода может вступать в химические реакции с маслом, в итоге возникают эмульсионные соединения, которые разрушающе воздействуют на элементы магистрали и приводят сплит-систему к неисправности.
  • Влага внутри контура приводит к образованию ржавчины, частички которой отделяются и циркулируют в систему. В итоге возникает повышенный износ и неисправности.

Для исключения всех негативных последствий система должна быть полностью герметичной. Это достигается за счет: качественного вальцевания трубок, плотного и герметичного соединения всех элементов и вакуумирования – удаления воздуха и воду при помощи специального вакуумного насоса.

Важно! Гарантийное обслуживание производителем не выполняется, если предварительно при монтаже не была выполнена очистка системы от влаги и воздуха вакуумом.

Сплит-системы гарантированно способны отрабатывать до 6 лет без сбоев, если соблюдаются два важных условия:

  • Отсутствие заводского брака в агрегатах.
  • Выполнена правильная установка системы по месту эксплуатации.

Вся работа кондиционера рассчитана для сбалансированных процессов при нормальных условиях. Циклы сжатия, конденсации и переохлаждения фреона идут при строго определенных агрегатных состояниях хладагента:

  • Хладагент в парообразном состоянии циркулирует к испарителю (наружный блок) от теплообменника. Циркулция (нагнетание) осуществляется при помощи компрессора. Фреон обдувается вентилятором, и происходит охлаждение.
  • Хладагент в сжиженном состоянии циркулирует к испарителю во внутреннем блоке. Циркуляция осуществляется по тонкой трубке. Давление хладагента понижается регулирующим вентилем.
  • Фреон начинает закипать во внутреннем блоке, поглощая тепло. Вентилятор обдувает холодный теплообменник, выдувая холодный воздух в помещение. После хладагент из комнатного блока нагнетается обратно в наружный, и рабочий цикл повторяется.

Заправка и дозаправка фреоном сплит-системы: вакуумирование контура

Что будет если не делать вакуумацию

В составе фреона могут появиться различные примеси, которые ухудшают его эксплуатационные свойства. Обычно это происходит двумя способами:

  • Воздух уже содержится в медных трубках, по которым движется хладагент, после монтажа.
  • Влага может конденсироваться на внутренней поверхности трубок.

И воздух, и влага, как уже было сказано, оказывают негативное воздействие на эксплуатационные характеристики. Разберемся в этом вопросе более подробно.

Воздух в смеси с фреоном

Сохранившись в трубках сплит-системы (т.е. вакуумация не выполнялась), атмосферный воздух:

  • Накапливается в конденсаторе блока, который находится снаружи, и воспринимается им, как газообразный фреон.
  • Повышает давление в конденсаторе, который нужен для испарения хладагента.

Важно! Воздушная пленка появляется на поверхности конденсации. Это многократно ухудшает отбор тепла от фреона, конденсируемого в наружном блоке.

Увеличение давления требует повышения силы сжатия от компрессора, возникает излишняя нагрузка, которая приводит к повышенному износу механизмов.

Влага в компрессорном масле кондиционера

В компрессоре для смазки подвижных элементов механизма используется полиэфирное масло. Также оно служит для герметизации узлов компрессора. Оно залито в емкость компрессора, откуда оно поступает в малых объемах в охлаждающий контур. Стенки трубок тонким покрываются тонким слоем масла. Масляная пленка отводит тепло и улучшает циркуляцию фреона.

Но полиэфирные масла характеризуются одним отрицательным свойством – гидроскопичностью, то есть способностью вбирать влагу в свой состав. В последующем из-за этого компрессор может заклинить.

Важно! При взаимодействии воды и атомов хлора и фтора, которые содержатся во фреоне, происходит образование активных кислот – соляной (HCl), плавиковой (HF) и бромистоводородной (HBr). Эти кислоты при самом малом количестве начинают разъедать поверхность трубопроводов.

Кроме того, насыщение трубок водой может привести к их промерзанию и разрушению целостности.

Отметим еще один важный факт, если полиэфирное масло насытилось водой, то вакуумация не поможет. Потребуется полная замена масла перед проведением очистки вакуумом.

При установке кондиционера вакуумирование обязательно.

Кондиционер без вакуумирования: бывают ли такие и как работают

В настоящее время моделей кондиционеров, которые не требуют предварительной вакуумации после монтажа, не существует. Сама конструкция и принцип работы устройства подразумевают обязательную очистку магистралей от воздуха и влаги.

