Акустические провода: в чем разница, как правильно выбрать и подключить

Как правильно выбрать акустический кабель для колонок

Чтобы наслаждаться качественным звуком, воспроизводимым с помощью усилителя и колонок разной мощности или профессиональных систем, важно использовать качественные акустические кабели и организовать надежное подключение. Для эффективного решения необходимо учитывать параметры низкочастотного канала, технические характеристики и тип проводов, а также знать, как подобрать сечение акустического кабеля для колонок.

Отличия от обычного кабеля:

  • меньшее количество проводников;
  • лучшая проводимость сигнала;
  • существенная мягкость и гибкость;
  • сравнительно большее сечение;
  • использование чистой меди.

Иногда необходимые для подключения провода подобраны производителем и уже идут в комплекте Hi-Fi или Hi-End систем, но зачастую такие изделия приходится приобретать самостоятельно. Таким образом, появляется вопрос, какой акустический кабель выбрать. Современный рынок предлагает множество продукции разного уровня исполнения и предназначения: соединительные, звуковые, 4-контактные и экранированные проводники, а также AUX-кабели и другие аналоги. Данный текст поможет разобраться в решении вопроса.

Типы акустических кабелей

Существует несколько популярных разъемов (коннекторов) для подключения различной аппаратуры, микрофонов и инструментов:

Конструкция

Любой провод для аудио домашнего музыкального центра или профессионального оборудования состоит из токопроводящего сердечника, покрытого изоляцией, в некоторых случаях экранированного, а также дополнительного слоя внешней оплетки. Низкокачественные изделия часто становятся причиной искажения сигнала или занижения его мощности, деформации звучания и присутствию посторонних шумов.

По строению различают несколько видов акустических кабелей:

  • одножильные;
  • многожильные (пучкообразные, симметричные и несимметричные, концентрические, параллельные и веревочные);
  • витая пара (с разными типами экрана или вовсе без экранирования);
  • коаксиальные (выделяются высоким сопротивлением к внешним помехам).

Сопротивление и сечение

Немаловажным является пропускная способность провода, на которую влияет его собственная длина, сопротивление и сечение. Недостаточное сечение акустических проводов способствует рассеиванию части мощности и сравнительно тихому звучанию низких частот. Сопротивлением называют свойство материала противодействовать движению электронов. Документация усилителя или динамиков (информация может располагаться на задней стенке устройств) содержит оптимальное значение сопротивления, в соответствии с этим и осуществляется подбор акустических кабелей для колонок.

Сечением называют площадь среза проводниковой жилы, от величины которой зависит сила тока, направленного по токопроводящей жиле. Характеристики низкочастотного тракта играют важную роль в определении сечения. Беспроигрышный вариант – купить проводник большего сечения, чем указано в паспорте к колонкам и усилителю, поскольку, чем больше толщина токопроводящей жилы, тем лучше.

Материал

Как правило, такая продукция изготавливается из качественной меди трех категорий:

Как известно, чем ниже сопротивление проводника, тем лучше сигнал. Благодаря низкому сопротивлению данного металла медь является идеальным материалом для создания лучших акустических кабелей для колонок, музыкальной аппаратуры, профессиональных и автомобильных аудиосистем. Однако существенного различия в звуке при использовании бескислородной или монокристаллической меди нет, поскольку особенности этих проводников проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха.

Токопроводящий сердечник может быть легирован разными составами:

  • серебром, которое добавляет звучанию эмоциональности и яркости;
  • оловом, которое сглаживает высокие частоты.

Изоляция

Для акустических кабелей изоляция выполняется из разных материалов:

  • полипропилен;
  • тефлон или вспененный тефлон;
  • полиэтилен низкой плотности;
  • ПВХ.

Изоляция из поливинилхлорида и ПЭ отлично подходит для производства изделий, которые используются в условиях относительно низкого напряжения, а также для коммуникационных кабелей. Тефлон и полипропилен отличаются высокой термостойкостью и диэлектрической стабильностью.

Как рассчитать сечение акустического кабеля

В интернете можно отыскать множество мнений и споров о том, что на качество звука влияет материал оплетки и изоляции, шаг скрутки, чистота кристаллов меди или даже количество жил в проводе. На самом деле качество акустических проводов зависит от трех факторов:

  • поперечное сечение;
  • материал проводящего сердечника;
  • свойства изоляционного покрытия.

Домашняя акустика чаще всего подсоединяются посредством многожильного кабеля. Чтобы понять, как выбрать сечение акустического кабеля для колонок, потребуется произвести некоторые расчеты. Первым делом определяется напряжение в цепи – умножаем пиковую мощность усилителя на сопротивление, после чего из полученного произведения извлекаем квадратный корень. Далее следует определить ток, посредством деления мощности усилителя на напряжение сопротивление. Известно, что провод с сечением 1,5 квадратных миллиметра способен выдержать ток силой до 15 ампер.

Гораздо проще вычислить сечение можно при помощи приведенной ниже таблицы.

сечение акустического кабеля

Правила эксплуатации и советы по выбору

Многие не знают, какой акустический кабель выбрать. Представляем несколько советов:

  • следует выбирать товары со специальной маркировкой;
  • важно определить необходимую длину заранее, но лучше всего покупать медный провод с запасом;
  • обращайте внимание на тип коннекторов (разъемов);
  • продукция известных брендов проверена временем;
  • оплетка не должна быть липкой или маркой;
  • для домашнего кинотеатра потребуется еще и оптический кабель;
  • дешевые товары не гарантируют высокое качество;
  • сопротивление акустического кабеля для колонок не должно превышать 5% от общей величины данного показателя колонки.

Производители предлагают пользователям продукции следовать нескольким простым правилам эксплуатации. К примеру, во избежание короткого замыкания необходимо соблюдать полярность, запрещается объединять разные провода, перекручивать или сгибать их, а также располагать кабель параллельно сетевой проводке.

Кроме того, рекомендуется регулярно очищать контакты и следить за тем, чтобы неиспользуемые кабели были отсоединены. Последовательное соединение проводов и выводов оборудования гарантирует качественный результат. Специальная маркировка акустического кабеля помогает приобрести подходящие изделия. Например, плюсовой провод имеет изоляцию красного цвета или помечается цветной полосой, а минус, как правило, окрашен в черный цвет или вовсе не маркирован.

Правила эксплуатации акустического кабеля

Высококачественные провода от надежных и известных во всем мире производителей помогут наслаждаться прекрасным и насыщенным звучанием.

Какой звуковой кабель стоит покупать для акустических колонок?

Очень часто, выбирая звуковой кабель для акусической системы, люди думают, что чем красивее кабель, тем лучше он работает. А красивая “обёртка” чаще специально используется всего лишь для взуальной привлекательности товара. Ещё как правило, покупатель кабеля редко находит время для прослушивания предлагаемой модели, а то и просто такой возможности нет в самой торговой точке.

Каждый понимает, что профессиональный кабель – хороший кабель, но не каждый знает, что профессионалам не нужны “понты” в виде сочной изоляции, красочной упаковки. А потому профессиональный акустический кабель будет иметь самый простой внешний вид, а его изоляция будет однотонная или просто чёрного цвета.

Но потребитель покупает глазами. Потому мы решили подготовить эту небольшую статью в помощь начинающим меломанам и любителям домашних кинотеатров.

Немного теории..

Какими бы ни были хорошими усилители и динамики, без проводов, соединяющих их с усилителями они будут угрюмо молчать. Чтобы звук из колонок радовал уши, надо сначала порадовать их самих и подсоединить к ним те провода, которые надо. Обычно кабели, которые используют для подключения к колонкам называют “акустическими” или “колоночными”, а теперь еще и “спикерными”.

Начнем с простого:

Способность проводов пропускать через себя электрический ток зависит от материалов, используемых при их изготовлении. И, как ни удивительно, серебро, а не золото чемпион среди проводников. Первые 4 места соревнований по проводимости среди химических элементов распределены так :

Ag Серебро

Cu Медь

Au Золото

Al Алюминий

Чтобы не было короткого замыкания, провода принято изолировать, поэтому металлические жилы оборачивают или заливают тем, что не проводит электричество. Каких только видов изоляции не бывает, но главная ее задача – не дать проводам замкнуться с соседями или с человеком.

Сами провода состоят либо из одной толстой проволоки или из множества тонких проволочек (“жил”), скрученных между собой. И их так и называют “одножильный” или “многожильный”. Многожильный провод проигрывает одножильному в способности проводить ток, но выигрывает во многих других соревнованиях, особенно в гибкости и “неломучести” от многократного изгибания. Но не советуем сильно заблуждаться – от многократных перегибов ломается все и многожильный шнур тоже.

Как кабель влияет на качество звука?

Сначала об “элитных” стандартах Hi-Fi и Hi-End : Дискуссии на тему “Высокая верность воспроизведения” не меньше 50 лет.. И тогда и сейчас оценку выставляли не приборы а эксперты. И тогда и сейчас вывод одинаковый: хотите услышать верное воспроизведение – идите на акустический концерт. В мире нет и не будет абсолютно линейной техники, которая без искажений запишет и воспроизведет звук так как он звучал при записи. Искажения неизбежны, а спекуляции на этом не будут иметь конца. И какую технику выбирать остается делом вкуса и ограничивается размером кошелька и здравым смыслом, если он имеется. Самый главный критерий – нравится или не нравится.

картинка акустического спикерного кабеля

К примеру утверждение, что использование в Hi-End кабелях посеребренной меди улучшает воспроизведение обертонов это, как говорил один наш хороший знакомый, “чушь противотанковая”. Мало того, что серебро ненамного отличается по проводимости от меди, так еще и эффект распространения высокочастотных токов по поверхности проводника начинает сказываться в диапазоне радиочастот, а для звукового и ультразвукового диапазонов он ничтожно мал. Зато провода “богато” оформлены и народ с кошельками охотно верит, что только этот кабель и нужен их технике.

Так что про такой кабель можно смело цитировать В.Высоцкого : “толку от него было как от козла молока, но и вреда однако тоже никакого”.

Что можно сказать про бескислородную медь OFC (Oxygen-Free Copper) и монокристаллическую медь ОСС (Ohno Continuous Casting)? И тот и другой сорт имеют массу замечательных свойств. Бескислородную медь очищают от растворенного в ней кислорода и окислов разогревая и разливая в вакууме или иной среде, обеспечивающей защиту от попадания окислов и других примесей. Ее структура становится однородной и не создает препятствий движению заряженных частиц. Для производства ОСС используется еще более сложная технология. Оба вида широко применяются в микроэлектронике, в космической и других высокотехнологичных промышленностях.

Но применительно к акустике следует вспомнить крылатое выражение медиков “Витамины обогащают мочу пациента и карман фармацевта”. Все резоны а-ля “снижает степень искажения звука и уровень посторонних шумов”, “не подвержены внутренней коррозии и их проводимость со временем не ухудшается” предназначены для неискушенного уха готового платить покупателя.

Еще раз: если проводник из меди, то “монокристалличен” ли он или “обезкислороден”, или и то и другое вместе, для акустических систем не имеет какого-либо существенного значения. Все эти преимущества проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха и шумы проводников на несколько порядков ниже уровня шумов, издаваемых транзисторами и другими радиодеталями.

Для акустических кабелей главное чтобы в них была медь и чтобы она не ржавела на манер “китайской” латуни на сантехнических фитингах. Что касается “неподверженности внутренней коррозии”, то медь прекрасно чувствует даже в речной и морской воде, так что внутри нормально сделанной изоляции она прослужит сотню лет.

Что стоит знать о сечении акустического кабеля?

Потери передаваемой энергии, зависят от сечения проводника. Чтобы узнать какое сечение у провода, его надо разрезать точно поперек и посчитать площадь торца. Соответственно чем толще провод, тем больше сечение.

В США изобрели свой стандарт, назвав его “ American Wire Gauge System ” или сокращенно AWG , который, чтобы посильнее уязвить европейцев. еще и перевернули с ног на голову, то есть чем больше калибр, тем меньше диаметр. Таблица соотвествия калибров площадям обширная, но вот для примера несколько часто применяемых типоразмеров для одножильных проводников :

Выбор акустического кабеля в 2020

Возможно, Вы уже купили свой нынешний акустический кабель на рынке. Или, что так же вероятно, Вам подарили какой-то кабель в салоне, где Вы купили свой первый ресивер для домашнего кинотеатра (ДК). Или Вы купили/Вам подарили старый усилитель, который шел без проводов/провода оказались окисленными/перебитыми/короткими/погрызанными домашними животными. В любом случае – сейчас Вы хотите разобраться – что за такие специальные кабели нужны для музыки/ДК?? И нужны ли? Почему это важно?

Прошло уже больше 8 лет с момента появления нашего «руководства» по выбору акустических кабелей, которое многим помогло ответить на наиболее распространенные вопросы, касающиеся выбора акустических кабелей для домашних стереосистем и кинотеатров.

За это время было много цитирования откровений счастливого человека, который вышел в эфир через iXbt и поделился откровением о том, что «кабели не звучат». Ну и просто много людей, которые зная школьный курс физики, искренне не понимали – как же это так, что электронам не все равно как бежать. Плюс общее состояние экономики не располагает к экспериментальным проверкам теории о звучании кабеля, а потому люди решают проблему уровня звучания своих систем двумя способами: либо доверяясь экспертному (нашему или друзей/знакомых мнению) и приобретая известную кабельную продукцию либо итерационно – купили что было под рукой (или за недорого, в рамках своего бюджета) получили отрицательный результат, пришли за советом к профессионалам. В принципе ничего в этом нового нет – все та же старая мудрость про человека, который платит дважды. Потому, объединяя опыт этого живого общения с нашими клиентами и появилась необходимость дать ответы на самые распространенные вопросы и заодно рассказать, что нового появилось (и появилось ли) в аудиофильской кабельной индустрии.

А потому встречайте – «Выбор акустического кабеля. Часть 2

Как и прежде – начнем с основ. Основа любого кабеля – материал проводника и в случае с акустическими кабелями это в подавляющем большинстве случаев будет медь.