В противном случае, это чревато не только быстрым износом из-за примесей и снижения эксплуатационных характеристик, но и возникновением гидроудара при насыщении фреона или полиэфирного масла водой.

В качестве альтернативы мы разберемся, как проводить вакуумацию без насоса.

Как вакуумировать без насоса

Для работы кондиционера внешний блок должен содержать не менее 50 грамм фреона. Первый запуск системы предусматривается производителями без применения вакуумного насоса. Для того чтобы вытеснить воздух нужно просто открыть клапан на трубе для жидкости и продержать его открытым 10-15 секунд.

После необходимо проверить затяжку гаек на участках, где они используются и открыть сервисный порт, открутив ключом клапан. Необходимо надавить на шток в сервисном порту в течение 3 секунд, а после выждать одну минуту. Данная процедура повторяется трижды. После сервисный порт закрывается, а остатки воздуха выпускаются через газовую трубку.

Важно! Если магистраль имеет длину до 5 метров, то из них можно вытеснить весь воздух данным методом. На клапаны после устанавливаются резьбовые заглушки.

Как выполняется вакуумация по шагам

Вакуумация выполняется в несколько этапов, последовательно опишем процесс шаг за шагом.

Подготовка инструмента и приспособлений

Для того чтобы правильно провести процедуру по удалению влаги и воздуха из магистралей кондиционера, понадобятся следующие приспособления:

  • Манометрическая станция – такие устройства также применяются для фреоновой заправки сплит-систем.
  • Насос для вакуумации.
  • Набор отверток и гаечных ключей.

Важно! Для того чтобы фреон заполнил контур после процедуры вакуумации, понадобятся два шестигранных ключа 4-6 мм.

Приступаем к вакуумации

Мы приобрели новый холодильник, состоящий из двух блоков. Рассмотрим поэтапно процесс выполнения вакуумирования:

  1. На манометрической станции смонтирован манометр низкого давления, под ним выведен красный шланг, который необходимо подсоединить к сервисному порту на вентиле, смонтированному на внешнем блоке сплит-системы. Закрытые краны на вентилях открываются шестигранником.
  2. Под средним штуцером выведен заправочный шланг, который имеет желтый окрас. Его необходимо соединить с вакуумным насосом.
  3. Насос включается.
  4. На манометрической станции необходимо открыть вентиль низкого давления – он синий и смонтирован под синим манометром. Этим самым процесс вакуумации начинается.
  5. Необходимо выждать время, пока стрелка на манометре «не упадет в ноль». Этот процесс длится от 15 минут до 1 часа, все зависит от длины трасы.
  6. Насос отключается, и начинается очистка магистрали от влаги и воздуха.

Важно! Синий вентиля закрывается, а после отсоединяется вакуумирующий насос. Нарушать эту последовательность нельзя.

  1. Синий вентиль остается в закрытом положении, а синий шланг остается на вентиле наружного сплит-блока. Шестигранными ключами открываются два крана на наружном блоке кондиционера – фреон впускается в контур. Теперь синий шланг может быть отсоединен.

Необходимо тщательно следить за стрелкой синего манометра. Давление в холодильном контуре разряжается, и стрелка должна неукоснительно стремиться к нулю.

Важно! Насос отключается, но ни в коем случае не отсоединяется. 30 минут необходимо отслеживать движение стрелки манометра. Если давление сохраняется, то магистраль можно заполнять фреоном. Желательно выбирать модель вакуум-насоса, который оснащен шкалой вакуумометра.

Ошибки при вакуумации сплит-систем

Самой глубочайшей ошибкой является контроль давления по манометру при отсутствии измерителя вакуума. Монтажники ждут падения давления ниже нуля и прекращают вакуумацию. Атмосферная разряженность в фреоновом контуре должна поддерживаться еще пол часа, как минимум, при выключенном насосе. Это позволит полностью испарить влагу из прибора. Эту процедуру называют опрессовкой.

Если в ходе опрессовки стрелка синего манометра подскочит на 1-2 деления, то это означает разгерметизацию контура. Необходимо осмотреть целостность магистрали и креплений патрубков к манометрической системе и кранам на наружном блоке. Если явные нарушения герметичности отсутствуют, то необходимо осмотреть устройство на предмет монтажных дефектов – перетянутых или ослабленных гаек на медных трубопроводах магистрали, а также некачественно выполненную вальцовку.

Проектирование вентиляции и кондиционированияВакуумирование и заправка кондиционера

Важно! Процедура вакуумирования будет проведена эффективно, если температура окружающей среду у наружного блока составляет15 о С. Эта температура исключает испарение или замерзание влаги в магистрали.