Медь – ее качество – безусловно очень много влияет на звучание кабеля. Но значение изоляции проводников, геометрической структуры расположения проводников относительно друг друга и направленность кабеля не стоит отодвигать на задворки. У нас был эксперимент с витой парой (привет а-ля «ixbt экспертам» рассказывающим о том, что кабели не звучат и «из обычной витой пары можно сделать кабель, который будет не хуже, а даже лучше ваших аудиофильских акустических». Подобным экспертам так же пламенный привет за рождение понятия «аудиокабель для акустики»). Для чистоты эксперимента была взята витая пара Supra Cat 7, объединена в стерео кабель и отслушана в сравнении с Supra Rondo 2х2.5 и Supra Ply 3.4 в слепом тесте. Медь одинаковая, разница была только в конструкции. Результатом этого прослушивания стало то, что человек оставил себе в системе кабель Supra Ply, а эту витую пару оставил нам в Музей не верящих в звучание кабелей.

Регулярно общаемся и с представителями более старшего поколения, которые ностальгируют/верят в особые аудиофильские свойства советской меди и более молодыми продолжателями их учения, которые говорят об особенной пользе для звука электрических кабелей производства Одессакабель. Ранее были сравнительные прослушки в системах таких аудиофилов, но со временем просто появились универсальные рецепты – в зависимости от предпочтений в звучании системы/истории формирования музыкальных вкусов появились и универсальные рецепты из 5000й линейки Neotech. Так что да – чистота меди для аудиокабелей – это важно и это слышно.

Направленность кабеля.

Запрос в онлайн-консультанте: «Купил фирменные провода для присоединения аудиоколонок к стереоусилителю. На них имеется указатель – стрелка . Обязательно ли подсоединять их именно по стрелке и что это даёт? По законам физики – нелепость, но зачем-то их же маркируют?»

Sarcasm ON. Безусловно жаль, что Вы купили их не у нас. Подсоединять по стрелке – не обязательно, впрочем, как не обязательно и использовать какие-то особенные провода. “Нелепость” каких именно законов Вы хотели бы рассмотреть в приложении к направленности акустических кабелей? Sarcasm OFF.

Теперь серьезно – да, кабели звучат и имеют направление. Направленность кабелю придает процесс протягивания горячего проводника через фильеры. И да – физики уже объяснили почему происходит такое изменение в звучании – это связано с блуждающими токами и земляными петлями в цепях от источника до акустики. Но на бытовом уровне вполне достаточно слышать разницу собственными ушами в собственной системе – неправильно включенный кабель не будет давать сцены, динамики и полноценного ВЧ диапазона.

Еще раз – направленность акустического кабеля это очень важный аспект, который у многих клиентов оказывается за скобками. Казалось бы – уже послушал совет/прочел форумы/проконсультировался с нами – купил кабель, но вот то, что есть разница как именно его подключать – не знал. А ведь именно направление включения кабеля является очень важной составляющей общего успеха правильной организации кабельного хозяйства, зависящая именно от Вас! Физически направленность кристаллической решетки в кабелях обусловлена процессом протяжки расплавленной меди проводника через фильеры при изготовлении жилок, из которых потом вьется проводник. А образно представить разницу правильного и неправильного подключения кабеля легко по аналогии с тем спускаетесь вы с горки либо подымаетесь на горку – путь проходите один и тот же, но ощущения при этом отличаются существенно.

Примечание. И межблочные и акустические кабели включаются по одному и тому же принципу – от источника сигнала – к приемнику. Как определить направление кабеля? Направление указано на внешней изоляции в виде стрелки (или если ее специально не изобразили, то направление указывает сам текст – начало надписей должно быть со стороны источника и сама надпись идти к приемнику сигнала)

Выбор оптимального размера акустического кабеля и правильное расположение акустических проводов.

Важное примечание – под «размером» нужно понимать именно длину кабелей, а не их сечение. Пожалуй, наиболее распространенный вопрос наших клиентов в этом контексте – «Можно ли подключать акустику проводами разной длины?». Ведь зачастую системы стоят не в специально выделенной (и спроектированной и подготовленной) комнате для прослушивания (КПД), а там, где есть/осталось место в жилой комнате. Потому стойка с аппаратурой может стоять в углу рядом с одной акустической системой, а расстояние до второй системы будет больше в разы. Что делать в таком случае? Для наглядности, разберем пример нашего клиента – изначально он планировал купить 1,5м кабеля до левой колонки и 4,5м до правой. Как видим – разница в длине – 3 раза. В идеале, конечно же, нужны провода одинаковой длины. Но в данном случае (не говоря уже о факторе стоимости) лучшим решением будет взять провода 2,5 и 4 м. Разница в длине будет не такой большой (изначально 4,5м до правой планировалось «с запасом») и не будет допущено второй (более серьезной) ошибки. Неправильным решением в данном случае было бы взять провода одинаковой длины и тот, который имеет избыточную длину, просто смотать в кольцо и спрятать за колонку. Чем проще кабель (т.е. имеет классическую конструкцию двух параллельных проводов в однослойной изоляции), тем более негативными будут последствия. Кольцо из смотанного кабеля это дополнительный LC контур, который, как минимум, будет вносить фазовые искажения в работу акустики, а как максимум – выступит в роли антенны для приема электромагнитных излучений окружающей электроники. Правильное расположение проводов – без колец, не внатяг, не на весу. Если по каким-то причинам кабель висит в воздухе, а не лежит на полу – поставьте под него деревянную подпорку – это снимет механическое усилие с акустических терминалов и будет гарантией того, что бананы на кабеле не погнутся/не сломаются. Да, для дорогих High End систем существуют и специальные опоры под кабель для того, чтобы на поверхности кабеля не накапливалось статическое электричество, но вряд ли наши читатели планируют (на текущем этапе) потратить сотни долларов на такие решения.

Правильный монтаж акустических кабелей и дизайн. Выбор сечения провода для акустики

Очень часто случается ситуация, когда о своем желании иметь аудиосистему ее будущий владелец не сказал вовремя дизайнеру/строителям. И имеем в итоге проблему не с выбором сечения, а с выбором цвета и прокладкой акустического кабеля. Производители акустических кабелей не понаслышке знают о таких случаях и потому акустические кабели имеют различные расцветки изоляции. Но даже если Вы не нашли нужный цвет или дизайн Вашего помещения требует нетивиальных расцветок – есть акустические кабели под покраску. Кабель Supra Flat помимо того, что может быть покрашен, еще и имеет очень маленькую толщину – его можно приклеить, а потом еще и покрасить! Но если Вы все делаете своевременно, то наилучший способ скрытого монтажа акустических кабелей – это прокладка в гофротрубе/кабель канале/плинтусе отдельно от силовой электропроводки. Если же такое невозможно и нужно вести много кабелей вместе, то можно минимизировать влияние соседних кабелей на акустический использованием экранированного акустического кабеля типа Supra Ply/S.

Если строители предлагают вмуровать кабель в стену в штробе «да я тысячу раз так делал!», то возможно стоит посмотреть в сторону классической линейки той же Supra Cables – она не похвастает толщиной изоляция, но предложит Вам луженые по всей длине проводники, которые не будут окисляться (как обычные медные кабели) при повреждении изоляции. Если же место позволяет, то стоит обратить внимание либо на инсталляционные модели от TTAF (у которых помимо большей толщины изоляции есть и CL2 соответствие для использования в жилых помещениях), либо на кабели Neotech, у которых изоляция имеет двуслойную конструкцию, обеспечивающую максимальную защиту проводников без потери гибкости провода.

Еще один распространенный вопрос – «Можно ли подключать акустику проводами разного сечения?». Как мы рассмотрели в примерах выше – можно. Но только в том случае, когда вы относитесь к звучанию своей системы как к радиоточке. Если Вы хотите получить Звук, достичь максимально возможного качества звучания своей системы – нет, нельзя. Как наглядный пример: акустический кабель Supra SKY 2X1.6мм – сопротивление кабеля: 11,4 Ом/км, акустический кабель Supra SKY 2X4,0 мм2 – сопротивление кабеля: 4,3 Ом/км. Кабели имеют одинаковую конструкцию, выполнены из одинаковой меди, но только за счет сечения имеют разбег только по сопротивлению в 2,65 раза. А что говорить если кабели будут разных производителей, из меди разной степени очистки, с разными изоляциями?

В таком случае возникает следующий вопрос: «как выбрать сечение акустического кабеля?». В интернете существуют даже какие-то онлайн-калькуляторы «Как выбрать провода для акустики» для таких расчетов. Но они не учитывают особенности именно Вашей ситуации, сопротивления именно Вашей акустики и расстояний до акустических систем. Так как звук (нагрузка) акустической системы это совсем не то, что время закипания чайника/мощность утюга, то точной формулы расчета сечения акустического кабеля и быть не может. Но это и хорошо – есть основные рекомендации, а выбор остается за Вами. Первое: чем выше сечение, тем свободнее «дышит» Ваша акустика. Чем выше сечение, тем меньше сопротивление проводов, тем проще усилителю «раскачать» акустику. То же правило работает и при выборе сечения акустических кабелей большой длины – с ростом длины растет и сечение, чтобы получить минимально возможное общее сопротивление кабелей. Как это применить на практике? Пусть у Вас есть полочная акустика, расстояние между усилителем и колонками – 2м. Сечения кабеля в 2х1.6 мм2 в данном случае будет вполне достаточно. Но если Вы планируете слушать музыку громко, если усилитель у Вас не очень мощный, то есть смысл поставить кабель сечением 2х2,5 мм2. А вот 2х4 мм2 в такой системе будут уже напрасно переплаченными деньгами. Но если те же самые полочники у Вас будут стоять в другой комнате (вторая зона прослушивания), то сечение 2х2,5 мм2 становится минимально рекомендованным, а 2х4 мм2 – уже возможным.

Бивайринг. Что такое бивайринг и будет ли от него прирост?

Кабельная отрасль не является «вещью в себе» – кабельные инженеры порой просто наверстывают те новшества, которые привнесли конструкторы акустических систем. Так, с распространением двухклемных акустических систем появилась возможность подключать акустику по бивайрингу/биампингу, сняв штатные перемычки с акустики. (тут возникает и попутный вопрос «Что дает замена перемычек на провода на колонках?». Зачастую производители ставят перемычки из латуни и замена их на провода из качественной меди дает прирост воспроизведения в СЧ/ВЧ диапазоне). И человек, купивший современную акустику, имеющий акустический кабель, оставшийся от предыдущей системы, желающий узнать «что же такое бивайринг и будет ли от него прирост?» часто задает и вопрос: «Можно ли подключать акустику по бивайрингу проводами разного сечения?». Тут нужно правильно понимать откуда берутся провода разного сечения? Если это заводской кабель специальной бивайринговой конструкции и производитель намеренно использует разные материалы/сечение для НЧ/ВЧ диапазонов, то безусловно ответ «да». Хотя зачастую производители кабелей, в заботе о том, чтобы у клиентов не закипели мозги при выборе/подключении кабелей делают все 4 провода одинакового сечения, а потому кабели с разными сечениями и сложными конструкциями имеют другой ценник и своих продвинутых аудиофилов, знающих благодаря многолетней практике ответ на изначальный вопрос о сечении. Мы же рассмотрим ситуацию, в которую попадают люди-новички, которые подразумевают под «проводами разного сечения» ситуацию, когда «старый» кабель сечением 2х2,5мм2 хотят поставить на СЧ/ВЧ диапазон в новой акустике, а на НЧ докупить такой же/другой кабель 2х4 мм2. Т.е. положить 2 провода рядом и таким, на первый взгляд, логичным и нехитрым образом получить желаемый бивайринг в своей системе. Опять же, как и в примере выше – так делать можно, если Вам важно просто «пристроить» провода, чтобы они не лежали без дела. Пользы для звука от такого подключения не будет, т.к. провода обладают разными характеристиками, два параллельных провода будут влиять друг на друга, образуя емкостный контур и в итоге на выходе акустическая система получит дополнительный невидимый кроссовер, который с вероятностью в 98% не будет звучать так, как задумывали ее инженеры.

Что нового произошло в кабельной индустрии за эти годы?

Начнем с негатива – все эти годы падала покупательная способность населения. Начинающие аудиофилы не являлись исключением и самым простым способом сэкономить на hi-fi системе был способ «За 1000 долларов покупать кабели глупо. », а потому рынок нашел предложение и для этой категории покупателей: омедненка.

Омедненка. Что такое омедненка и как она влияет на звук. «Омедненка» – это бытовое название акустических кабелей из алюминия, но покрытого медью – CCA copper clad (cover) aluminum. Можем вернуться на экскурс в прошлое, к любителям «советской меди». Когда в СССР тоже решили сэкономить на строительстве, очевидным решением стала замена медной проводки на алюминиевую. Время показало ошибочность данного решения и сегодня вопрос «Из чего сделать проводку в квартире?» имеет однозначный ответ – медь. Если даже в столь неприхотливом деле, как электрическая проводка, необходима медь, то почему же в более деликатной сфере, какой является качественное воспроизведение, алюминий даст положительный результат? Конечно же не даст и конечно же подобные провода категорически противопоказаны для аудио целей. Даже с точки зрения сопротивления у алюминия сопротивление примерно на 60% выше чем у меди, а какое убойное действие произведет бутерброд алюминий-медь непонятного качества на звук сложно представить. На подобные эксперименты мы не решились в виду их полной несуразности. Лучше купить кабель короче, меньшего сечения, худшей очистки и т.д. но медный.

А теперь – позитив.

Моножилы. Скин-эффект является уже научно подтвержденным фактом, потому появление моножил в области, в которой разница между проводниками слышна «невооруженным ухом», было лишь временной задержкой реакции кабельных производителей. В чем теоретический прогресс у моножил? За счет того, что электроны под действием скин-эффекта не тратят время на перескакивание с жилки на жилку внутри многожильного проводника устремляясь на волю – на поверхность, а сразу имеют возможность передвигаться по внешней поверхности достигается максимальная скорость передачи звукового сигнала. А за счет того, что площадь поверхности у моножилы больше, чем у многожилы такого же суммарного сечения – эффективная басовая составляющая сигнала у моножилы выше. Справедливо и обратное – моножила меньшего сечения будет басить на уровне более толстой многожилки. Компания Neotech подтвердила свое технологическое лидерство в кабельной отрасли с выходом в 2016 году линейки акустических кабелей NEMOS, в которой использованы плоские моножилы, а круглые моножилы использованы даже в демократической 5000й линейке акустических кабелей от японского профессора Ойно. Моножилы имеют свои нюансы в разделке – они не настолько универсальны и привычны для разделки как кабели многожильной конструкции, но наш опыт и опыт наших клиентов говорит о том, что звучание моножилы – это новая ступенька в росте звучания системы. И если Ваш бюджет позволяет, то Вы можете сразу начать с этого уровня.