Продувка контура фреоном, которая зачастую выполняется монтажниками-дилетантами, также является малоэффективной. Воздух и влага не будут устранены, а фреон потратится впустую.

Нюансы проведения вакуумирования

Мы описали кое-какие ошибки при проведении процедуры вакуумирования, а теперь опишем нюансы, которые помогут для их преодоления.

Если постоянные скачки стали следствием отсутствия герметичности, то лучший способ диагностирования утечек – это применение жидкого мыльного раствора. Если при нанесении мыльного раствора на места соединения появляются парящие пузырьки, то следует переустановить элементы соединения заново или протянуть гайки.

Вакуумирование можно провести самостоятельно при наличии соответствующего оборудования, но следует отметить, что работа специалистов после ее проведения сопровождается гарантией.

Насос для вакуумирования

Насос-вакууматор – это основное устройство, которое требуется для вакуумирования, с его помощью в магистрали создается область разрядки. Данные устройства подразделяются на две категории:

  • Низковаккуумные.
  • Высоковакуумные.

Повторимся еще раз – самостоятельная вакуумация кондиционера вполне доступна владельцам, но без насоса-вакууматора провести ее невозможно.

Виды низковакуумных насосов:

  • Роторно-пластинчатые или одноступенчатые. Они производят слабый шум при работе, могут регулироваться по остаточному давлению и имеют простую конструкцию. Но также имеют минус – требуется периодическая замена масла.
  • Двухроторные или двухступенчатые. В своей конструкции они имеют два синхронных ротора. Такие устройства определяет экономичность и эффективность.
  • Водокольцевые. Их уникальность заключается в эффективном отведении и воздуха, и воды, но для их работы требуется вода и большое количество потребляемой электроэнергии.

Важно! Насосы, которые были перечислены выше работают в диапащоне низкого давления от 10 5 до 10 2 Па.

Виды высоковакуумных насосов:

  • Диффузионные. Отличаются высокой эффективностью и производительностью. Но для фреонового контура их использовать нельзя, работа этих насосов обеспечивается маслом, которое может засорить контур.
  • Криогенные. Их эффективность обусловлена закачкой азота, который вымораживает жидкость и выгоняет воздух.
  • Ионно-геттерные. Они наиболее эффективны и способны удалять до 95% всех примесей, улавливающую их тонкой титановой пластиной.

Проверка

Проверка эффективности вакуумирования проводится на основании показателей давления, которые оцениваются по стрелкам манометров на манометрической станции. Мы описали этот процесс в пошаговом руководстве выше. В данном разделе мы разберем очень важный нюанс, который также связан с проверкой.

Некоторые несостоятельные мастера считают, что при помощи вакуумирования можно проводить диагностику сплит-систем. Их доводы просты, – если при откачке воздуха давление «ушло в ноль» и в течение 15 минут после этого не поднялось, значит магистраль герметична и ее можно заправлять. Но после заправки проходит месяц-другой, и фреон выдувается.

Объясним подробно почему вакуумирование нельзя расценивать в качестве эффективной проверки

  • Фреон вытекает крайне медленно и отклонение стрелки при недостаточной герметичности магистрали может произойти за время от получаса до часа.
  • Давление фреона на пике может достигать 25 Бар, а колебания стрелки манометра демонстрирует изменения в диапазоне от 1 до 5 Бар. В таком узком диапазоне изменений давления бесполезно искать утечки.
  • Фреон давит изнутри. А атмосфера внутрь.
  • Фреон гораздо текучее воздуха.

В нашей статье мы подробно разобрались в процессе вакуумирования кондиционеров. Запомните, – это несложный процесс, но от тщательности и правильности его выполнения зависит долговечность вашего кондионера.

Вакуумирование системы кондиционирования своими руками

Вакуумирование системы кондиционирования своими руками

После покупки климатического оборудования важным моментом является монтаж сплит системы. От того, насколько качественно будет проведена работа, зависит, насколько долго и безотказно устройство будет эксплуатироваться. Поэтому сразу уточняются этапы монтажа – установка внутреннего блока, нюансы монтажа внешнего, вакуумирование системы кондиционирования.

Подключение, вакуумирование и замена радиатора кондиционера своими руками – это достаточно сложные процедуры, требующие специальных навыков и знаний.

Подключение кондиционера

Перед подключением кондиционера следует подготовить необходимый инструмент, навесить наружный и внутренний блоки. Последовательность действий:

  • Для прокладки труботрассы и электрических кабелей в стене между блоками сверлят отверстия диаметром около 6 сантиметров.
  • В качестве трубопроводов используют медные трубки, характеристики которых указаны в мануале. Трубы нарезают специальным инструментом, исключающим появление металлической стружки, развальцовывают и сгибают с помощью трубогиба.
  • Трубу подсоединяют к месту крепления, предварительно обработанному герметиком.
  • Производят вакуумирование.
  • Открывают сервисный клапан.
  • Подсоединяют электрические провода.
  • Монтируют дренажный шланг.
  • Все трубопроводы и дренажную трубку перематывают утеплительной лентой.

Когда необходимо вакуумирование

При монтаже оба блока соединяются между собой медными трубами для циркуляции хладагента. Это и есть контур кондиционера. После прокладки медной магистрали все трубы герметично соединяются и затягиваются во избежание попадания атмосферного воздуха внутрь. Даже при большом старании удалить воздух из труб продуванием, полностью избавиться от него не удастся.

Вакуумирование кондиционера – обязательная процедура как для бытовых устройств, где длина магистрали не превышает 2 метров, так и для офисных или промышленных инсталляций, где длина фреоновых труб может достигать десятков метров.

Для чего это нужно:

  • пары воздуха растворяются в масле, которое отвечает за смазку деталей компрессора, это приводит к изменению характеристик смазочного материала и оно хуже выполняет свои функции: не образует плотную пленку на поверхности трущихся деталей; механизм быстрее изнашивается и повышается риск заклинивания компрессора;
  • влага изменяет химические показатели охлаждающей жидкости, что грозит снижением производительности кондиционера, на контуре будут заметны признаки обмерзания.

Вакуумирование проводится перед первым включением, чтобы не допустить контакт масла с остатками воздуха или воды.

Оборудование для вакуумирования и дозаправки

Для работы нужны следующие инструменты и приборы:

  • Вакуумная станция для кондиционеров. Перед заправкой хладагента подключается к контуру и осушает его. Манометры на приборе показывают уровень вакуума. В работе мастера используют двухступенчатые модели, которые экономичны в плане расхода электроэнергии, просты в монтаже. Хорошую очистку дают гетерионные вакууматоры для кондиционеров, но редко применяются, так как стоят дорого.
  • Манометрический коллектор.
  • Набор отверток и ключей для работы со штуцерами.
  • Баллон с фреоном для последующей заправки.

Обзор кондиционеров Digital: коды ошибок, сравнение канальных, кассетных и напольно-потолочных моделей

Самым важным прибором является насос, который будет герметизировать трубопровод. Удобство в работе создает вес устройства – чем оно легче, тем проще. Модели, которые имеют резиновую опору для снижения уровня вибраций, более удобны в эксплуатации.

При работе насос расходует масло, поэтому индикация его уровня – полезная функция для человека, который постоянно работает с прибором.

Для удаления паров должен быть предусмотрен клапан, а также комплект штуцеров, предназначенный для внешнего блока, через которые происходит эвакуация воздуха.

На рынке лидирует техника немецких, американских, швейцарских производителей оборудования для климатической техники различного ценового уровня. Некоторые китайские фирмы поставляют продукцию, которая не уступает по качеству европейским аналогам, но гораздо дешевле.

Профессиональные ремонтники используют большие баллоны с хладагеном, так как часто проводят монтаж, заправку и дозаправку трубопроводов клиентов сервиса. Для одноразового применения достаточно купить небольшой объем фреона, чтобы не переплачивать.

Подготовка сплит системы

Перед началом работы вакуумного насоса его подключают через манометрическую станцию к крану наружного блока кондиционера. Манометрическая станция нужна для контроля уровня вакуума, после достижения которого прибор отключается. Некоторое время после окончания процесса вакуумирования мастер наблюдает за показателями приборов. Если они не меняются, проводится работа по заполнению контура хладагентом – система герметична, ненужные пары удалены. В случае, если показания манометра меняются, магистраль проверяется на трещины – фреон будет вытекать из труб, что потребует ремонта вскоре после монтажа.

Перед заполнением контура охлаждающей жидкостью насос отсоединяют. При помощи ключа-шестигранника открывают фреоновые краны, жидкость поступает в контур кондиционера, издавая шипящий звук. Сколько хладагента необходимо заправить и какого типа, описано в инструкции производителя.