Путеводитель по аудиокабелям и переходникам

Путеводитель по аудиокабелям и переходникам

Количество разъемов даже на бытовом ресивере может шокировать, а звуковые карты, синтезаторы, DJ-пульты и другое музыкальное оборудование прибавляет к списку еще дюжину профессиональных портов. К любому разъему нужен свой кабель. От каких зависит качество звука, какие нужно выбирать с мультиметром, а какие не имеют значения?

Аналоговые кабели

Аналоговые кабели бывают балансными и небалансными:

  • Небалансные кабели состоят из двух проводов: земли и сигнального провода. Они подвержены наводкам, микрофонному эффекту (перемещения кабеля слышны в колонках), шумам и помехам. Чем длиннее провод, тем более выражен будет неприятный эффект. Для защиты от помех кабели экранируют: провод земли выполняют в виде оболочки, внутри которой размещается сигнальная жила. Экран бывает витым, плетеным, из фольги или электропроводящего пластика.
  • Балансные кабели состоят из трех проводов — двух сигнальных и земли (часто тоже в форме оплетки). Причем сигнал идет по двум проводам в противофазе, а на входе в прибор фаза второго меняется и сигнал складывается. Это увеличивает уровень в два раза, при этом все помехи, появившиеся в самом кабеле, взаимоуничтожаются . На эффекте фазового вычитания основано, в том числе, шумоподавление в наушниках. Чтобы подключение было балансным, входы и выходы подключаемых приборов тоже должны быть балансными.

Всем известные колокольчики постоянно встречаются как в бытовой аудиотехнике, так и в диджей-пультах, усилителях и другом профессиональном оборудовании.

RCA используется для передачи линейного сигнала. Линейный сигнал — наиболее стандартный для аудиотехники, именно им оперируют микшерные консоли при сведении музыки и диджей-пульты при живом микшировании. Микрофонный и инструментальный сигналы приводят к линейному для записи с помощью директ бокса и микрофонных преампов соответственно. Также линейный тип подключения сплошь и рядом применяется в бытовой технике – усилителях, ресиверах, проигрывателях CD и DVD.

Разъемы RCA легко узнать — они маркируются белым и красным, как в Denon AVR-X250BT

Уровень линейного сигнала сертифицирован:

  • Для бытовых приборов: – 10 dBV с номинальным напряжением 0.3162 В RMS
  • Для профессиональной техники: +4 dBu с номинальным напряжением 1.2280 В RMS

Существует множество переходников для линейных разъемов. Самый популярный — с RCA на 3,5 мм TRS, например, для подключения плеера к усилителю. Но при подключении CD-плеера в студийный микшер нужно помнить, что сигнал будет тихим из-за разницы в сертификациях.

Сам акроним RCA означает Radio Corporation of America — эта компания в сороковых годах прошлого века применило их в фонографах. Это позволило проигрывателям подключаться к усилителям. На старой технике такие разъемы назывались Phono. В некоторых виниловых проигрывателях до сих пор встречается маркировка Phono Out.

RCA представляет собой небалансное моно соединение. Из-за этого они очень уязвимы к качеству провода. Его следует выбирать таким коротким, каким это возможно. Требования к любым кабелям довольно просты: чем толще сигнальная жила — тем лучше. Производители не всегда пишут сечение жилы, поэтому понять качество шнура обычно можно по его толщине и жесткости.

Кабели с разъемом XLR всегда балансные. Они разрабатывались для подключения микрофонов и успешно с этим справляются и поныне. Второй популярный способ использования — передача линейного симметричного сигнала между профессиональной или Hi-End аудиотехникой. Иногда переходники XLR/TS используются для подключения звуковой карты к активным колонкам.

Разъемы XLR бывают двух типов: «мама» и «папа», для гнезд противоположного пола в подключаемом устройстве. Неверно их не подключишь. Благодаря балансному подключению в сигнале нет шумов, а у кабеля — ограничений по длине. Защищенность от помех снижает требования к качеству кабеля, но рекомендуется выбирать шнур с максимально широким сечением и надежными разъемами во избежание скрипов и шуршаний.

Tip-Sleeve — всегда небалансные кабели для инструментального моно сигнала. Обычно оснащаются джеками диаметром 6,5 мм, бывают линейными и инструментальными. Первые часто применяются для передачи сигнала от выходов звуковой карты к активной аудиосистеме. Вторые используются для подключения гитар, басов, синтезаторов и цифровых пианино к усилителю, DI-Box или звуковой карте. Инструментальный кабель экранируют, чтобы он не ловил помехи.

Низкий уровень сигнала и специфическая область применения предъявляют высокие требования к качеству кабеля. Ключевые параметры для определения качественного шнура — емкость и индуктивность. Чем провод длиннее, тем его емкость выше. Чем выше емкость, тем больше кабель становится похожим на конденсатор, который превращает электрическую цепь в фильтр высоких частот. На практике это означает, что инструментальный кабель длиннее 10 метров будет делать сигнал глуше. Поэтому следует выбирать инструментальный кабель с минимальной емкостью и хорошим экранированием, надежными джеками и минимально возможной длиной.

Tip-Ring-Sleeve — кабели из трех проводов, широко применяемые в профессиональной и бытовой технике. TRS встречается в трех исполнениях:

● 6,3 мм — для студийной и старой бытовой техники: наушников, микшеров, звуковых карт, микрофонов для караоке и т.п.

● 3,5 мм — самый привычный стереоджек для бытовой аудиотехники: наушников, плееров и смартфонов, акустических систем и т.д.

● 2,5 мм — миниатюрный разъем для портативной техники: гарнитур, сменных шнуров для наушников и т.п.

Существуют десятки переходников с одного калибра на другой, разветвителей и хабов для разъемов TRS. В некоторые встроен ЦАП, позволяющий заменить собой аудиокарту, если в ноутбуке сломался 3,5 мм джек.

Конструкция из трех проводов дает возможность превратить кабель в балансный. При моно подключении к приборам с балансным подключением, это позволяет устранить шумы. При стерео подключении это небалансный кабель, поэтому его качество влияет на качество звука. Слишком длинный (более 10 метров) кабель может привести к потерям высоких частот, рекомендуется обращать внимание на минимально возможную длину. TRS постепенно исчезают из современной техники, стремящейся избавиться от проводов в пользу Bluetooth, Lightning и USB type C. Чтобы подключить любимые наушники к современному смартфону, все чаще используется специальный переходник.

SpeakON

Спикерный кабель передает сигнал от усилителя к колонкам. Это уязвимая часть аудиосистемы, и от качества кабеля зависит качество аудио. Чем меньше сопротивление жилы, тем меньше будет потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, производители увеличивают сечение кабеля, используют проводники из бескислородной меди и доходят до абсурдных аудиофильских решений, разбираемых на мемы. Однако на практике серьезно навредить звуку можно только при использовании шнура длиной в десятки и более метров.

Спикерные кабели делают без экранирования.

Цифровые кабели

AES/EBU

Audio Engineering Society/European Broadcast Union — цифровой формат передачи данных на скорости до 3 мегабит в секунду. Разработан в восьмидесятых для профессиональной техники и мультиканальной передачи звука, поэтому его редко можно найти в бытовой аппаратуре. Определенную популярность получил только в устройствах класса Hi-End. В качестве интерфейса используется разъем XLR, но для передачи данных на большие расстояния применяются специализированные кабели, чтобы избежать потерь данных. Микрофонные кабели обладают слишком большой емкостью, поэтому портят сигнал и не годятся для AES/EBU.

S/PDIF

Sony-Philips Digital Interconnection Format — бытовая инкарнация AES/EBU, разработанный в конце восьмидесятых цифровой формат передачи звука со скоростью до 3 мегабит в секунду. Это намного больше необходимой для передачи стерео с CD скорости, поэтому по S/PDIF можно передавать и многоканальный звук форматов 5.1 и 7.1 со сжатием. Такой порт встречается во многих DVD-проигрывателях, ресиверах, ТВ и других бытовых устройствах.

Интерфейс S/PDIF может быть цифровой и оптический Toslink (о нем ниже). В первом случае используются привычные RCA-кабели, во втором — оптоволокно.

Все RCA-кабели — коаксиальные (сигнальный провод у них запечатан в экранный, все кабели такой конструкции называются коаксиальными), но сложилось так, что именно напротив цифрового разъема S/PDIF на бытовой технике пишут «coaxial».

Коаксиальный вход на усилителе Denon PMA-800NE

Формат очень требователен к качеству кабеля, по которому течет как сам цифровой поток, так и синхронизирующая информация. Последняя необходима, чтобы принимающее устройство опознало и привязалось к передающему, иначе будут появляться артефакты, именуемые джиттером — треск, гудение, шум и т.п. Как правило, в джиттере виноват именно некачественный кабель. Однако это имеет значение только при больших расстояниях. Обычный качественный RCA в пределах двух метров отлично справится и с цифровой передачей данных. Если же нужен более длинный шнур, тогда по стандарту его сопротивление должно быть 75 Ом.

Когда-то с помощью SPDIF даже подключался CD-привод к аудиокарте. Современная техника переходит на HDMI, но часто телевизоры имеют только цифровой S/PDIF для вывода звука.

Чтобы подключить к такому ТВ внешнюю акустику, понадобится преобразователь цифрового сигнала в аналоговый с обычными RCA выходами.

Toslink

Toshiba Optical Link — оптический интерфейс для S/PDIF. По своей сути представляет собой коаксиальный кабель, в котором вместо сигнального провода используется оптоволокно.

Это дает кабелю полную защиту от электромагнитных помех и некоторых других проблем, но прибавляет больше требований к кабелю.

Toslink часто носит маркировку Optical, как на DENON DCD-600NE

Из-за хрупкой оптоволоконной сердцевины дешевые кабели легко ломаются, а дорогие оказываются очень жесткими и не подходят, если нужно проложить шнур с перегибами. При передаче данных на большие расстояния сигнал легко теряется, появляется джиттер, поэтому кабель Toslink длиннее пары метров должен быть максимально качественным.

Alesis Digital Audio Tape — разработанный в девяностых годах формат передачи многоканального звука. В то время он умел передавать 8 каналов в разрешении 48 кГц по одному проводу для записи на кассету S-VHS. Современная версия S/MUX умеет также передавать 4 канала с частотой семплирования 96 кГц, или 2 канала для аудио в 192 кГц.

ADAT в варианте S/MUX на звуковой карте Tascam SERIES 102i

В качестве интерфейса применяется оптический разъем TosLink, иногда промаркированный как ADAT Lightpipe. ADAT, наряду с S/PDIF, часто встречается в современной профессиональной технике — звуковых картах, ЦАПах, микшерах.

Word Clock

Иногда на профессиональных звуковых картах или ЦАП класса Hi-End (а также в ресиверах, усилителях и проигрывателях, оснащенных таким ЦАП) можно найти разъемы Word Clock просто Word, похожие на колокольчики. Этот порт используют цифровые подключения S/PDIF, AES/EBU и ADAT для более точной синхронизации между устройствами. По Word Clock передается синхронизирующий сигнал, позволяющий избежать джиттера и эффекта рассинхронизации звука с изображением в домашних кинотеатрах. В качестве интерфейса используется разъем BNC и коаксиальные кабели, требования к ним такие же, как к S/PDIF.

Такие кабели передают MIDI информацию от синтезаторов, миди-клавиатур, процессоров эффектов и другой музыкальной техники к звуковой карте или контроллеру. Состоят из двух сигнальных кабелей в экране и 5-контактного разъема DIN (используется только 3 контакта). Управляющей информации передается не очень много, поэтому особых требований к MIDI-кабелям не предъявляется, любой исправный шнур длиной до 15 метров будет передавать сигнал без потерь и ошибок.

Современный цифровой стандарт для бытовой техники передает видео и многоканальный звук. Есть два типа сертификации кабелей HDMI: Standard (разрешение видео до 1080i) и High Speed (видео до 4K с 3D и Deep Colour). Оба поддерживают передачу многоканального звука до 7.1 с частотой дискретизации до 192 кГц.

Любой исправный кабель длиной до 5 метров не будет портить качество изображения и ловить помехи. Для больших расстояний следует выбирать качественные кабели, здесь следует общее правило: чем более толстый и более жесткий — тем лучше.

Множество аудиокарт, ЦАП, наушников, микрофонов, усилителей и ресиверов подключаются к компьютеру с помощью интерфейса USB. Самая популярная версия все еще остается 2.0, обеспечивающая скорость до 480 Мбит/с (хотя где-то 300 мбитс будут ближе к реальности). На практике этого хватает для одновременной записи около 50 треков в разрешении 48 кГц24 бит.

При увеличении частоты дискретизации вдвое, количество возможных треков уменьшается в два раза, поэтому для записи аудио в высоком разрешении лучше подойдет аудиокарта с интерфейсом USB-C. Он по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбитс, в 20 раз быстрее). Также USB-C умеет работать в альтернативных режимах, заменяя, в частности, Thunderbolt и HDMI при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника.

Аудиофилия добралась и до USB кабелей, в Сети можно найти сравнения звучания дорогих шнуров. Такое случилось из-за того, что USB передает данные без проверок сумм на предмет утраты пакетов, как в HDMI. Однако на практике это не критично, и для небольших расстояний достаточно обычного качественного USB кабеля, чтобы получить четкий сигнал без потерь.

Firewire (IEEE 1394)

Уходящий в закат разъем Firewire когда-то широко применялся в звуковых картах, ЦАП класса Hi-Fi и в студийной технике. Хотя первая инкарнация 1394a даже уступала USB 2 по теоретической скорости (до 400 Мбитс). На практике она могла похвастаться более стабильным подключением, меньшими потерями данных и меньшей задержкой при записи.