После заполнения труб хладагентом за показаниями манометра наблюдают полчаса. За это время не должны меняться показатели давления. В противном случае ищут протечку и заново вакуумируют и заполняют магистраль. Утечки возникают из-за слабого или очень сильного зажима гаек на штуцерах, плохой пайки или развальцовки медных труб. Заломы на трубах также могут быть причиной утечки фреона, так как излишнее натяжение металла образует трещины.

Как долго идет процесс вакуумирования

Процесс вакуумирования кондиционера длится от 10 до 20 минут. Это зависит от мощности сплит системы, толщины труб. Для промышленных или офисных систем вакуумирование и заправка фреоном длится дольше, так как длина трубопровода достигает нескольких десятков, а иногда и сотен метров. На таких объектах наблюдение за показателями глубины вакуума после герметизации длится около часа. Иногда требуется повторное включение устройства.

Когда показатели в трубопроводе перестают меняться в определенный промежуток времени, можно переходить к заполнению их фреоном.

Вакуумирование кондиционера своими руками

Чтобы вакуумировать кондиционер самостоятельно, необходимо запастись шлангами низкого и высокого давления.

Конец шланга без выступа подсоединяется к насосу. Противоположный конец, снабженный штырьком, крепится к золотнику газового порта, после чего насос запускается на 10 минут. По окончании вакуумирования необходимо приоткрыть клапан для запуска фреона и тут же закрыть его, отсоединив шланг. Небольшое количество хладагента будет потеряно, но это нормально, потеря возможна и при замене радиатора кондиционера.

Во время продувки трасс длиной больше 6 метров метод вакуумирования используется для сохранения фреона, который в противном случае будет выпущен, а дозаправка не представляется возможной.

После выкачивания воздуха и влаги из трубопровода следует отвинтить клапаны жидкости и газа до упора (все семь оборотов). Соединения обрабатываются мыльной пеной для выявления возможных утечек.

Что нужно знать о вакуумировании кондиционера

Эффективная, бесперебойная работа бытового охлаждающего оборудования зависит не только от технического, конструктивного исполнения модели, качественной сборки на заводе-изготовителе и т.д. Влияние оказывает правильно выполненный монтаж с соблюдением правил, которые содержит инструкция оборудования. Одно из них – вакуумирование кондиционера перед первоначальным запуском системы.

Необходимо ли вакуумирование?

Бытовая сплит-система, независимо от конструктивного исполнения внутреннего блока, оснащена охлаждающей фреоновой магистралью, функционирование которой обеспечивает снижение температуры внутри помещения. В ее состав входят два теплообменных элемента (конденсатор и испаритель), медные трубы, компрессор, терморегулирующий вентиль, хладагент, компрессорное масло.

Как заправить кондиционер в машине своими руками

Многие автовладельцы интересуются, когда нужно заправлять кондиционер в машине? Ответ на этот вопрос довольно прост.Если в охлаждающем контуре автомобиля осталось мало фреона – пора выполнить заправку автомобильного кондиционера. Чтобы сэкономить лишние деньги, вы можете сделать это самостоятельно.

Но как именно проводится заправка кондиционера своими руками? Какие инструменты для этого понадобятся? И о каких правилах нужно помнить? Ниже эти вопросы будут рассмотрены.

  1. Устройство и принцип работы кондиционера
  2. Когда заправлять автокондиционер
  3. Оборудование и инструменты для заправки
  4. Выбор фреона
  5. Подготовка к заправке
  6. Поиск и устранение утечки
  7. Проверка давлением
  8. Вакуумирование кондиционера
  9. Этапы заправки кондиционера
  10. Уход за кондиционером

Подключение кондиционера

Перед подключением кондиционера следует подготовить необходимый инструмент, навесить наружный и внутренний блоки. Последовательность действий:

  • Для прокладки труботрассы и электрических кабелей в стене между блоками сверлят отверстия диаметром около 6 сантиметров.
  • В качестве трубопроводов используют медные трубки, характеристики которых указаны в мануале. Трубы нарезают специальным инструментом, исключающим появление металлической стружки, развальцовывают и сгибают с помощью трубогиба.
  • Трубу подсоединяют к месту крепления, предварительно обработанному герметиком.
  • Производят вакуумирование.
  • Открывают сервисный клапан.
  • Подсоединяют электрические провода.
  • Монтируют дренажный шланг.
  • Все трубопроводы и дренажную трубку перематывают утеплительной лентой.

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе — она должна быть не ниже 0 0 С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы — вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку защитных электрических устройств.

Пошаговая инструкция по самостоятельному вакуумированию кондиционера

Если вы хотите самостоятельно выполнить вакуумизацию сплит-системы, вам потребуется следующее оборудование:

  1. вакуумный насос;
  2. коллектор с цифровым или аналоговым вакууметром или манометром;
  3. вентильный ключ и отвертки;
  4. комплект шлангов;
  5. искатель протечек;
  6. ТЭН для прогревания цилиндра;
  7. зарядное устройство;
  8. вентили для шлангов и для прибора;
  9. станция для сбора хладагента.

Коммутация сплит-системы и оборудования

Коллектор и манометры подсоединяются к сервисным портам наружного модуля с помощью шлангов. Третий шланг коммутирует внешний кран кондиционера и вакуумный насос. Помпа включается.

Удаление воздуха и влаги из системы

Вакуумный насос и откачивает влагу и воздух, оставшийся в системе после монтажа. Это может длиться от 10 до 30 минут, в зависимости от мощности устройства. Сигналом завершения процедуры будет опускание стрелки измерительного прибора до отрицательного значения, которое означает остаточное давление.

Результаты вакуумизации

Если же значения на измерительном приборе не изменяются — система герметична. В противном случае – есть утечка, ее нужно найти и устранить.

  • затяжка гайки либо излишне сильная, либо излишне слабая;
  • одна из медных трубок заломлена;
  • низкое качество вальцовки.

Проще всего искать дефект с помощью мыльного раствора, более точные результаты даст течеискатель. Устранив утечку, необходимо выполнить всю процедуру сначала. Убедившись, что создан вакуум, можно приступать к следующему этапу.

Запуск хладагента в систему

Для заполнения системы фреоном, нужно отсоединить вакуумный насос, подключить емкость, и открыть краны с помощью ключа. Появится шипение, которое свидетельствует, что контур оборудования заполняется хладагентом. Когда система заполняется рабочей средой, можно считать, что климатическая техника готова к работе.

Первый запуск

Оборудование отсоединяется от сплит-системы. Климатическая техника запускается, и выполняется тестирование устройства во всех режимах. Полученные данные нужно сверять с указанными параметрами в инструкции.

Если значения адекватны, герметизация кондиционера выполнена правильно, и можно эксплуатировать оборудование. Процедура – несложная, и при наличии необходимого оборудования, вы сможете грамотно выполнить ее самостоятельно.

Трудный этап

Завершив монтаж внутреннего блока и разметив, в каком месте короб выйдет к внешней стене, можно приступать к сверлению отверстия наружу. Можно воспользоваться мощным профессиональным перфоратором, но сверлить придется не одно, а два и в некоторых случаях даже три отверстия.

В нижнее будет выводиться дренаж, в верхнее – электропроводка и медные трубки. Сверлить оба отверстия по понятным причинам следует под углом – тем же или даже круче, чем у короба. По окончании работы следует протянуть коммуникации.

Как заправить кондиционер фреоном с помощью вакуумной станции

Вакуумный пост + стакан

Данная операция, заправка кондиционера, должна выполняться с использованием газового баллона и точного весового дозатора.

Дополнительный заряд хладагента добавляется в наружный блок при необходимости, или при длине межблочной трассы свыше 5-ти метров, с учётом 15-20 грамм на каждый дополнительный погонный метр трассы, — с помощью всасывающего клапана через сервисный порт.

Порядок проведения работ по заправке фреоном сплит-системы:

  1. Снимите колпачок сервисного порта;
  2. Подключите сторону низкого давления заправочного датчика к центру сервисного порта всасывания цилиндрического бака и закройте сторону высокого давления датчика. Продуйте воздух из сервисного шланга;
  3. Включите кондиционер;
  4. Откройте газовый баллон с фреоном и заправочный клапан низкого давления. Когда требуемое количество хладагента (фреона) закачано в агрегат, закройте сторону низкого давления и клапан газового баллона;
  5. Отсоедините сервисный шланг от сервисного порта. Верните на место колпачок сервисного порта.

Если Вы выполнили все регламентные работы по заправке кондиционера в точном соответствии, то, у Вас есть уверенность, что Ваша сплит-система заправлена правильно.

Меры предосторожности для заправки кондиционера, работающего на хладагенте R410A

Хладагент R410A, — экологически чистый фреон, и, не причиняет вреда озоновому слою. Рабочее давление этого хладагента R410A, — в 1.6 раз выше, чем у хладагента R22, поэтому необходима правильная, белее тщательная установка и обслуживание агрегата, работающего на этом хладагенте.

Никогда, при заправке сплит-системы, не применяйте другой тип хладагента, кроме R410A в кондиционере, предназначенном для работы на этом хладагенте.