Главная проблема с Firewire не в качестве шнура, а в качестве контроллера: для стабильной работы нужны контроллеры сертифицированных для конкретной аудиокарты производителей. Встроенный в материнскую плату дешевый чип часто оказывается бесполезен.

Thunderbolt

Хорошо известный владельцам Mac разъем обладает скоростью до 40 Гбс в актуальной инкарнации Thunderbolt 3. Сегодня разъем используется в студийных звуковых картах и пытается пробраться на рынок пользователей Windows, появляясь в материнских платах.

Thunderbolt является продолжением и заменой Firewire, поэтому к ПК с современным разъемом можно подключить звуковую карту с 1394 с помощью переходника.

Заключение

Беспроводное подключение постепенно вытесняет кабели в бытовой технике, Bluetooth колонки заменяют аудиосистемы, а саундбары уже научились передавать по воздуху многоканальный звук и конкурируют с домашними кинотеатрами. Современные кодеки позволяют передавать сигнал в высоком разрешении без каких-либо потерь. Но пока старая техника еще работает, в продаже всегда можно будет найти соответствующие шнуры и переходники.

Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал “Автозвук”

Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.

Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.

Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »

Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.

Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.

По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.

Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.

Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.

Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.

Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.

Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками

Каким проводом лучше подключать акустику?

Как выбрать сечение для акустического кабеля?

Уже десятки лет идут споры по поводу качества звука акустических систем, столько же идут споры и о проводах, которыми подключается к усилителю эта акустика. Каким же проводом лучше подключать акустику? Простым, электрическим или акустическими проводами из “бескислородной меди”? Поговорим немного об этом.

Как нам рассказывает “Вики” – “Бескислородная медь — электролитическая медь, свободная от медных оксидов.” Чисто технически, производство такой меди – это не простой процесс, но нам он сейчас не особо интересен. Не будем углубляться в эту сторону.

Нас интересует вопрос – а есть ли преимущества у аудио-проводов из “бескислородной меди”, перед обычными медными, многожильными проводами, которые используются при монтаже электропроводки в доме? Вот и разберемся.

Образцы рассматриваемых проводов

Первый образец – кабель акустический

Испытывался провод – кабель акустический OEHLBACH 2*2,50 мм. Обычно он продается в бухтах, намотанных на каркас. Далее краткие характеристики производителя.

  • Высококачественный стерео акустический кабель. Данный акустический кабель для использования с усилителями мощностью приблизительно 150 ватт на канал.
  • Наружная оболочка этого кабеля производства компании Oehlbach изготовлена из нескольких видов прочного и гибкого пластика.
  • Внутренний проводник изготовлен из нескольких отдельных проводов, смотанных воедино для формирования пучка, поэтому такой кабель отличается высокой степенью гибкости и удобством прокладки.
  • В качестве материала внутреннего проводника использовалась бескислородная медь (OFC), обеспечивающая высокую надежность передачи данных.

Странно звучит в описании строка – “Высококачественный стерео акустический кабель”. Похоже, что этот кабель – стерео! Нет, видимо – опечатка. И с чего производитель решил, что можно использовать именно этот кабель (2,5 мм) для акустики приблизительно 150 ватт. Двухсот ваттный усилитель этот провод не выдержит?

То что он очень гибок – тут не поспорить. Действительно, толщина провода кабеля говорит нам, что он будет достаточно жестким. А вот и нет! Неожиданно, кабель очень эластичный, как и заявлено, за счет технологии производства. Наверно, таким проводом лучше всего подключать свою акустику.

Последнее – заявка на то, что медь использована – бескислородная. Об этом и тема разговора. Далее.

Второй образец – кабель электрический

Второй испытуемый провод – самый, что ни на есть, обычный, электрический, для электропроводки. Взяли ПВС 2х2,5. В магазинах можно увидеть бухты по 50, 100 метров, но и по 200 метров можно встретить. Краткое описание применения и характеристики.

Расшифровка маркировки провода ПВС 2х2,5

  • П – провод;
  • В – изоляция и оболочка из ПВХ пластиката;
  • С – соединительный;
  • 2 – Количество токопроводящих жил
  • 2,5 – Номинальное сечение жилы (мм 2 )

Описание применения провода ПВС 2х2,5

  • Для присоединения электроприборов и электроинструмента по уходу за жилищем и его ремонту, стиральных машин, холодильников, средств малой механизации для садоводства и огородничества и других подобных машин и приборов, и для изготовления шнуров удлинительных на напряжение до 380 В номинальной частоты 50 Гц;

Сравнивая провода одной размерности (диаметр сечения), а так же учитывая длину провода, можно получить некоторые различия в качестве изоляции, зачастую, и в толщине сечения проводника. Да, не все производители придерживаются определенных норм и требований. И на прилавках можно увидеть провод с заявленным сечением 2*2,5 мм 2 , а на самом деле окажется, что он 2*2,0 мм 2 . Следует быть внимательнее при выборе провода.

Из такого провода часто мы делаем себе для бытовых нужд разного рода удлинители. Они наверняка смогут выдержать и стиральную машину и холодильник и утюг, даже одновременно включенные. Редко кому приходило в голову специально подключать акустику именно таким проводом. Хотя у многих – именно электрическим проводом и подключены колонки.

Сравнение акустического провода и электрического

Внешний вид и жесткость

И так, продолжим изучение и сравнение. Зачистим изоляцию и рассмотрим сами медные жилы.

Этот провод акустический, название производителя – OEHLBACH

Другой провод электрический, производитель может быть любой, но внешний вид его будет такой.

Чисто визуально – они сразу имеют отличия. Первый образец на ощупь и на изгибание – очень мягкий, что у меня это вызывало некую осторожность и подозрения – “а он реально сможет выдержать те нагрузки, которые заявлены производителем?” Надеюсь, что да. Второй провод раза в три жестче на изгиб.

Чем это вызвано? Рассматривая жилы можно сразу заметить, что у второго провода (электрического) каждая жилка значительно толще, чем у аудиопровода (акустического). Это и является причиной такой “мягкости” на ощупь.

Второе, что придает гибкости акустическому проводу – отсутствие второй защитной оболочки. В электрическом проводе, каждая жила имеет свою изолирующую оболочку. Сверху провода покрыты общей (обычно белого цвета) оболочкой. Она достаточно толстая и изготовлена из ПВХ.

Акустические провода покрыты, мягким на ощупь, материалом на основе силикона (прозрачный). И отсутствие второй изолирующей оболочки позволяет получить “мягкий” провод для акустики.

Измерения

Сопротивление провода

Испытывали отрезки проводов по десять метров длинной. Разматываем провода по всей длине, чтобы не было ни каких “индуктивных наводок”. Обычно, ни кто не подключает провода большой длинны к акустике. Отмеривается провода ровно столько, сколько нужно для удобного подключения акустики и не делается лишних скруток (в бухты).

Скручиваем с одной стороны зачищенные провода, а с другой подключаемся тестером для замера сопротивления. Физически, получается, что мы измеряем длину одной жили длинной в 20 метров.

Замеряем акустический провод Oehlbach. На тестере показания – 0,2 Ома.