    Р.О.Е. масло используется в качестве смазки для компрессора, работающего на хладагенте R410A, это масло отличается от минерального масла, используемого для компрессора, работающего на хладагенте R22. Во время установки или обслуживания необходимы особые меры предосторожности для того, чтобы не подвергать систему, работающую на хладагенте R410A, слишком длительному воздействию влажного воздуха. Р.О.Е. масло в трубопроводе и других компонентах может поглощать влагу из воздуха.

Для предотвращения неправильного расчета заряда хладагента диаметр сервисного заправочного порта конусного клапана отличается от диаметра, предназначенного для хладагента R22.

Используйте инструменты и материалы, предназначенные только для работы с хладагентом R410A (клапан коллектора, заправочный шланг, датчик давления, индикатор утечки хладагента, инструменты для вальцовки, динамометрический ключ, вакуумный насос, баллон для хладагента).

Так как кондиционер, работающий на хладагенте R410A, имеет более высокое давление, чем агрегат, работающий на хладагенте R22, то необходимо правильно выбрать медные трубки по толщине и прочности. Никогда не используйте медные трубки тоньше 0.7 мм.

При утечке хладагента во время монтажа/сервисных работ необходимо хорошо проветрить помещение. В случае контакта газообразного хладагента с огнем возможно возникновение токсичного пара.

При монтаже или демонтаже кондиционера категорически запрещено оставлять в холодильном контуре воздух или влагу.

Дополнительная информация: Пособие по работе с кондиционерами и сплит-системами на 410 фреоне.

Вакуумирование кондиционера собственными силами

Стоимость работ по установке сплит-систем в специализированных организациях колеблется от 3000 до 6000 рублей. Если же вы решились на самостоятельный монтаж кондиционера, значит, без труда справитесь и с вакуумированием трассы. Для процедуры вам потребуется, как минимум, вакуумный насос и манометр.

Чтобы вакуумировать кондиционер своими руками следует подсоединить один из шлангов коллектора к заправочному клапану внешнего блока устройства, а второй – к вакуумному насосу. После процедуры соединения включите насос и откройте кран на коллекторе. Насос выкачивает из системы оборудования мелкие частицы, лишнюю влагу и воздух.

Дайте насосу поработать в течение 20 – 30 минут. После того, как на манометрическом коллекторе вы увидите нужный показатель (0 либо -1), вакуумный насос можно отключить. Подождите 30 – 45 минут. Если показатели не изменились, значит, система полностью герметична, воздух нигде не проходит, следовательно, можно начать запуск фреона. Для этого открутите клапан жидкостной трубы (тонкой) и клапан газовой трубы (толстой) с помощью шестигранного ключа. Не забудьте отсоединить коллектор. После этого можно протестировать устройство и насладиться плодами своего нелегкого труда.

В случае колебания показания вакуума следует обратить внимание на все соединения и обязательно устранить возникшие неполадки. Проверить соединения поможет старый дедовский способ – мыльный раствор. Покройте мыльным раствором все стыковые соединения и посмотрите, где образуются пузырьки. Проверили, все подтянули. Попробуйте вакуумировать еще раз. Если после второго раза стрелка опять меняет положение, то есть поднимается, нужно осмотреть вальцовку.

Чаще всего проблема утечки возникает из-за гаек. Случаются такие ситуации, что какая-то гайка недотянута, либо перетянута (сорвана резьба, либо вальцовка). Тут следует заняться противоположным процессом – перекачиванием фреона в кондиционер. Для этого подсоедините коллектор к клапану для заправки, включите сплит–систему на холод и закройте кран на тонкой (жидкостной) трубке. Как только заметите, что началось разряжение, закройте кран на толстой (газовой) трубке и выключите кондиционер.

После устранения неполадок операция по избавлению трассы системы от влаги и воздуха повторяется заново. Очень хорошо, что существует такой процесс, как вакуумирование. Если его проигнорировать, утечку заметить невозможно. А фреон штука тонкая. Летом кондиционер работал отлично, зимой вы им не пользовались, а весной – он не работает, как следует. Причина – утечка хладагента.

Как видите, самостоятельно вакуумировать кондиционер вполне возможно. Только следует учитывать один немаловажный момент. При самостоятельной установке оборудования фирма-производитель снимает с себя все гарантийные обязательства.

Вакуумирование и бытовая сплит-система

Самостоятельная установка кондиционера кроме технических, строительных моментов, включает также обязательный этап герметизации охлаждающего контура на завершающем этапе монтажа. Проводится в данной последовательности:

  1. коллектор с манометром подключается с помощью шлангов к сервисным портам внешнего блока;
  2. третий шланг предназначен для насоса, соединяется с ним;
  3. запуск вакуумного прибора для удаления влаги, воздуха;
  4. стрелка манометра должна опуститься до отрицательного значения на шкале, которое обозначает границу остаточного давления прибора.
  5. процесс вакуумирования остается на этом уровне примерно 20-30 мин;
  6. если значение не меняется, значит, система герметична. Теперь можно перекрыть вентиль на коллекторе;
  7. отключается вакуумный прибор;
  8. открываются порты на наружном модуле, хладагент запускается в систему;
  9. коллекторные шланги отсоединяются;
  • сплит-система тестируется во всех режимах, необходимо показания сверять с указанными в инструкции. Если они соответствуют, установка и герметизация проведены верно.

Важно:

  • Отключение насоса можно производить только после перекрытия манометрического вентиля. Иначе насосное масло по шлангам попадет в область низкого давления внутри контура.
  • Когда стрелка манометра выходит из области отрицательного значения, значит, контур не герметичен, необходимо искать место утечки фреона методом опрессовки высоким давлением.

Сбор метрологической станции для заправки

Для этого понадобится:

  • метрологическая станция
  • шланги
  • переходник с краном
  • баллончик с фреоном

Сборка обычно не составляет трудностей. Крышка баллончика протыкается самостоятельно шипом, располагающимся в кране.

При помощи термометра и влагомера необходимо измерить уровень влажности и температуру воздуха. Далее с помощью колесика калибратора метрологической станции нужно выставить внешнюю температуру воздуха.

Если все показатели приемлемы для проведения процедуры можно начать заправку.

Как продлить срок службы кондиционера на автомобиле?

Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:

  • периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
  • в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.

Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками. Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО. Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.

Вакуумный насос своими руками

Если возможности купить или взять в аренду насос для откачки воздуха нет, сконструировать простейший вакууматор можно своими руками. Причем есть, как минимум, 2 способа это сделать.

Способ 1

Для изготовления вакууматора необходим манжетный насос для автомобиля и аквариумный компрессор. Порядок действий следующий. Сначала требуется разобрать автомобильный насос, достать манжету, закачивающую воздух, и развернуть в противоположную сторону, чтобы она выполняла обратную функцию. Затем нужно осторожно открыть компрессор, достать обратный клапан и разместить его между шлангом и насосом.

Способ 2

Второй вариант – использовать только аквакомпрессор, поменяв в нем местами пластиковые клапаны. Для этого необходимо:

  • осторожно разобрать прибор, достать клапаны, поменять их местами;
  • пилкой удалить угловую часть устройства;
  • бережно собрать компрессор;
  • сделать в корпусе отверстие и вставить трубочку для отвода конденсата.

Нужно понимать, что производительность таких устройств будет гораздо ниже, чем у фирменных приборов, но, тем не менее, со своей задачей они справятся достойно.

Итак, вакуумный насос – это специализированное оборудование, используемое при установке, ремонте и дозаправки кондиционеров с целью удаления из блоков устройства и магистрали воздуха, жидкости и инородных предметов. Это действие позволяет продлить срок службы климатической техники, а также сделать ее работу более эффективной. На рынке представлено множество моделей вакууматоров, среди которых каждый пользователь может подобрать устройство для своих целей. Возможно, читателю полезно будет узнать, как самостоятельно подключить кондиционер.

Вакуумирование и проверка кондиционера

Менеджеры компании ответят на все Ваши вопросы, подберут необходимое оборудование и подготовят коммерческое предложение.

Последний этап установки сплит-системы – вакуумирование холодильного контура, запуск фреона и проверка во всех режимах работы.

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

  • Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)

  • Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор – вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар – хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра – как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага – при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует “качество вакуумации”, чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса – масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

“Продувка фреоном”

Многие монтажники практикуют такую процедуру – выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого – окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное – значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

Необходимо высчитать количество недостающего фреона и заправить его методом “по массе”.

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе – она должна быть не ниже 0 0 С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы – вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку защитных электрических устройств.

Менеджеры компании ответят на все Ваши вопросы, подберут необходимое оборудование и подготовят коммерческое предложение.

Менеджеры компании ответят на все Ваши вопросы, подберут необходимое оборудование и подготовят коммерческое предложение.

Ссылка на основную публикацию