Подключаем к тестеру электрический провод. С одной стороны проводники зачищены и соединены, а с другой стороны провода – получаем показания. Тестер показывает – те же 0,2 Ома.

На этом и закончили измерения сопротивлений проводов. Ни какой разницы нет, потому переходим к следующим замерам.

Измерение проводов под нагрузкой

Для измерений используем осциллограф, генератор и резистивную нагрузку.

Первым возьмем для измерений акустический провод Oehlbach.

Подключаем акустический провод к усилителю. Другой конец провода подключен к резистивной нагрузке 4 Ома. Одним щупом подключаемся к выходу усилителя, а вторым к нагрузке.

На осциллографе будем наблюдать потери в нашем измеряемом кабеле. На сколько же будет падать напряжение на конце нашего провода?

1. Генератором подаем частоту 100 Герц на вход усилителя, и регулятором громкости добиваемся, чтобы на выходе усилителя получилась мощность в сто ватт.

При выходной мощности усилителя – 100 ватт, на его выходе, при нагрузке в 4 Ома, получается напряжение 20,1 Вольт. А на конце кабеля, в месте подключения нагрузки, получаем 19,6 Вольт. Иначе сказать, имеем потери напряжения в 0,5 Вольт на 10 метрах акустического кабеля.

2. Увеличим частоту и проведем замеры на 1000 Герц. Процесс – тот же самый. Но падение напряжения иное. На выходе усилителя, напряжение – 20,1 Вольт. На другом конце получаем практически те же – 19,7 Вольт. Падение на 10 метрах провода – 0,4 Вольт.

3. Зададим частоту, почти по максимуму слышимого диапазона, в 16 кГц. Напряжение на выходе усилителя – 20,1 Вольт. На другом конце получаем практически те же – 19,0 Вольт. Итого, потери в проводе – 1,1 Вольт.

Все те же манипуляции проведем с обычным медным (электрическим) кабелем.

1. Задаем частоту в 100 Герц. На выходе усилителя – 20,3 Вольт. На другом конце получаем практически те же – 19,6 Вольт. Падение напряжения – 0,7 Вольт.

2. На частоте в 1000 Гц, на выходе усилителя имеем 20,1 Вольт. Замечательно. Но при замерах на нагрузке, получается нечто интересное! На второй точке замера обычного электрического кабеля мы имеем те же – 20,1 Вольт! Вот это номер!

3. Зададим частоту в 16000 Герц. Напряжение на выходе усилителя – 20,3 Вольт. На другом конце, через десять метров, – 19,4 Вольт, получаем потери в проводе – 0,9 Вольт.

Результаты измерений

Было проведено ещё несколько “контрольных” замеров. Выведено среднее значение, но практически во всех измерениях, показания были похожи. Отличия были всего в пару десятых. Потому отобразим данные, для наглядности первых замеров.

Частота, (Гц)провод Oehlbach, падение напряжения, (Вольт)Электрический провод, падение напряжения, (Вольт)
1000,50,7
10000,40,0
160001,10,9

Выводы

  • Провод электрический ПВС 2*2,5 мм 2 , средняя цена, на момент написания статьи, составляет от 35 до 50 рублей за один метр, не особо зависит от производителя. Это цена именно за провод, сечением 2,5 мм 2 . Повторюсь, что некоторые производители имеют неосторожность предлагать провод, предположим, 1,5 квадрата с маркировкой 2,0. Эти провода мы не берем в расчет.
  • Провод акустический Oehlbach 2*2,5 мм 2 , стоит от 370 до 480 рублей за один метр. Можно купить и дороже, если провод уже обрезан, скажем по 3 метра, и на концах установлены какие либо разъемы. Можно найти и дешевле, если купить трёхсот метровую бухту, тогда один метр может стоить и от 270 рублей.

Конечно, если учитывать, что – “берешь больше, платишь меньше!”, тогда можно найти и купить чуть дешевле и тот и другой провод. Но задача не в том, чтобы купить дешевле. Проблема в том, чтобы не купить очень дорого то, что можно заменить на более дешевый вариант, абсолютно без потери технических характеристик и качества звука.

Выражение – “скупой платит дважды!” – тут ни каким боком не подходит. Это лично моё мнение, потому как проведенные замеры убеждают в том, что и тот и другой провод выполняет свои технические задачи, которые мы от него и требовали.

Каким проводом удобнее подключать акустику? При подключении акустики и тот и другой провод одинаково удобен. Потому, все сводится к качеству звука, воспроизводимой нашей акустикой.

Немного про качество звука

Если принять во внимание выше проведенные процедуры и выводы, то замена дорогого провода на более дешевый, не создаст неудобства при прослушивании музыки. На слух, “в тёмную”, ни кто не сможет заметить разницы, даже “прожженые меломаны”. Не будет ни какой потери качества звука. Спорить можно уже начиная тут, как и в самом начале статьи.

О проводах компьютерных колонок. Как пример.

Рекомендую посмотреть, какие провода используются для подключения акустики, скажем в компьютерных колонках с деревянными корпусами. Сами колонки достаточно большие и играют громко и почти хорошо. Соответственно и провода должны быть достаточной толщины. А проверьте, какое сечение на ваших проводах. Вы увидите, что проводки там имеют сечение в лучшем случае – 0,3 мм 2 . Это в идеале.

На самом деле, часто берешь за провод, тянешь на разрыв, а он просто рвется в руках как обычная нитка. Обычно, это черные провода с красной полоской. И о каком качестве или передаваемой мощности можно тут говорить?!

Какими проводами подключают акустику меломаны и аудиофилы?

Меломаны особо не озабочены брендом производителя проводов. Используют и электрические провода для подключения акустики сечением 0,5 мм 2 , и если мощный усилитель будет “раскачивать” большие колонки, то не долго думая поставят провод потолще – обычно это 1,5 мм 2 .

А вот аудиофилы начнут поднимать спор и доказывать, что – “не зря производители пришли к такому решению – производить акустические провода из “бескислородной меди”! Типа – “… Звук, при использовании акустического провода, из “бескислородной меди”, становится более мягким, прозрачным и гораздо чище…”

Отчасти, они будут правы – совсем не зря начали производить такие провода! Ведь продавать можно гораздо дороже то, что стоит копейки! Стоит лишь поместить этот товар в красивую упаковку, расписать все плюсы огромным шрифтом.

А ещё, вспомните, когда проходите мимо витрины, а там огромными буквами написано – “скидка до 70%”. Вы как это себе представляете? Это тотальная распродажа, или просто жест доброй воли – продать товар “в подарок”? Нет, всё не так. Это просто маркетинг. И этим всё сказано. Серьезная наука – продавать, и не все её понимают. Так выходит и с нашими проводами.

Надеюсь, что кому то, эти измерения помогут задуматься и понять, что нет смысла платить больше, чем оно стоит на самом деле. Прошу оставить своё мнение в комментариях по поводу использования того или иного провода, который вы считаете лучшим, и по чему именно таким проводом лучше подключать акустику.

Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на новые статьи сайта и получайте свежие новости самыми первыми!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать – не дано ни кому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом – напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте! Не забывайте про Авторские права.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию